31 октября 2020 г., по инициативе живущих за пределами России русских, состоялся международный виртуальный круглый стол под названием «Проблемы консолидации русской нации».
В рамках трехчасового мероприятия эксперты из Латвии, Литвы, Эстонии, России, Украины, при участии представителей Белоруссии, Сербии, Польши обсудили то положение, в котором русская нация оказалась после распада СССР. А она после распада СССР стала крупнейшей в мире разделенной нацией и в силу этого крайне ослабла.
Правопреемница СССР Россия утратила свое политическое влияние не только в странах Восточной Европы, но и в бывших союзных республиках. Последние пять лет русские подверглись массированной атаке сначала на Украине, а затем в Белоруссии. В Прибалтике за 30 постсоветских лет дело дошло до насильственной ассимиляции русского населения. Не лучше обстоят дела и в Средней Азии и Казахстане. Из Закавказских республик русские титульными властями практически поголовно выдавлены. Во всех постсоветских странах русские активисты подвергаются уголовному преследованию.
Одновременно усилилось политическое, экономическое и информационное давление на ядро русской нации, сосредоточенное в России. Геополитические конкуренты не скрывают своего желания расчленить Россию по этническим швам, поставить русское население в положение лиц второго сорта, радикально сократить его численность, подвергнуть экономической эксплуатации оставшихся. При этом в полной мере пострадают и живущие в России этнические меньшинства и живущие за рубежом русские.
Участники круглого стола пришли к единому мнению, что начался новый территориальный передел мира, который может привести к развязыванию Третьей мировой войны. В этих условиях для выживания русской нации настоятельно требуется пересмотр принципов взаимодействия ядра нации в России и диаспор(рассеяния), необходима консолидация русской нации на принципиально новых началах.
Дискуссия носила многоплановый характер. В центре внимания участников было несколько проблем.
Главной проблемой было определение того, какую нацию мы строим. В настоящее время в литературе сложилось две принципиально разные концепции.
Одна концепция исходит из того, что сейчас идет строительство российской нации. Эта нация возникла в 1993 г., не имеет связи с предыдущей – советской социальной общностью. Расселение этой нации ограничено современными российскими границами. Эта концепция не признает существования диаспоры и предлагает живущим за рубежом русским либо добровольно ассимилироваться, либо переезжать на постоянное место жительство в Россию. Дискриминацию и эксплуатацию зарубежных русских сторонники концепции российской нации не хотят замечать, а тем более не хотят их защищать. Наличия специфических русских духовных ценностей они не признают, напрочь отвергают необходимость идеологии, которая может сплотить нацию. Объективно концепция российской нации есть стратегия встраивания части правящих российских элит в Западный геополитический проект на роли даже не сателлитов, а сервов.
Другая концепция исходит из того, что идет строительство русской нации, той нации, которая имеет тысячелетнюю историю. Все люди, которые придерживаются русских духовных ценностей, независимо от их этнической принадлежности – русские. Соответственно, Россия ответственна за всех русских, независимо от места их проживания. Она не допускает их дискриминации и эксплуатации. Русские строят свой собственный цивилизационный и геополитический проект, этот проект конкурент Западному проекту.
Абсолютное большинство участников дискуссии, прямо или косвенно, заявило о том, что придерживается второй концепции. Более того, прозвучали мнения, что внутри России русские страдают от политики, которую проводят власти национальных и автономных республик, пытаясь придать особые права титульным элитам. Это может привести к повторению Россией судьбы СССР, в котором в последние десятилетия существования было полностью утрачено управление процессом строительства советской нацией.
Российские эксперты обратили внимание на то, что в стране недавно приняты поправки к Конституции, в соответствии с которыми признается правопреемственность нынешней нации и государственности их предшественникам на протяжении тысячи лет, а русский язык признан государственным. Было обращено также внимание на усилия президента по «национализации» нынешней правящей российской элиты.
Второй проблемой, ставшей предметом обсуждения, была оценка нынешней ситуации с русской диаспорой.
Часть участников дискуссии высказала опасение, что с уходом советского поколения возрастет число русских, которые будут использоваться этнократическими властями в постсоветских республиках для ведения войны с Россией. Приводились примеры того, как Запад активно вкладывает деньги и предпринимает организационные усилия по «янычаризации» русских. На Донбассе русские уже воюют с русскими. Этого стоит опасаться в будущем и в Белоруссии. Меры по запрету русских школ, ограничение использования русского языка в общественном оборот, запрет распространения российского теле- и радиовещания — это как раз шаги к тому, чтобы превратить русскую молодежь в антирусскую молодежь.
