Ранее мы говорили о дазайн-психологии. Сегодня — о мойра-терапии.
Мойра-терапия основана на принципе применения театралитета (театральности) к сфере психологии. По аналогии, применяя театралитет к обществу, мы получаем социологию.
Смысл любой театральной драмы заключается в выделении двух базовых множеств: герой и рок. Герой, который борется с роком, и есть театр.
Мойра по-гречески означает: рок, судьба.
Главный принцип мойра-терапии: герой появляется в драме, когда дела обстоят плохо. До этого мы не знаем о герое. Когда человек почувствовал, что с ним что-то не так, это первый признак его пробуждения. Это завязка драмы.
Человек получает не внешнюю поддержку («все нормально», «все сложится», «все исправимо»), а наоборот («вам плохо? Отлично! В вас пробуждается герой»). Консультант создает некий мир, в котором пациент ищет свое место: мойра-терапевт тоже, но он отличается тем, что проецирует на пациента принципиальную картину, в которой есть героическое начало и структура рока.
Вначале мы отделяем героя от рока: человека самого по себе от всего того, что заставляет его действовать, подчиняясь внешнему.
Пациент оказывается в положении героя, который борется с роком. Например, проблема с алкоголем — мойра-терапевт отвечает, что факт желания выпить надо осмыслить. Если хочется выпить, значит ты хочешь сдвинуться из окружающего мира — значит, в нем тебе что-то не хватает, и нужен допинг. Ты попал в кольцо рока, и с выпивкой ты считаешь, что можешь раздвинуть эту мощь рока. Мотивация здоровая — углубиться в себя, открыть внутренний мир, чтобы остальное стало опциональным, чтобы отдалить мир.
Мойра-терапия как раз нужна, чтобы укрепить мотивацию — углубиться в себя — но (!) при этом сообщить пациенту, что рок не только снаружи, но и внутри человека. Поэтому бороться надо не только с внешним, но и внутренним роком. То, что ты хочешь выпить — это героическое, но то, что ты пьешь — это рок. Может, рок победить и нельзя, но бороться — можно.
Борьба с роком важна не как победа. Чем больше мы укрепляем героическое начало, тем осмысленнее будет наша жизнь — и смерть. Все сражения выиграть нельзя — но наличие героя в нас уже свидетельство слабости рока.
Маленький бытовой подвиг маленького человека может иметь по своим духовным пропорциям космическое, вселенское значение. Нет ничего малого в человеке — человек сам по себе настолько уникальное явление, что борьба против рока имеет для людей принципиальный характер.