Утро воскресенья принесло новость об очередной «войне» между Азербайджаном и непризнанной республикой Нагорный Карабах. Как обычно «ньюсмейкером» выступило правительство соседней Армении, фактически, ассоциированной с РНК:
«Премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил, что правительство страны в связи с обострением нагорно-карабахского конфликта ввело в стране военное положение и объявило всеобщую мобилизацию. Все приграничные населённые пункты, а также столица Степанакерт обстреливаются. Под прицелом все гражданские объекты. Обстрел ведётся из систем «Град». Азербайджан «начал наступление» на карабахском направлении. Армия обороны Карабаха успешно ему противодействует, — приводит Интерфакс слова премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
Со своей стороны минобороны Азербайджана всю ответственность за очередной раунд противостояния возложило на армянскую сторону и заявило, что принимает «ответные меры» против действий ВС Армении на линии соприкосновения в Карабахе.
Ход боевых действий первых суток можно комментировать только по отрывочным сведениям с обеих сторон. Армения отчиталась о том, что сбила два азербайджанских боевых вертолета и «до четырнадцати» БПЛА, а также выложила несколько видео с горящими азербайджанскими танками. На одном из этих видео видно, что это подрыв на управляемом фугасе. И это, как минимум, свидетельствует о том, что атакующее азербайджанское подразделение дошло до армянских позиций и на подходе попало на мины.
Со своей стороны министерство обороны Азербайджана объявило о потере одного своего вертолета и заявило об уничтожении батареи ПВО «ОСА» РНК. Кроме того, поступают сведения о постоянных ударах азербайджанских беспилотников турецкого производства по объектам управления и коммуникациям армян. Так же поступают сведения, что на ряде направлений азербайджанцы смогли продвинуться вглубь армянской обороны на полтора-два километра и овладели несколькими ключевыми высотами. Сейчас армянские силы контратакуют, пытаясь вернуть себе потерянные позиции.
Такой масштаб боев явно выходит за рамки обычной пограничной перестрелки, характерной для этого конфликта все последние годы.
Очевидно, что азербайджанская сторона поставила себе куда более масштабные цели, чем просто обмен ударами. Её командование, как минимум, стремится нанести армянам локальное военное поражение, навязать свою волю и улучшить свои позиции в этом районе. И это свидетельствует о смене вектора внешней политики Баку, который двадцать лет сохранял сдержанность в конфликте в НКАО, и действовал с большой оглядкой на Москву. Сейчас в Баку явно верх взяла «турецкая партия» в азербайджанском руководстве, которая давно требует перехода к диалогу с Арменией с позиции силы. У этой партии свои козыри и главный — полная поддержка Турции, стремящейся играть здесь все более весомую роль.
К тому же, именно в Турции, по турецким стандартам все последние двадцать лет обучается офицерский состав азербайджанской армии и влияние Турции на военную элиту Баку бесспорно. Позиция же Алиева постепенно слабнет. Серьезные экономические проблемы, с которыми с весны столкнулся Азербайджан, серьезно подорвали его авторитет, как успешного лидера, и в его окружении наметился явный раскол. В этих условиях позиции «партии войны», похоже, усилились настолько, что она смогла навязать президенту решение сменить тактику выжидания на тактику силового давления на Ереван. При этом ставки в этой игре очень высоки.
До сего дня почти четверть территории Азербайджана, включая НКАО, находится под контролем армян. Кроме самого Нагорного Карабаха еще пять прилегающих районов оккупированы, и это не только серьезная геополитическая проблема Баку, но и крайне болезненный для престижа Азербайджана, не способного восстановить свою территориальную целостность, вопрос. До сих пор его остроту сглаживал лишь откровенный страх еще больших потерь в новой войне с Арменией. Поэтому, ни Гейдар Алиев — отец нынешнего президента Азербайджана, ни сам Ильхам Алиев не решились на большую войну, предпочитая репутационные издержки военному поражению. Но, как уже было сказано выше, ситуация, похоже, меняется. В Баку выросла и оформилась мощная протурецкая элита, готовая рискнуть всем ради большого куша — восстановления территориальной целостности страны. И после этого вопрос смены клана Алиевых это технический вопрос…
Но вот насколько это получится у Азербайджанской армии? Уже первые видео с горящими танками показали, что взламывать хорошо оборудованную в инженерном плане оборону армян это задача не из легких и избежать тут серьезных потерь невозможно. Кроме того, за спиной РНК очевидно маячит армия «большой Армении», а это значит полномасштабная война. Так готов ли Азербайджан к новой большой войне за Карабах?
Пока нет никаких факторов на это указывающих.
Для «партии войны» в Баку риск тут слишком велик. Военный разгром сразу усилит позиции действующего президента и вся ответственность за поражение и потери ляжет на них и маячащую за ними Анкару.
И с большой долей вероятности боевые действия так и останутся на уровне «приграничных боев», в которых каждая из сторон «обкатает» свои боевые части и запишет себе «очки». Потом стороны растащат уничтоженную технику, похоронят убитых и все пойдет как прежде…
Ранее обострение ситуации между Арменией и Азербайджаном фиксировалось в июле 2020 года. 16 июля подразделения ВС Армении предприняли попытку атаковать позиции Азербайджана в Товузском районе. Тогда впервые за 25 лет противостояния боестолкновения прошли не в Нагорном Карабахе, а на границе между Арменией и Нагорным Карабахом.
По итогам боев Министерства обороны двух стран заявили о гибели десяти военных.