О новом храме
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Галерея — необычный набор для церковного учреждения. А в отношении пристрастий, которые приписывают некоторым из ее персонажей, у иных православных есть категорическое неприятие. Но именно галерея — в литературном классе Сретенской семинарии, где ректором является архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского мужского монастыря.
Обустроили семинарию в перестроенном здании, где даже и после воссоздания Сретенского монастыря располагалась французская спецшкола. После переезда школы в новый комплекс с бассейном отец Тихон хотел стандартное школьное здание снести и на его месте построить грандиозный, даже по московским меркам, храм Новомучеников и исповедников Российских на крови. План — открыть этот храм не когда-нибудь, а в феврале 2017 года, то есть к 100-летию свержения Романовых, прямо говорит о том, какие новомученики имеются в виду. Но здание школы архимандриту снести не разрешили. Но отец Тихон получил разрешение московских властей на снос других соседних построек. И что тут началось!
К этому еще надо добавить, что именно архимандрит Тихон — главный вдохновитель и организатор выставки "Православная Русь. Романовы", которая проходит в Манеже и побила все возможные рекорды посещаемости, в результате чего была продлена. Отец Тихон — настоящий подвижник, но и, конечно, настоящий раздражитель.
При этом я должен быть честен и должен сказать: к религоведению отношусь с живым интересом, но от Церкви настолько далек, что не рискую быть преданным анафеме, когда скажу: канонизированный ныне Николай II, на мой взгляд, правителем был весьма неудачным; сверг его не Ленин, а разочарованный в нем правящий класс; от большевиков Николай, брошенный еще и своими европейскими монархами-родственниками, принял смерть, конечно же, ужасную, но лишь в контексте кампании против священнослужителей; конечно, Николай был помазанником Божьим, но в их случае это была, скорее, политическая репрессия.
Архимандрит Тихон рассказал "Вестям в субботу" о планах строительства нового храма на территории Сретенского монастыря.
Сретенский монастырь — настоящая жемчужина старой Москвы. Основан в 1395 году. Очень вежливо извинившись перед прихожанами, отец Тихон ведет съемочную группу "Вестей в субботу" в подземелье, в крипту, где хранится копия Туринской Плащаницы.
"Это одна из немногих точных копий Туринской Плащаницы. Я ее привез из Колорадо-Спрингс", — рассказывает он.
— А из чего она сделана?
— Это особая пленка. Ее делали в НАСА и Kodak. Так выглядит Плащаница.
— То есть Русская Православная Церковь — главный новатор у нас?
— Нет. Ни в коем случае. Мы — отпетые консерваторы. Церковь не принимает ни ту, ни другую сторону окончательно. Многие ученые, специалисты по Плащанице считают, что именно так выглядел Спаситель. Мы освятили копию Плащаницы, как икону. На самом деле Церковь намного свободнее, чем многим кажется. Здесь нет каких-то жестких установлений. Если разномыслие. Никто не мешает какого-то мнения придерживаться.
В воинствующе-атеистические советские годы здесь разместили реставрационную студию Грабаря. Наверное, поэтому не пострадали замечательные фрески — их просто замазали известкой. Иконостас воссоздали в 90-х, но выглядит он как старый, намоленный.
"Я не люблю мистику. Но я знаю, что на этом месте произошло событие, благодаря которому не только Москва, но и Россия была спасена", — подчеркнул архимандрит Тихон.
— Вы имеете в виду время, когда Тамерлан пошел на Москву?
— Да, когда он готов был разрушить всю Москву, разорить. И никаких сил противостоять ему не было. Здесь москвичи встретили Владимирскую Икону Божией Матери и так помолились, что Тамерлан повернул и ушел. С этого момента началось падение татаро-монгольского ига.
Архимандрит показывает бывшую французскую спецшколу, а ныне — семинарию. Там — новая фреска и еще один сюрприз. Для отца Тихона Достоевский и Гоголь — те, кто общался Амвросием Оптинским, православные христиане. И они могут быть рядом.
— Нет ли какого-то излишнего у нас сейчас увлечения Романовыми в плане их обеления? Они непростые исторические фигуры, конечно.
