После февраля 2022 г. в России резко обострилась проблема смены проекта строительства российской нации на проект строительства русской нации. В связи с этим потребовался пересмотр места и роли всех социальных институтов, включая образовательные. Общественная дискуссия на эту тему, к сожалению, идет очень вяло, реальные перемены происходят медленно. В связи с этим хотелось бы поделиться своим взглядом на проблемы использования образовательных институтов в целях построения русской нации.
Однако прежде чем перейти к анализу проблем придания образовательным институтам русского профиля рассмотрим, как они использовались в Российской империи и СССР.
Отметим, что образовательные институты заняты формированием сложных трудовых навыков у работника, а сложная рабочая сила должна покоится на известном развитии личных способностей человека. Это умение читать, писать, говорить, логически мыслить, обладать развитой памятью, уметь управлять своими эмоциями и поступками, понимать устройство общества.
Основные общекультурные навыки закладываются в школах. В производственных училищах и техникумах они дополняются профессиональными навыками. Высшая школа дает универсальные гуманитарные, технические, естественные знания и навыки, которые позволяют вести не только профессиональную деятельность, но и управлять людьми.
Помимо всего прочего, образовательные институты формируют этническую принадлежность учащихся. Достигается это посредством изучения именно родной речи, языка, письменности, литературы, художественной культуры, истории, принятия традиционной веры. Отсутствие у человека знаний и навыков собственной этнической культуры ведет к тому, что они заменяются чужой верой и культурой. В результате этническая общность замедляет свое развитие, а то и растворяется в более развитом этносе.
Образовательные институты в Российской империи
В Российской империи с середины XIX в. шла трансформация великорусского народа в русскую нацию. В образовательной сфере это происходило на базе православия и развитой великорусской светской культуры.
К началу ХХ в. в стране существовала обширная сеть четырехлетних начальных школ, которые обеспечили обучение грамотности более половины всего населения.[1]
С 1908 г. начальное образование в стране стало не только бесплатным, но и обязательным. Сеть школ к этому времени достигла 130 тыс. учреждений различного типа, в них преподавало 208 тыс учителей, которые получили необходимое для этого педагогическое образование.[2]
Выпускники начальных школ поступали в реальные училища или гимназии, составлявшие среднее звено системы образования. В реальных училищах обучение шло шесть лет, в гимназиях — восемь лет. После их окончания выпускники могли поступать в технические институты и университеты, соответственно.
Количество средних учебных заведений в стране превышало 1700 единиц. По свидетельству историков, в стране действовали социальные лифты, которые позволяли наполовину комплектовать контингент учащихся высшей школы талантливыми выходцами из низших социальных слоев.[3]
В начальной школе роль интегрирующих в русскую нацию учебных предметов играли: Закон Божий, русский язык, письмо, славянское чтение, пение. В гимназиях к ним добавлялись история, география, философия, изящные искусства, рисование, музыка и танцы. Много внимания уделялось изучению древних и иностранных языков. В реальных училищах преобладало преподавание естественных и технических предметов.
В Российской империи было более ста вузов, в которых училось около 150 тыс. студентов.[4]
Уровень гуманитарной подготовки в гимназиях был настолько высок, что в высших учебных заведениях первоначально не требовалось предпринимать дополнительных усилий по интеграции студентов в жизнь русской нации. Преподавание в вузах шло на русском языке. Гуманитарные науки изучались только студентами теологических, юридических, исторических, филологических факультетов университетов и педагогических институтов. Отдельно существовали военные, богословские, искусствоведческие институты, академии.
К концу XIX века стала ощущаться проблема социализации студентов в жизнь общества. В их среде возникали подпольные кружки, потом стали обычным делом публичные протесты, отказ от посещения занятий. Проблема решался властями не путем принятия и распространения более действенной идеологии, введения в учебные программы обществоведческих курсов, а проведением репрессий в отношении недовольных.
Сеть образовательные учреждения развивались прежде всего в великорусских губерниях Империи. На ее окраинах школы всех ступеней первоначально посещали жившие там великороссы. Инородцы не имели ограничения на получение образования, но для этого им необходимо было знать русский язык, что было проблемой.
На момент переписи населения 1897 г. из 125 млн. число жителей, для которых русский язык был родным составляло только 56 млн. человек или чуть больше 44 процентов всех жителей. Если к великороссам добавить малороссов и белорусов, то доля понимающих русский язык поднималась до 66 процентов. Остальные были вне поля действия русского языка и соответственно русской культуры.
