После того, как коронавирус добрался до России и каждый день становится известно о новых случаях заражения в разных точках страны, паника из-за рубежа и с валютных рынков перекинулась на обычное население. В США активно начали скупать туалетную бумагу и продукты, у нас же остановились в основном на втором. Греча, тушенка, консервы — в общем, все, что может долго храниться в случае карантина, начало пропадать с прилавков в некоторых регионах.

А власти пока закрывают границы с соседними странами. Конкретный план борьбы с напастью неизвестен, видимо, людей должно успокоить то, что вдобавок к координационному совету Правительства во главе с Мишустиным создали еще и рабочую группу Госсовета во главе с Собяниным. Словом, больше нянек, хороших и разных. О том, что происходит и как согражданам вести себя в этой ситуации, Накануне.RU рассказал доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

— Как вы смотрите на эту панику и скупку товаров? Адекватно ситуации?

— Это вполне разумная реакция, потому что люди видят, что действия правительств по всему миру абсолютно не адекватны тому, что эти же самые правительства говорят. Ведь если верить словам властей, то мы имеем дело просто со вспышкой сезонного гриппа. Тяжелого, может быть, искусственного происхождения, но выглядит примерно так.

Дальше есть два варианта: либо есть что-то, чего все правительства людям не говорят, и это вызывает страх, либо правительства всего мира — идиоты, а это тоже вызывает страх. При этом мы видим падение фондовых рынков, по людям это непосредственно не бьет, но паники добавляет.

— То есть паника объяснима?

— Естественно, некоторые запасы делают — те, у кого их еще нет. Ничего странного или неправильного в этом нет. Хотя ничего разумного в этом тоже нет, на мой взгляд, но это вполне естественная реакция.

— Как оцениваете действия правительства РФ?

— Одна из первых вещей, которая была сделана, это снятие всех логистических ограничений по всей стране на движение машин, которые везут товары в торговые точки. Вещь абсолютно правильная, чтобы не было логистических предпосылок для дефицита.

Скажем, власти Москвы очень сильно затрудняют движение машин, которые везут товары в магазины, из-за этого бизнесы разрушаются, возникают «черные рынки», очень много недовольства. Но в данном случае снятие этих ограничений абсолютно оправданно — как раз планировалось 1 апреля очередное «завинчивание гаек», все были в легком ужасе, ну а теперь люди получили возможность вздохнуть полной грудью. Если, конечно, московские власти будут выполнять решения правительства. Я думаю, что будут.

— Вы сказали, что если смотреть на слова — то это просто грипп, а на самом деле к чему готовиться?

— Посмотрим, как у нас обстоят дела с производством всего необходимого.

У нас производство уничтожается последовательно, мы же не Китай. 1,2 млн масок, о которых рапортует товарищ Мишустин, это вообще ни о чем. Официально маску надо менять каждые 2-3 часа, то есть в день вы должны три маски сменить как минимум. Соответственно, все эти объемы производства масок — мелочи.

С лекарствами — еще хуже, с дезинфицирующими средствами — еще хуже. Точно так же у нас запрещен ввоз из-за границы тестеров для выявления коронавируса. В переводе на русский — у нас будет столько больных коронавирусом, сколько мы произвели тестов. Замечательно.

А почему нельзя из Китая ввезти эти тесты, которые продаются на «Алиэкспрессе» совершенно свободно? И бизнес пытается уже это наладить, но государство говорит «нет», и есть люди, которые сидят не за ввоз тестов на коронавирус, но за ввоз лекарств, которые работают в мире, а в России они запрещены.

Так что мы видим искусственное создание дефицита.

— И это влияет на выставки, чемпионаты и массовые мероприятия, но не на голосование 22 апреля? Может быть, следовало ввести режим ЧС?

— Можно с большой определенностью сказать, что 22 апреля, скорее всего, режим ЧС введен не будет, несмотря на всю панику. Но и после 22 апреля он тоже, наверное, не будет введен, потому что эта вспышка пойдет на спад.

— Как вы оцениваете назначение Сергея Собянина на место руководителя рабочей группы Госсовета по борьбе с коронавирусом?

— Это наглядная иллюстрация уровня российского государственного управления, когда есть реальная проблема, и создаются две рабочие группы. Интересно, как они будут друг с другом взаимодействовать? Скажем, Мишустин во главе Правительства скажет, что мы снимаем все ограничения на логистику для машин, которые везут товары продовольствия в торговые точки. А Собянин скажет — ничего подобного, с 1 апреля вообще их предельно ограничиваем, нечего им ездить по городу. И как они будут взаимодействовать друг с другом?

Это реальная угроза двоевластия, о которой говорил президент.

— Просто плодят сущности?

— Да, именно. Правда, Госсовет не имеет полномочий принимать обязательные для всех решения, насколько я могу судить, но все про это могут забыть. Посмотрим, как будут выполняться решения.

ИсточникНакануне
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...