— Что касается Николая Александровича Романова, которого Церковь прославила как святого, для нас это была самая сложная, но и самая интересная тема на всей выставке, которую мы делали. Главное для нас было — понять, почему же страна, которая к 1913 году за 20 лет правления Николая Александровича, достигшая пика своего развития, в одну секунду отказалась от него. Почему в стране, которая находилась в состоянии реального благоденствия, произошло то, что произошло?
— Почему она отвергла царскую власть? Как вы формулируете то, что произошло?
— Это слишком сложный вопрос, хотя ответы на него уже есть. Николай II сделал все возможное, чтобы послужить России, кроме одного: после Ходынки в 1898 году он не мог заставить себя подавлять народные волнения.
— Не доходим мы иногда до анекдота? В отзывах о выставке, проходящей в Манеже, много всего несправедливого. Например, в Интернете широко обсуждается величина очереди в Манеж и величина очереди в Мавзолей. Пишут, что благодаря Николаю Первому в России открыт первый в мире завод по производству растительного масла, а при Николае Втором был сделан первый рентгеновский снимок. Но цари-то тут причем?
— На выставке рассказывается не только о самих царях, но и об их эпохе, в том числе рассказывается о великих свершениях, о том, что при Николае Первом была построена первая железная дорога, который мы и сейчас пользуемся. В том числе и первое в мире подсолнечное масло было выдавлено при этом императоре. Я не вижу здесь ничего страшного.
— Стоим-то мы, конечно, на фундаменте этих 300 лет романовской эпохи, что спорить. Иногда пугает общественное восприятие. У нас раньше было так: красные — ангелы, белые — дьяволы. А сейчас все переворачивается на 180 градусов.
— Когда мы создавали эту экспозицию, то совершенно не собирались идеализировать никого из Романовых, в том числе и Николая Александровича. Меня поразило, когда я семь месяцев работал над этой экспозицией, что большинство из Романовых костьми ложились ради России, и это не преувеличение. Впервые фразу о том, что "я тружусь, как раб на галерах", сказал Николай Первый. Самое скверное качество человека — неблагодарность. Конечно, у них были и ошибки, это банально.
— Монархию не собираетесь восстанавливать?
— Я вспоминаю покойного митрополита Питирима. Однажды к нему пришли монархисты и стали требовать помочь восстановить монархию. Он долго их слушал, а потом сказал: "Дам вам царя, а вы его через неделю снова расстреляете". Не хотелось бы, чтобы это случилось. Никакими человеческими усилиями это сделать невозможно.
— Сколько прихожан вмещается в старом храме?
— Не больше 900. Еще пятьсот человек стоят на улице.
— В новом храме будет две тысячи?
— Да.
Что же он собирается снести?
"Вот те самые "исторические объекты", "великие памятники архитектуры", за которые идут такие громкие бои. Сарай ХХ правда, перестроенный в 50-е годы. В нем делали балетные тапочки. Трансформаторная будка тоже входит в число сносимых объектов. Мы построили ее в 2000 году. И совсем "жемчужина" — туалет. Все — в страшном состоянии. Одно из зданий мы все-таки сохраним, чтобы линия улицы не ломалась", — рассказал архимандрит Тихон.
— То есть Рождественский бульвар с внешней стороны будет выглядеть так же, как выглядит?
— С внешней стороны будет выглядеть так же, как он и выглядел, а храм будет в глубине.
— Ваши недруги говорят, что вот вы это все сохраните, снесете, построите храм на две тысячи человек, а на собственно церковь будет приходиться 5%, а остальное — это подземные парковка и что-то там еще. Это преувеличение?
— 50% площадей, которые будут построены, будут относиться к двум храмам — верхнему и нижнему. Что касается парковки, то, к сожалению, мы должны ее делать: существуют градостроительные нормы, и у нас даже проект храма не примут, если не будет предусмотрена парковка.
— Почему "к сожалению"? В центре Москвы нужны дополнительные парковки.
— Мы в этом, честно говоря, не видим ничего страшного. Никаких парковочных мест мы сдавать не собираемся, но где-то держать автомобили, которые развозят книги или обслуживают детский дома, мы, конечно же, должны.
Конечно, архимандрит Тихон — человек-раздражитель, но таких подвижников на Руси — еще поискать.
ТВ Вести 16.11.2013