Обучению инородцев русскому языку в начальной школе предшествовало изучение ими родного языка и письменности в течении двух лет. Для этого тем из малым этносов, кто не имел своей письменности, она создавалась с нуля. Письменность создавалась на базе кириллицы. Делалось это для облегчения перехода детей инородцев в 3-4 классах начальных школ к обучению на русском языке.
В 1900 г. на русском языке в начальных школах училось более 4 млн. детей инородцев.[5]
Окончившие реальные училища и гимназии инородцы, иноверцы и инославные допускались к гражданской и военной службе, от них не требовалось принятия православия. Более того, они могли придерживаться собственного — этнического вероисповедания. Не было никаких ограничений по этническому происхождению или вероисповеданию и для выпускников высших учебных заведений. Это позволяло избегать серьезных конфессиональных и этнических конфликтов в стране.
Значительная часть инородцев училась в своих школах, многие из которых были при религиозных заведениях, как например у татар или башкир. Часть инородцев, например кочевники степей, жители Крайнего Севера, гор не получали образования вообще в силу специфики их образа жизни.
Наличие огромного контингента населения не включенного в деятельность русских социальных институтов, в первую очередь образовательных, привело к тому, что в условиях острого политического и экономического кризиса они начали развивать свои собственные этнические общности. Проект строительства на базе великорусского народа русской нации провалился.
В октябре 1917 г. от Российской империи отпал ряд национальных окраин, в которых население стало строить свои собственные народы и нации.
Образовательные институты в СССР
Пришедшие в результате октябрьской революции к власти большевики повели борьбу с сопротивлявшимися дворянско-буржуазными элитами, а также с поддержавшей их интеллигенцией. В результате русский этнос лишился большей части своих элит и потерял государствообразующий статус во вновь образованной РСФСР, а потом и в СССР.
Так и не закончив трансформацию в нацию, русские были низведены до статуса одного из многих народов, более того, стали их политическими и экономическими донорами.
Большевики следовали потребностям развивающегося народного хозяйства и много внимания уделяли повышению культурно-образовательного уровня населения, проще говоря, формировали сложную рабочую силу.
Церковно-приходские школы власти национализировали и превратили в начальные школы первой ступени. Затем были созданы начальные школы фабрично-заводского и сельского обучения. В 1923 г. появляются школы второй ступени с пятью(потом шестью) годами обучения.
К 1932 г. школы первой ступени с четырьмя годами обучения охватывали все население страны. Одновременно на различного рода курсах грамоте обучили практически все взрослое население.
К 1927 г. образовательная система в СССР вышла на показатели дореволюционной России по числу учебных заведений, а по числу учеников вдвое превысила их. Однако уровень преподавания сильно упал из-за того, что практиковался принцип преимущественного приема в средние и высшие учебные заведения выходцев из рабоче-крестьянской среды, отмены экзаменов, отказа от классной системы обучения, чисток преподавательского состава. Подготовленные специалисты не могли полноценно выполнять производственных функций и от большевистских образовательных новшеств стали постепенно отказываться.
Закон Божий в советской системе образования больше не изучался. Дисциплинами, которые обеспечивали формирование советского человека в школе являлись: русский язык, русская литература, русская и советская история, география, в какой-то степени музыка и рисование.
Программа изучения русского языка и литературы советскими школьниками базировалась преимущественно на произведениях русской классики, которая разбавлялась произведениями советских писателей, творивших в духе социалистического реализма.
Однако из русской литературы в ходе преподавания последовательно искоренялось все связанное с существованием великорусского народа. Упор делался на том, что были классы эксплуататоров и эксплуатируемый народ, что их интересы никогда не совпадали. Навязывалась мысль, что русское самодержавие подавляло нерусские народы, насильно присоединяло их к своему царству, потом империи. Российская империя определялась, как «тюрьма народов». Самоидентификация себя русским неизбежно вела к отождествлению с «плохим» самодержавием. От русскости, определяемой, как «великодержавный русский шовинизм» полагалось напрочь отречься.
