20 декабря 2021 года в Мемориальном музее М.А. Шолохова в селе Дарьинское при поддержке Генерального консульства Российской Федерации, Русского дома в городе Уральске прошло торжественное награждение лауреатов XV Международного литературного конкурса имени Н.Ф. Корсунова, известного российского и казахстанского писателя, секретаря Союза писателей России, председателя Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России (1997-2006) уроженца Западно-Казахстанской области.
Конкурс проводился в различных номинациях: «Личное творчество» для взрослых и детей, «Жизнь и творчество Н.Ф. Корсунова», «Проекты учителей», «Литературное краеведение», «Краеведение» для учащихся 5-8 классов и 9-11 классов. Среди юных участников конкурса наград удостоены авторы из Казахстана, Самарской и Оренбургской областей.
Из выступления Михаила Кильдяшова:
С особым словом я хочу обратиться в этом году к наставникам наших юных лауреатов, к их учителям литературы. Вы – люди редкого дарования: есть литература, есть педагогика, а есть литературная педагогика. Это особая сфера, доступная не каждому учителю и писателю. Даже среди классиков не многие были склонны к литературному наставничеству: Бунин, Блок, Твардовский, Юрий Кузнецов… Шолохов и Корсунов тоже не раз давали ценные советы молодым авторам. Если человек гениален и мастеровит, это ещё не значит, что он сумеет раскрыть другому природу гениальности и мастерства.
Благо, творцы-педагоги есть и сегодня. Но вместе с ними есть и педагоги-творцы, для которых преподавание литературы – это не только рассказ о творчестве писателя или анализ текста из школьной программы. Дня них – это ещё и загадка вдохновения, постоянный поиск талантов среди своих учеников, радость от рождённых этими талантами первых поэтических и прозаических строчек.
Ваше попечение, ваш первый подсказ станет для кого-то началом литературной судьбы. Вы те, кому тесно в узких рамках программы, ОГЭ и ЕГЭ. Уверен, что многие из вас в юности писали стихи и рассказы, а может быть, продолжают писать.
Я счастливый человек. У меня в школе был именно такой учитель – Ольга Михайловна Белова. Она будто передала мне свой неизрасходованный литературный талант, благословила меня, юного, на творческий путь, научила смотреть на мир поэтическими глазами. Вдохновясь её примером, я в своё время выбрал не литературный, а педагогический институт. С годами всё явственнее осознаю, какая это радость — не просто кропотливо работать над словом, жить словом, но и приобщать к этой жизни учеников.
Наше поколение выучили поэты. Целая плеяда учителей-поэтов. Благодаря им мы одолели все пропасти 90-х годов – исторические, творческие, мировоззренческие. Благодаря учителям-словесникам литературный процесс не распался, не начался с нуля, современная литература сохранила своё первородство, классическое преемство.
Но эта плеяда подвижников сокращается. Иных уж нет, иные отошли от дел, а новое поколение ещё не набралось необходимых сил и опыта. Недавно наше оренбургское отделение Союза писателей России замыслило провести литературный конкурс для пишущих школьных учителей. И конкурс, к сожалению, не состоялся, потому что, кинув клич, в большой Оренбургской области мы не набрали и десятка педагогов с достойными стихами и прозой.
А ведь сегодня педагоги-творцы необходимы как никогда. Нужно целое духовное воинство таких людей. Мы видим, как наших детей всеми силами стараются разлучить с живым словом, норовят загнать это слово в шаблон, подменить его безликой формулой слова. Гармония вот-вот будет разъята алгеброй. И только вы, дорогие наставники, не позволяете этого сделать, вы, которым ведомо, что такое творчество, вдохновение, вкус, смысл – последний рубеж обороны.
Очень надеюсь, что из ваших учеников, из нынешних победителей вырастет новое поколение литературных наставников.