Герои и проходимцы
Владислав Шурыгин
Две новости недели. Первая: беспрецедентная акция прошла на Первом канале — благотворительный марафон «Всем миром». Акция продолжалась 10 часов: с 8.00 утра до 18.00, в этот промежуток люди могли отправлять платные sms-сообщения на единый номер 4447, средства собирались на помощь пострадавшим от паводка на Дальнем Востоке. Сам Первый канал перечислил весь доход от рекламы за воскресный день на специальный счёт, деньги жертвовали многие компании и частные предприниматели, некоторые отправляли по 200 и даже по 300 «эсэмэсок». В итоге было собрано более 574 млн рублей. Все деньги, поступившие в фонд, планируется направить на строительство нового жилья для тех, кто в результате амурского наводнения лишился крыши над головой.
И вторая: премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину подготовить предложения по введению обязательного страхования жилья. После трагедии в Крымске этот вопрос тоже обсуждали, однако тогда многие специалисты сочли, что такая норма нарушает конституционные права россиян. В этот раз премьер потребовал подготовить законопроекты, не противоречащие российскому праву.
«Секрет» инициативы Медведева прост как его улыбка. Каждое масштабное стихийное бедствие в России неизменно заканчивается одним и тем же: приходится за государственный счёт восстанавливать разрушенное природой. И в первую очередь — жильё. После знаменитых подмосковных торфяных пожаров 2010 года пришлось построить и передать погорельцам больше двух тысяч домов. После трагедии Крымска для пострадавших была построена тысяча квартир, и ещё столько же было выдано жилищных сертификатов на строительство индивидуального жилья. Теперь, после речного цунами на Амуре, надо обустраивать жизнь 32-х тысяч жителей, которые лишились жилья, и восстанавливать более 14-ти тысяч домов. Причём часто пострадавшим достаётся жильё по всем параметрам превосходящее те халупы, в которых они ютились до катастрофы.
И тут в чьих-то чиновничьих мозгах полыхнула инициатива — а давайте введём обязательный побор за жильё на случай чрезвычайной ситуации! Ну, как ОСАГО. Чтобы не правительство из своего бюджета со всей этой пострадавшей братией возилось, а сами они себе деньги на восстановление и спасение собирали. И чтобы разбирались с ними не министры, а страховые компании.
Что получится из этой затеи, отлично знает любой автомобилист, хоть раз попадавший в ДТП. Будет долгий и мучительный обсчёт урона, потом придется ожидать решения компании, ну а затем, с учётом износа жилья, старости, ветхости и проч., пострадавший получит этак процентов тридцать от необходимого и дальше будет послан куда подальше. Суды ещё глубже утонут в исках против страховых компаний.
Предложенное Медведевым обязательное страхование жилья идеально бессмысленно. Во-первых, страхование жилья вполне себе существует и сегодня. И население страхует свои хибары от чрезвычайных ситуаций и воровства, особенно в сельской местности. При ограниченных масштабах бедствия оно вполне действенно, но при масштабном поражении — не работает. Т. е. люди, которые все эти годы будут исправно выплачивать за страховку, в случае стихийного бедствия просто не получат таковую. По крайней мере, в размере, способном эффективно компенсировать ущерб. Зато это позволит правительству умыть руки и отойти в сторону: мол, это не наше дело. Мы, «федералы», восстановим дороги, инфраструктуру, а вот с жильём разбирайтесь сами…
Обязательное страхование жилья может стать жизнеспособным только в одном случае — если страхователем выступит само государство и средства будут аккумулироваться в одних руках. В этом случае ему будет по силам компенсировать любые потери, но как раз этого правительство делать и не собирается.
Сегодня на страховом рынке царит стагнация. Страховые компании давно упёрлись в предел роста: всё, что можно было выжать из автострахования, выжато, а требования владельцев по темпам роста прежние. Следующий натуральный сегмент, недвижимость, — ещё более вкусный: больший и по размеру, и по суммам. Вот только как к нему подступиться?.. И тут такой повод — наводнение на Амуре!
Вот и получается, что пока россияне всем миром пытаются помочь пострадавшим, в правительстве вовсю орудует лобби страховщиков, проталкивая откровенно лоббистский закон. Как в поговорке: «кому война, а кому мать родна».