В качестве героев прошлого выдвигались те личности, которые разрушали единство русского этноса, вроде С.Разина, К.Булавина, Е.Пугачева, П.Пестеля, К.Рылеева, Шамиля, Т.Костюшко, А.Желябова, С.Перовской. Грабеж, разбой, убийства ставились этим «героям» в заслугу. В один ряд с ними выстраивались большевистские руководители.
Эта линия проводилась не только в курсе литературы, но и в курсе истории. Школьный курс истории был в 1917 г. переименован в курс обществознания. В его рамках давался материал по основам марксизма-ленинизма, анализировалась текущая политическая ситуация, делались экскурсы в историю борьбы эксплуатируемых классов за освобождение.
В младших и средних классах изучались так называемые комплексные темы («Город», «Деревня», «Празднование 1 Мая» и др.), включавшие отдельные сведения по истории изучаемых явлений. В старших классах преподавалось обществоведение, включавшее в качестве элементов некоторые исторические знания, преимущественно обобщенного, социологического характера. Единого учебника истории в это время не существовало, а были различного рода обществоведческие пособия.[6]
С 1917 по 1934 годы история России в вузах не преподавалась, были закрыты все исторические факультеты.
Большевики в своей борьбе с дворянско-буржуазными элитами нашли поддержку среди элит этнических меньшинств. Взамен они были вынуждены пойти им на уступки, в частности предоставили право на ускоренное социальное развитие подконтрольных им этносов с использованием экономических ресурсов русского народа. В сфере образования это выглядело следующим образом.
Обучение в союзных и автономных национальных республиках после 1922 г. шло в основном на языках титульных этносов. Многие из них не имели своей письменности и для сорока этносов она была создана. Часть письменности создавалась на латинице.
В 1932 г. обучение в начальных и средних школах СССР шло на 104 языках.
Обучение в начальных национальных школах также длилось четыре года. Школы полностью обеспечивались помещениями, учителями, учебными и методическими материалами. Учителя готовились в педагогических техникумах на соответствующих языках.
На фоне развернувшейся борьбы с Русской православной церковью в национальных республиках и областях процветали мектебе, медресе, иешивы и другие религиозные учебные заведения.
Политика большевиков по подкупу элит этнических меньшинств привела к тому, что они стали активно строить свои собственные этносы, а не общую социалистическую советскую нацию.
Образовательные институты в союзных и автономных готовили специалистов крайне низкой квалификации, они не могли работать в промышленности, не понимали и не принимали к исполнению решений, которые принимала Москва. В армии офицеры и призванные из национальных образований солдаты не понимали друг друга в прямом смысле этого слова.
По материалам переписи 1926 г. в СССР из 147,0 млн. жителей великороссов было 77,7 млн. человек, украинцев(так теперь стали именовать малороссов) — 34,1 млн. человек, белорусов — 4,7 млн. человек. То есть русский был родной для 52% населения, понимало его относительно свободно 77,2% населения. Во всех союзных республиках русских, украинцев и белорусов жило только по 5-10 процентов.[7]
Показатели знания русского языка улучшились, по сравнению с Российской империей, но не из-за прогресса в обучении ему, а из-за того, что от страны отделились Польша, Финляндия, Латвия, Литва и Эстония, в которых население плохо знало русский язык.
Этнические элиты, иначе национал-коммунисты, стали проводить линию на экономическое и политическое отсоединение от великорусского центра. В центре эту линию поддерживало троцкистское крыло большевистской партии, стремившееся взять власть в свои руки.
Все это привело к обострению борьбы элит и репрессиям в середине 30-х гг. Победившее сталинское крыло большевистской партии стало проводить линию на политическую централизацию и гомогенизацию различных этносов в единую советскую нацию.
Построение советской нации шло через повсеместное распространение и русского языка, в качестве общего языка общения — lingua franca. Исламские, иудаистские и другие религиозные учебные заведения были закрыты. Изменилась и образовательная политика – русский язык стал доминировать в процессе учебы. В учебных программах расширяется компонента обеспечивающая советизацию школьников и студентов.
