Представляется знаменательным, что именно 7 октября, в день рождения президента В.В.Путина, премьер Мишустин утвердил перечень 42 стратегических инициатив социально-экономического развития. На их реализацию на ближайшие три года (инициативы гармонизированы с бюджетом) потребуется 4,6 трлн.руб., а в целом они рассчитаны на период до 2030 года.
Их формальный финансовый эффект относительно невелик (по 0,3% ВВП в год с 2023), но правительство рассматривает их по принципу «мал золотник, да дорог»: они призваны «повысить качество жизни и сделать российскую экономику более современной и гибкой». Это наглядно иллюстрируют 6 блоков, на которые разделены инициативы: «Социальная сфера», «Строительство», «Экология», «Цифровая трансформация», «Технологический рывок» и «Государство для граждан».
Премьер Мишустин отмечал, что основную часть финансирования обеспечат уже заложенные в бюджет средства и привлекаемые инвестиции частного бизнеса, а также государственных компаний и институтов развития. Дополнительные инвестиции из бюджета и ФНБ за 3 года составят лишь 740 млрд.руб., то есть 16% от расходов на инициативы.
Как подчеркнул Министр экономического развития Решетников, комплекс 42 стратегических инициатив представляет собой своеобразный «переходник» между целями верхнего уровня – национальными целями развития до 2030 года, установленными президентом, — и конкретными мерами правительства, которых насчитывается около полутора тысяч. Стратегические инициативы, выражают и закрепляют логику действий правительства, давая важные ориентиры для частного бизнеса, которые теперь понимает, к проектам в каких сферах следует подключаться в первую очередь.
Разработка инициатив шла около года, за это время изменилась даже логика многих реализуемых в настоящее время государственных программ, а сами они упростились.
При этом система управления стратегическими инициативами крайне гибка и рассчитана на еженедельный контроль изменений, что является совершенно уникальным для постсоветской России.
Решительные действия правительства Мишустина представляют собой важный шаг к созданию всеобъемлющей системы стратегического и индикативного планирования комплексной модернизации России. Пусть и с некоторым опозданием, наше государство возвращается к исполнению своих обязанностей по организации развития и постановке задач для частного бизнеса, без которых, как показал опыт ХХ и ХХI веков (в том числе США), уверенный прогресс невозможен в принципе.
Единственный способ обеспечить стабильность и предсказуемость в условиях стратегической неопределённости – создать их самим, и правительство Мишустина уверенно идёт по этому пути.