— Почему Запад перед лицом общей беды не объединился, наоборот, страны выбрали политику «каждый сам за себя»?

— Причина в западном менталитете. А вот наша проблема в том, что мы пытаемся судить о Западе по себе, по тому, как бы мы себя вели в сложной ситуации, как бы мы поддерживали друг друга, как мы мобилизуемся в моменты вызова, как мы ставим общее выше частного. Это наш, евразийский, русский, азербайджанский подход. Так мыслят и живут народы Евразии. Мы хотим видеть в Западе те хорошие черты, которые есть в нас самих. Но там этого нет. И потому Запад легко ловит наши народы на «удочку глобализации», рассказывая небылицы, обещая дивный мир будущего. Но глобальный мир — в интересах Запада, а не всего человечества, и это очень важно.

И вот коронавирус стал моментом истины, он вскрыл подлинные мотивы, реалии и подходы западных стран, которые всегда ставят свои интересы выше всего. Можно говорить о некоем цивилизационном расизме. Он свойственен Западу по определению. В принципе, мы это наблюдали не раз в истории.

— До последнего момента, да и сейчас Запад указывает другим странам, что им делать, а вот перед угрозой коронавируса страны ЕС закрывают свои границы. Кстати, в декабре прошлого года Президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что «Европейский Союз предлагает нам не ассоциацию, а инструкцию, и мы на это не согласны». Прошло совсем немного времени, и стало ясно, что помощи от того же ЕС не могут получить даже страны Евросоюза.

— Запад исходит из того, что его исторический опыт является универсальным. Но это чистый волюнтаризм. И, тем не менее, западные страны пытаются давать другим народам, другим государствам указания. Идет выстраивание цивилизационной иерархии, где наверху Запад, есть народы, которые стремятся стать похожими на западные (так называемые варвары), и те, кто не стремится перенимать западные ценности (так называемые дикари). Такую мировоззренческую модель описал западный философ Джон Хобсон.

А Президент Ильхам Алиев совершенно прав. К этому пониманию приходят и другие лидеры государств мира, которые замечают, что высокомерие является единственным стержнем «западной цивилизации». Что мы видим сейчас? Даже принадлежность к западному миру не означает получение помощи и поддержки. Посмотрите, как США обособленно пытаются справиться с проблемой коронавируса. Нет даже попыток объединить усилия ученых, наоборот, они тайком пытаются перекупить немецких специалистов, чтобы вакцина сначала появилась у американцев, а не у европейцев. Для наших людей это просто невообразимо. И это совершенно не то, о чем нам рассказывали идеологи глобализации на протяжении многих лет и даже десятилетий. Это не то, что показывают в голливудских фильмах, когда американцы спасают мир. Они спасают только себя за счет других, да еще и наживаясь на этом. Страшно представить что будет, если человечество столкнется с более серьезной угрозой, чем коронавирус.

— Но что будет дальше? Каким станет новый мир?

— Многополюсный мир, в котором Запад не будет консолидированным (Америка и Европа будут разделены). И США потеряют свои лидирующие позиции. Полюса будут складываться вокруг сильных игроков, но сильных не своей наглостью и цинизмом, а сильных в плане способности налаживать взаимодействие, взаимовыручку и, в конце концов, приходить на помощь слабым. На такую роль сегодня могут претендовать Китай, Россия, какое-то государство Европы, например, Германия. А дальше все будет определяться в ходе развертывания событий. Нас ждет совершенно другая картина мира. И больше никто не поверит в благонамеренность Запада и идеалистические мотивы США.

ИсточникMedia.az
Валерий Коровин
Коровин Валерий Михайлович (р. 1977) — российский политолог, общественный деятель. Директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ, член Евразийского комитета, заместитель руководителя Международного Евразийского движения, главный редактор Информационно-аналитического портала «Евразия» (http://evrazia.org). Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...