Однако национальные школы не были ликвидированы. Как показывают материалы диссертационного исследования по Башкирии, школы западных этносов(латышей, эстонцев, немцев) в 30-е гг объединяются с русскоязычными, школы малых поволжских народов(чуваши, мари, мордва, удмурты) становятся двуязычными. В послевоенные годы преподавание для этих этносов с 8-го класса идет только на русском. Башкирские и татарские школы сохранились, в них русский изучался, как второй язык. В автономии продолжали действовать техникумы, в которых готовили педагогов для преподавания на языках нацменьшинств.[8]
С марта 1938 г. русский язык становится обязательным для преподавания во всех школах национальных республик и областей. Поскольку русский язык основывался на кириллической письменности, то и языки малых этносов стали массово переводиться на кириллическую письменность, добавляя к ней буквы, которые позволяли отражать фонетику нерусских языков. От латиницы стали отказываться, чтобы легче было осваивать русский язык.
Для тех, кто заканчивал начальную национальную школу, нормы были следующими: умение понять простую разговорную русскую речь, описать окружающие явления, владеть основными навыками чтения и письма. Для неполных средних школ планка повышалась: были необходимы навыки чтения художественной литературы и беглое понимание разговора. Ученики, заканчивающие 10 классов, обязаны были не только читать художественную и научную литературу, но и уметь написать полноценное сочинение.
В 1934 г. издается постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР», которое реабилитирует историю, как учебный предмет. Для всех школ вводятся единые программы и единые учебники истории.
Восстанавливается преподавание истории и в высшей школе. Постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года утвердило обязательное изучение во всех вузах дисциплин: «История ВКП(б)» и «Марксистско-ленинская философия». В этом же году был издан «Краткий курс истории ВКП(б)», в котором излагалась сталинистская трактовка истории страны.
С 1944 г. в СССР начало внедряться обязательное семилетнее образование. Для усиления гуманитарной компоненты в школе с 1947 г. в старших классах школы вводится изучение логики и психологии. Однако со смертью Сталина и прихода к власти в стране неотроцкистов эти курсы исключаются из школьной программы.
В 1953 г. текст «История ВКП(б)» перерабатывается в соответствии с текущими политическими установками неотроцкистов и переименовывается в «Курс истории КПСС».
С 1956 г. обязательным в высшей школе для всех специальностей стало изучение курсов: История КПСС, Марксистско-ленинская философия, Политэкономия, Основы научного коммунизма, а на некоторых факультетах Основы научного атеизма.
В 1958 г. система советского школьного образование переходит на обязательное восьмилетнее обучение.
После снятия Н.Хрущева власти инициируют введение изучения в старших классах школы курса Обществоведение. В рамках этого курса школьники изучают основы знаний философии, политэкономии и научного коммунизма.
Вместе с тем, в курс истории вводится достаточно подробное изучение истории Великой Отечественной войны, подвига советского народа. Эти учебные материалы служат сильнейшим инструментом формирования советского общественного сознания. Школьный курс литературы дополняется произведениями современных авторов, которые писали о войне и послевоенной жизни.
Все послевоенное время в союзных и автономных национальных республиках школьное образование шло на титульных языках. Учащиеся получали достаточный уровень знания русского языка, но в осваиваемых ими курсах литературы была велика доля произведений местных авторов. Преподавались курсы местной истории и географии. Титульные языки изучали русские и представители не титульных этносов, жившие в союзных и автономных республиках. Они также изучали местную историю и географию. Образование в национальных школах длилось не 10, а 11 лет.
Если при жизни И.Сталина за соблюдением этнического балансом в сфере образования партийные органы строго следили, то после его смерти в союзных и автономных республиках началось сворачивание обучения на русском языке. После отставки Н.Хрущева баланс был восстановлен, но значительные уступки национал-коммунистам остались. Так, на титульных языках стало вестись преподавание во многих высших учебных заведениях союзных и автономных национальных республиках. Параллельно существовало преподавание на русском языке, но ряд профессий можно было освоить только на титульном языке. Это касалось прежде всего профессий связанных с образованием и культурой. Выпускники национальных школ имели большие квоты на обучение в местных вузах, чем те, кто окончил школы с обучением на русском языке. Они же имели льготы при устройстве на работы.
Именно в среде искусственно взращиваемой национальной интеллигенции появлялись фигуры, которые выступали потом за обособление своего этноса от советской нации, а затем и за дискриминацию всех инородцев, включая русских в союзных и автономных национальных республиках.
В 1977 г. в СССР начался переход на всеобщее обязательное десятилетнее образование. В школе вводится изучение «Основ советского государства и права», как попытка повысить уровень включенности молодежи в процесс строительства коммунизма. Этот же курс был включен и в программы многих гуманитарных специальностей в высшей школе.
