Владимир Путин на встрече с губернатором Тюменской области усомнился в его данных о росте зарплат.

«Реальная начисленная заработная плата в 2020 году по итогам 9 месяцев — пусть небольшой, но плюс, 101% к аналогичному периоду прошлого года», — рассказал Александр Моор, на что Путин ответил: «Не могу согласиться. Это нереально, по-моему. Это номинально».

«Это реально по статистике. Реально», — возразил Моор.

«Это номинальные зарплаты, а реальные располагаемые доходы населения — они резко сократились… Это номинальная начисленная заработная плата», — ответил на это Путин.

Наблюдатели сразу заговорили о том, что Путин всерьез озадачен казусами статистики. Многие эксперты давно подмечали, что некоторые показатели «не бьются» не только в подсчетах разных ведомств — министерств и т.д., ну порой даже внутри самого Росстата.

«Президент что-то понял. Со статистикой явно не нормально. Особенно в регионах», – подметил тг-канал «Незыгарь».

Путин действительно прав в том, что номинальная начисленная зарплата в формальных отчетах чиновников — показатель не такой важный, как реальные располагаемые доходы. Хотя и к «росту зарплат» в пандемию есть большие вопросы. И для отрасли статистики довольно значимым может быть то, что с 2021 года Росстат изменит одну из методик подсчета инфляции. Которая в том числе влияет на показатель реальных доходов населения.

Так, информация о динамике цен в магазинах теперь будет передаваться из контрольно-кассовых терминалов (ККТ). Предварительно известно, что будут также привлечены современные технологии в виде искусственного интеллекта, однако, каким именно образом, пока неясно. В целом для реализации такого подхода есть все необходимое, кроме разрешения одной проблемы — фискальные данные от ФНС пока поступают в Росстат в обезличенном виде, для исправления этого необходимы изменения в Налоговом кодексе, однако передаваться они будут без данных о самих покупателях, об этом писало на днях издание РБК.

Таким образом, с 2021 года у нас, вроде бы, может появиться более объективная статистика, если Росстат будет нацелен на это, уверен экономист Михаил Делягин. Тем не менее, несмотря на нужные преобразования, у эксперта остались опасения относительно вводимых изменений и вместе с этим нет сомнений, что это никак не скажется на экономической политике государства. Главная проблема статистики — игнорирование реальности — никуда так и не денется. Хотя Путин и продолжит порой одергивать некоторых губернаторов. Об этом экономист рассказал Накануне.RU.

— Как вы считаете, станет ли статистика по инфляции более объективной?

— Изменения позитивные, они обсуждаются с 2018 года, то есть уже два года. Подход достаточно разумный, потому что дело не в величине цен в отдельных магазинах, дело в сопоставлении объемов закупок. Грубо говоря, у нас рядом есть две аптеки — я покупаю один и тот же спрей для горла в двух аптеках. В одной спрей стоит 350 рублей, в соседней — 450. Естественно, я покупаю его только в первой. И конечно, в этих двух аптеках динамика цен разная. Где цена подешевле — она будет расти, где подороже — в целом будет снижаться. Соответственно, общая динамика цен зависит от того, в какую из этих аптек заходит человек, который составляет список цен.

Эта новая идея — брать за основу данные, которые собираются через контрольно-кассовый аппарат — это естественная, разумная мера, которая позволяет вернуться к тому сплошному наблюдению, которое было при Советском Союзе.

Наверное и данные по реальным доходам скорректируются?

— Методика позволяет действительно учитывать, в каком магазине какой объем покупок товаров. Потому что понятно, что если в каком-то магазине товары дешевеют, но люди туда заходят мало, потому что он, например, на окраине находится, а в другом магазине товар дорожает, но люди туда ходят много, потому что магазин находится на проходе, то общий уровень цен растет. А раньше это не учитывалось.

— А что касается использования искусственного интеллекта?

— Слова об искусственном интеллекте — это единственное, что сейчас внушает недоверие. Потому что компьютер можно сориентировать на решение любых задач. Можно сориентировать на решение задач в реальности, а можно — на занижение инфляции, но это уже вопрос следующего порядка.

— И пока остается проблема с обезличенными данными из ФНС…

— Данные по ФНС нужно будет передавать в Росстат в привязке к конкретному контрольно-кассовому аппарату. Для этого придется внести поправку, но я не вижу здесь никакой проблемы. Депутаты должны лишний раз нажать на кнопку — ничего страшного не будет.

— В целом как можно сейчас оценить данные по инфляции, насколько они объективны?

— Пока наиболее достоверные данные по инфляции у РОМИРа, потому что он проводит наиболее масштабное включенное наблюдение — более масштабное, чем и у того же «Сбербанка». В целом, по моим ощущениям, реальный рост цен примерно вдвое выше заявляемого Росстатом. Я живу в Москве, поэтому я нерепрезентативен по определению, но об этом говорит большое количество людей, кто живет в других районах. То есть, грубо говоря, на 2-2,5 раза умножайте данные Росстата, и получается, видимо, более-менее объективный результат.

— Значит, и реальные доходы населения падают гораздо больше, чем нам показывают. Потому что зарплаты-то не растут. Вообще в Росстате надеются, что новые методики и цифровизация улучшат доверие граждан к статистике. Как вам кажется — что будет с доверием? Дело только ли в технологиях?

— А с доверием ничего… Потому что если они повысят качество, а результат по-прежнему будет не соответствовать тому, что мы ощущаем на своих карманах, и нам будут говорить умные слова о том, что они учли удешевление сверхдорогих гарнитуров и удешевление недвижимости со стоимостью больше $1 млн, то понятно, что никто этому доверять не будет.

— Повлияет ли это как-то на действия других ведомств? Минфин, Центробанк? Может быть, ЦБ изменит, наконец, свои подходы к «таргетированию инфляции»?

— Нет, это никак не повлияет. Банк России рассчитывает данные инфляции, как я понимаю, сам, не доверяя Росстату, и таргетирование инфляции не имеет отношения к ее реальному уровню. Таргетирование инфляции — это способ вымаривать страну в искусственно созданном денежном дефиците.

Статистика просто останется в стороне. Если она будет соответствовать политике Банка России, он ее будет использовать, если не будет соответствовать — не будет использовать. Банк России прекрасно умеет игнорировать реальность, что уже показано было не раз и не два.

ИсточникНакануне
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...