Часть участников дискуссии обратила внимание на то, что «янычаризация» русского населения в диаспоре носит наносной характер и при изменении внешних переменных мгновенно улетучивается. Так, в ДНР и ЛНР «галицийский» «коричневый» проект давно воспринимается, не только этническими русскими, но и этническими украинцами, как кошмарный сон. В условиях же начавшихся бурных геополитических перемен неизменно уйдут в прошлые этнократические элиты и их «коричневые» проекты во всех бывших союзных республиках, произойдет «регенарация» подавленного властями русского населения.
Третьей проблемой, которую обсуждали участники круглого стола были инструменты взаимодействия России и диаспоры.
Как к месту процитировал У. Черчилля один из участников круглого стола: «Генералы всегда готовятся к прошлой войне». Он отметил, что Россия, например, наращивает усилия по ведению пропагандистской работы в сфере телевещания. А главным источником информации и каналом влияния на поведение современных людей являются социальные сети. Вот как эффективно показали себя телеграф-каналы Nexta в Белоруссии. При смешных материальных затратах они управляют поведением до миллиона людей, легко разрушают белорусскую государственность. А еще большим влиянием пользуются такие социальные сети, как Facebook, Twitter, Youtube. Они сейчас активно используются для управления поведением и жителей России, и русской диаспоры. Что им может противопоставить руководство России в час X? Не надо разрушать государственность постсоветских стран, но проводить консолидацию русских через свои социальные сети вполне возможно и настоятельно необходимо.
Есть такой инструмент выстраивания отношений материнской нации с диаспорой, как квазигражданство. Не все русские с активной позицией могут позволить себе за рубежом принять полноценное российское гражданство – сразу будут высланы из страны. Так, как только что из Латвии выдворили 75-летнего советского полковника в отставке Владимира Норвинда. А вот выдача «карты русского», по образцу «карты поляка» или «карты венгра», позволит консолидировать зарубежную русскую диаспору. При минимальных затратах на предоставление права на льготную учебу в российских вузах, посещение российских музеев, получение российских виз, получение льгот при получении российского гражданства и устройстве на работу в России для владельцев карты. Нельзя сбрасывать со счетов и большое символическое влияние наличия «карты русского» в нагрудном кармане на поддержание русского самосознания.
Наконец, такой инструмент, как виртуальная русская школа, доступная для всех желающих получить образование на русском языке за пределами России. На коммерческих началах такое образование уже можно получить. Вопрос о допуске к этому образованию нескольких миллионов русских детей, которых принудительно лишили права учиться на родном языке в Прибалтики, Украине и ряде других постсоветских республик. Не все они могут позволить платить за получение образования. Да и процесс выдачи и признания за рубежом российских дипломов о школьном образовании не решается. Надо будет предупредить репрессии в отношении активистов распространения этого образования за рубежами России.
Эти вопросы были адресованы новому руководителю Россотрудничества Е.Примакову, который принял участие в работе круглого стола. В своем выступлении он охарактеризовал ситуацию в доверенном ему ведомстве, выразил готовность поддерживать русские диаспоры в деле сохранении их идентичности, особенно в ближнем зарубежье, принять и рассмотреть конкретные предложения по улучшению взаимодействия с соотечественниками.
Участники мероприятия критиковали действия предыдущего руководства организации, действия российской правящей элиты в целом в отношении соотечественников. Однако эта критика носила конструктивный характер. Например, все участники согласились с мнением Е.Примакова, что крайне опасны попытки распространить оценку, что Россия хочет иметь «пятую колонну» в ближнем зарубежье. Такого намерения нет ни у России, ни у соотечественников. Миф о «пятой колонне» сознательно вбрасывается в общественное сознание для того, чтобы прикрыть политику дискриминации русских, которую ведут находящиеся у власти в постсоветских республиках этнократы.
Как заметил еще один участников мероприятия, эта есть тщетная попытка покрасить в бледно-белый цвет темно-коричневые замки институционной дискриминации, выстроенные в Прибалтике и на Украине. По его мнению, Европа сознательно не хочет обращать внимание на эти мощные замки, возведенные вопреки строительным нормам, установленным Международным военным трибуналом в Нюрнберге. Между тем, запрет на этническую, а в более широком плане расовую, дискриминацию, никто еще в мире не отменял. Борьба с этой дискриминацией также должна быть в круге вопросов, совместно решаемых Россией и русской диаспорой.
Достойного повышенного внимания эксперты сочли идею выстраивания горизонтальных связей между русскими диаспорами, живущими в разных постсоветских республиках. Этой проблеме было решено посвятить следующий круглый стол.
Свое мнение о содержании прошедшего мероприятия высказал его ведущий Александр Гапоненко(Латвия).
Собственное мнение читатели могут составить по видеозаписи реферируемой конференции, размещенной в социальных сетях.