В 1989 г. страна переходит к всеобщему обязательному одиннадцатилетнему образованию.
В высшей школе к этому времени курсы истории КПСС, философии, политэкономии, научного коммунизма перестали выполнять функции индоктринации в коммунистическую веру. Они не отвечали на многие актуальные вопросы общественной жизни, а потому изучались студентами формально, лишь для сдачи обязательных экзаменов и получения диплома. Перестали эти курсы также выполнять функцию включения подготавливаемых специалистов в состав советской нации. Это ни говоря о том, что ни один из учебных курсов не содержал упоминания о существовании русского народа, не учил выстраиванию отношений русских с другими этносами.
В сознании не только студентов, но и большей части советских людей вера в коммунизм сменилась на веру в капитализм, который через рынок и конкуренцию, якобы, обеспечит существенный рост материального благосостояния без особой интенсификации труда. Реально происходивший весь послевоенный период рост благосостояния советских людей во внимание не принимался. Всеобщий доступ к образованию, культуре, медицинскому и социальному обслуживанию считалось само-собой разумеющееся, чуть ли не естественное благо. Для русского, а во много и украинского, и белорусского народа единство в рамках советской нации не представлялось ценностью, а в отношении прочих этносов распространялось мнение, что они «нахлебники», от которых следует избавиться. В молодежной среде широко распространился мистицизм, хиромантия, увлечение составлением гороскопов, переход в буддизм и индуизм. Ни средняя,ни высшая школа не говорили о путях решения этих проблем.
Все эти проблем в сфере образования были важным фактором разложения, а потом и распада советской нации. Ликвидация СССР в 1991 г. стала только конечным проявлением проводимой с 1956 г. неотроцкистской линии.
В период перестройки появляются негосударственные школы с индивидуальными программами – лицеи и гимназии. Программы этих учебных заведений уже содержат разнообразные курсы философии, политологии, политэкономии, социологии, истории искусств, но их число невелико и постепенно они переводятся на платную основу.
Образовательные институты в Российской Федерации
В 1990 г. пришедшие к власти в РСФСР элиты провозгласили ее суверенитет, а в 1991 г. заявили о создании независимого государства – Российской Федерации. Правящие элиты начала реализацию проекта строительства российской нации. Это была та же советская нация без явно выраженного этнического ядра, но без социального равенства, которое обеспечивал социалистический строй. Русским отводилась в России роль одного из народов, далеко не государствообразующего.
Из подобного рода стратегической установки вытекала вся политика в сфере образования. В российском образовании власти сразу же провели десоветизацию, поскольку идеи социального равенства мешали проведению несправедливой приватизации общенародной собственности. Из школьных и вузовских программ изъяли все дисциплины, покоившиеся на марксистско-ленинской методологической базе. Кафедры марксизма-ленинизма, истории КПСС, научного коммунизма, политэкономии, научного атеизма в вузах ликвидировали.
Православная церковь новыми властями была реабилитирована, но ее длительное время не пускали в школы. Наконец, в 2012 г., под давлением президента В.Путина, осознававшего необходимость укрепления русской нации, в школе разрешили преподавание Основ православной культуры. Они были введены параллельно с курсами знакомства с другими религиями и курса светской этики для атеистов. Вот как распределялся выбор предметов школьниками в этом году: 42,7% учащихся выбрали «Основы светской этики», 21,2% – «Основы мировых религиозных культур», 31,7% – «Основы православной культуры», 4% – «Основы исламской культуры», 0,4% – «Основы буддийской культуры» и 0,1% – «Основы иудейской культуры».
В российских школах первоначально отказались от единых программ по всем дисциплинам, в том числе по литературе, истории, другим общественным дисциплинам. Перестали издавать обязательные для всех школ учебники. Длительное время шел поиск того, чем заменить советский курс обществоведения. Наконец, ввели в старших классах школы курс обществознания. Число рекомендованных учебников исчисляется десятками.
Рассмотрим для примера первый попавшийся учебник обществознания для 11 класса российской школы.[9]
Он состоит из двух частей. В первой части приведен слабоупорядоченный набор положений западного курса экономикс, который иллюстрируется некоторыми данными о российской экономике. В десяток тем впихиваются все экономические категории и законы, что не позволяет полноценно раскрыть ни одну из тем. Во второй части дается общий обзор всех отраслей права вместе с теорией права, что также позволяет сформировать весьма поверхностное представления об излагаемом предмете.
