«Не верю!» — сказал бы ещё раз свои знаменитые слова Станиславский. Я тоже не верю, как и абсолютное большинство простых людей.

И не надо никаких иллюзий и благоглупостей. Сегодняшняя Российская Федерация в принципе не способна ни выработать свой мобилизационный проект, ни тем более реализовать его. Почему?

Во-первых, Россия — страна сугубо капиталистическая, а российский социум — это глубоко мелкобуржуазное общество. Здесь открыто или косвенно господствует принцип: каждый сам за себя, один Бог за всех.

Во-вторых, главное противоречие нынешней России — противоречие между государством и обществом (так учили нас действительно великие классики!). Нынешнее государство не только всячески и в разных формах презирает «народ-быдло», но и не скрывает этого. А народ (не быдло!) тихо ненавидит и не верит государству, потому что изо всех оставшихся сил старается выжить.

В-третьих, кто же всё-таки основной внутренний враг, который никогда, ни при каких обстоятельствах не допустит никаких мобпроектов и прочей шелупони? Такой враг есть — «глубинное государство». Оно в России очень сложное, загадочное, похожее на чудовищного спрута с тысячами невидимых, извивающихся щупалец. Но его сердцевиной является национальная коррупционная система. Между прочим, в Соединённых Штатах ядром Deep State является военно-разведывательный комплекс. Кстати, в Китае — то же самое.

Так вот, именно наше родное-посконное «глубинное государство» действительно управляет Россией, а отнюдь не президент и правительство. И оно, это «глубинное государство» уже мобилизовалось на нынешнем этапе. Соответствующие инициативы уже вырабатываются и предлагаются публике. Вот, например, на закупку ИВЛ в рамках борьбы с коронавирусом выделено целых 12,5 миллиарда рублей. Это на всю Россию. А на закупку бордюрной плитки в Москве — 16,5 миллиарда рублей. Официальные данные.

В-четвёртых, мобилизационный проект — это, прежде всего, ответственность, громадная ответственность. И официальная власть в рамках национального мобпроекта должна показывать пример такой ответственности. Но российская власть безответственна (в отличие от «глубинного государства» — там-то пацаны отвечают за свои слова!), поэтому она и показывает соответствующий пример «многонациональному российскому народу».

Так, в 2013 году был принят Закон о стратегическом планировании. То ли в 2018-м, то ли в 2019 году кто-то из кремлёвских бонз прямо и публично проговорился, что, мол, этот закон почему-то не работает. Конечно, не работает и не будет работать — по двум основным причинам. Прежде всего, потому что российскому «глубинному государству» такие законы «до лампочки». Кроме того, как можно «стратегически планировать», если нет концепций, баз данных, технологий и методов для стратегического прогнозирования. Поэтому, ясное дело, всё, что планирует такая безответственная власть, заканчивается натуральным пшиком.

Кстати, Сталин всегда предпочитал говорить не об абстрактной ответственности, а о персональной.

В связи с темой ответственности нынешней российской власти есть две немудрёные загадки. Сколько бывших российских министров, из тех, которые «управляли» страной, отбыли на Запад, прихватив свои «честно» заработанные миллионы? Ответ очень прост, и его легко найти в Интернете. Но есть вопрос и посложнее: сколько нынешних министров окажется на Западе после того, как они покинут свои нынешние комфортабельные кабинеты? Могу поспорить, что шестеро как минимум.

В-пятых, официальная власть не знает, что реально происходит в России, в регионах, на ещё более нижних, невидимых «этажах» страны («глубинное государство» знает!). Поэтому соответствующим данным, в том числе и статистическим, не доверяют даже сами высокопоставленные российские чины.

В-шестых, российская власть интеллектуально не способна предложить обществу вдохновляющего «общего дела», которое бы действительно могло мобилизовать. В отличие от российского «глубинного государства», у которого такое простое и вдохновляющее «общее дело» есть — «заработать» ещё больше, а потом «заработанное» получше спрятать.

В-седьмых, раз нет «общего дела», то, следовательно, власть не может предложить десяткам миллионов людей внятного, понятного, смыслообразующего образа очень сложного мира, в котором мы живём и в котором начали возникать совсем неслучайные пандемии, типа нынешнего коронавируса. И которые обязательно будут повторяться!

Но это означает, что у власти нет и понятного — даже для них самих! — образа действительного, тревожного будущего.

А вы говорите о мобилизации и мобилизационном проекте. Нет, как предсказывала ещё «Махабхарата»: «Путь наш во мраке!». Ибо каждый народ имеет ту власть, которую заслуживает.

ИсточникЗавтра
Шамиль Султанов
Султанов Шамиль Загитович (1952-2022) – российский философ, историк, публицист, общественный и политический деятель. Президент центра стратегических исследований «Россия – исламский мир». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...