Берем учебник обществознания для 10 класса российской школы.[10]
В книге дается смесь сведений о человеке и обществе: философских, психологических, антропологических, теории познания, аксиологии, индивидуального и общественное сознание, общественных наук, экологии, движущих силах общества и его типах, культуре, цивилизации, глобализации, геополитике. Тем настолько много(40), что каждая из них не может быть раскрыта в течении годового курса, ссылки на дополнительную литературу не даются, ученикам надо просто зазубрить полученную информацию. В книге скудно пишется о российской цивилизации, о русском этносе нет ни слова. То есть прилагательное русский есть, а русского этноса нет.
Рассмотрим теперь учебник по история России для 11 класса.[11]
В книге излагается важнейший период из истории русского этноса в последние сто семьдесят лет. Про русский народ или нацию нет ни одного слова, не пишется ничего и о других этносах. О роли православия практически ничего нет. Если в советских учебника превозносились революционеры и борцы за народную свободу, то в этом материале про них вообще ничего нет. Социальный смысл индустриализации и коллективизации утрачен, причины проводимых в 30-е гг репрессий на объяснены, советские руководители выведены в карикатурной форме. Почему произошел распад СССР не понятно, равно, как и не понятна социальная природа существующего строя.
Вряд ли после освоения содержания этого, как и великого множества ему подобных учебников, у выпускников школ возникнет чувство необходимости защищать свой народ и свою родину.
Не зря президент В.Путин в середине января 2023 г. на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны заявил: «Но историческая память должна сохраняться именно для того, чтобы таких трагедий, которые переживал наш народ во время Великой Отечественной войны, никогда не повторялось».
Президент выказывал идею создания единого учебника истории еще в 2013 г., но наткнулся на ярое сопротивление сторонников проекта строительства нации россиян, а не русской нации. А россиянам знать свою историю не полагается. Она для них начинается в декабре 1991 г, а все, что было до этого – это предистория недостойная изучения. Поэтому российские школьники и не знают точно кто выиграл вторую мировую войну и точно ли была Сталинградская битва, если такого горда, как Сталинград нет.
Перейдем теперь к обзору современных учебников русской литературы. Вот, например, что содержит программа русской литературы в учебнике Е.Исаевой для русских, живущих на Украине(сейчас даже этот учебник официальным Киевом запрещен).[12]
Русская литература в учебнике объединена с зарубежной литературой. В первый ряд советских авторов прозаиков выдвинуты М.Булгаков и А.Солженицин, что позволяло исключительно негативно расценивать действия большевиков. Среди произведений Б.Пастернака акцент делался на его слабом романе «Доктор Живаго», а не на прекрасных стихах. Это было сделано, видимо, потому, что интерес к роману подогревали в советское время «западные голоса». Среди зарубежных писателей особое внимание уделяется Ф.Кафке и Э.Ионеску, творивших в жанре абсурда. Этот жанр специально противопоставляется жанру социалистического реализма, как слишком простому. Произведения о Великой Отечественной войне в учебнике упомянуты мимоходом, как и писателей разрабатывавших русскую тему(«деревенщиках»).
Другой школьный учебник русской литературы, уже российский, также для 11 класса.[13]
Общее количество страниц учебника около 600 стр. Объем достаточно сложный для усвоения даже 18 летним юношей или девушкой. В материале достаточно подробно описывается литература с конца XIX до начала XXI в. Собственно советские писатели обходятся стороной, за исключением М.Горького и В.Маяковского,М.Шолохов. Между тем, произведения многих других советских довоенных авторов, написанных в духе соцреализма включают в себя ценный опыта жизни русской нации. Полностью из обзора исчезли, например, герои-коммунисты времен гражданской войны и индустриализации, хотя они были в литературе и сильно влияли на жизнь общества.
К положительным сторонам учебника относится подробное перечисление содержания большого числа произведений военной лирики, драмы и прозы. К сожалению, отдельные произведения в соответствующем разделе не разбираются.
Упоминания писателей «деревенщиков» и их произведений не связывается в учебнике с судьбой русского народа. Зато подробно описывается содержание «лагерной» прозы. В «городской» прозе, в трактовке автора учебника, выделяются произведения писателей подвергнувшихся репрессиям. Это создает представление о репрессиях, как главном содержанием жизни советского общества в довоенный период и в первое десятилетие после войны.
На эту же тему автор учебника делает упор, когда подробно описывает работы писателей получивших известность в период перестройки. Вряд ли эти, нашумевшие в свое время, произведения могут быть отнесены к классическим произведениям, которые следует подробно изучать в школе. По содержанию они, скорее, служат цели обоснованием либеральной линии в в общественном развитии, обоснованию справедливости разрушения советской нации. Еще больше внимания в учебнике уделяется этой линии в ее постмодернистской форме. Главной темой описываемых литературных произведений 90-х – 2000-х годов становятся абсурд окружающего общества, разрушение традиций, уход в мир черных фантазий.
Впрочем, подход автора учебника к подробному анализу произведений современных авторов достаточно сбалансирован. Это А.Твардовский, А.Солженицин, В.Распутин, В.Астафьев, И.Бродский, Хорошо, что среди них не появились Т.Толстая или В.Пелевин.
В целом можно говорить о том, что изучение русской литературы в российской школе совсем не способствует формированию русской нации, является инструментом строительства нации безнациональной — российской.
Вот что происходило с распространением русского языка в РФ, который мы также рассматриваем, как инструмент формирования единой русской нации?
Первая перепись населения в стране состоялась только в 2002 г. Она показала, что в республике живет 145,1 млн. человек. Из всех участвовавших в переписи только 143,8 указали свою национальную принадлежность. Русских в стране было 80,0% населения, русских вместе с украинцами и белорусами – 82,4% населения. Повышение доли русских в России было связано с отделением от нее союзных республик, выезда немцев, евреев, греков и приезда русских из ближнего зарубежья. Русский язык знало уже подавляющее большинство населения.[14]
В технических вузах постсоветской России обошлись вообще без обществоведческих курсов. В большом числе политически грамотных и потому самостоятельных в своих суждениях людей больше потребности не было.
В гуманитарных институтах и университетах стали создавать кафедры истории философии, истории религии и атеизма, политологии, социологии, экономики(экономикс), культурологии. Они ретранслировали преимущественно наработки англосаксонских теоретиков. В переподготовку преподавателей обществоведов активно включились западные фонды, которые организовывали зарубежные стажировки, выделяли исследовательские гранты, бесплатно распространяли книги. Проблему импортозамещения англосаксонских теоретических наработок в социальных науках и проблему содержания курсов социальных дисциплин в российских вузах никто даже не ставил. А именно отсюда росли корни того, что в обществе доминировал проект строительства российской, а не проект строительства русской нации. Объявлением того или иного журналиста, блогера или артиста иноагеном эти проблема решить было нельзя. Вряд ли помогут и конфискации имущества у бежавших за границу и клевещущих на свою нацию иноагентов.
[1] Malevsky—Malevitch P. Russia. USSR. Complete handbook. Publisher: William Farquhar Payson, 1933.
[2] Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» – Т.28. – С. 123-146.
[3] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009.
[4] Миронов Б.Н. История в цифрах. – Л., Наука, 1991. С. 84
[5] Арефьев А.Л. Русский язык на рубеже XX-XXI веков. Москва: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012.
[6] Аллабердина,Г.Становление и развитие школьного исторического образования в СССР и Российской Федерациитема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук 2003.
[7] Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. — М, 1927—1929. — 10 т.
[8] Сулейманова Л. Ш..История становления и развития национальных общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений в Башкортостане, 1900 — начало 70-х гг. ХХ в.т автореферат докторской диссертации.2000.
[9] Никитин А. Обществознание. Учебник 11 класс.М.: Дрофа. 2014.
[10]Гуревич П. ОБществознание. Учебник 10 класс. М.:Мнемозина. 2014.
[11] Измозик В. История России. 11 класс. Базовый уровень.
[12] Исаева, Е. Литература. Интегрированный курс (русская и мировая) : учеб. для 11-го кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. обучения / Е. А. Исаева, Ж. В. Клименко, А. О. Мельник. — Харьков : Сиция, 2011. — 416 с
[13] Т.Курдюмова. Литература 11 класс. В двух частях. М.: Дрофа, 2014 г.
[14] Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Том 4 — Национальный состав и владение языками, гражданство. М. 2012 г..