СТОЛИЦА РУССКОЙ ПОБЕДЫ

На заседаниях Изборского клуба в Волгограде 3-4 ноября

Сергей БОЖЕНОВ, губернатор Волгоградской области

Дорогие друзья, для членов Изборского клуба, которых я искренне рад приветствовать, как и для волгоградцев, патриотизм, любовь к родине — не пустой звук, а реальные дела. Вы формулируете национальную идею России, идеологию её развития. Являетесь носителями подлинной российской государственности и своим примером привлекаете российское общество к духовному и интеллектуальному поиску.

Благодарю вас за решение провести заседание Изборского клуба на героической Сталинградской земле в год 70-летия победы под Сталинградом. Пусть мощь города-героя, города — победителя, города-защитника отечества даст вам силы для дальнейшей работы. Считаю правильным создать в Волгограде филиал Изборского клуба, – Сталинградское его отделение – в работе которого мы будем активно участвовать.

История нашей земли и населяющих её народов пронизана идеями патриотизма, братства и взаимопомощи. Защитники Царицына, защитники Сталинграда проявили лучшие качества российского народа: бесстрашие, героизм и отвагу. Эти ценности и традиции и сегодня сохраняет русский народ и передаёт из поколения в поколение. Без этих ценностей теряет смысл задача нарастить и углубить, экономически расширить показатели развития. Мы должны двигаться вперёд, объединённые общей национальной идеей, которая делает наше существование осмысленным.

В нашей православной вере есть всё необходимое для процветания нашей страны. Мы любим родную землю, отчий дом, храним традиции великой России, верим в её будущее. Учитывая значение Сталинградской битвы, учитывая задачу сберечь нашу национальную историю и не допустить её фальсификации, предлагаю членам клуба совместно с волгоградскими учёными создать учебник для начальной школы о Сталинградской битве и её героях. Сначала мы опробуем этот учебник в школах нашей области. А потом и по всей России и СНГ.

Александр ПРОХАНОВ, председатель Изборского клуба

Дорогой Сергей Анатольевич, мы провели на вашей земле день длиной в век, когда совершили странствие в открытую горестную степь, где сражались наши полки, дивизии. Мы оказались частью огромного, длящегося во времени Сталинградского сражения. Тема Сталинградской битвы, войны не локальна, не кончается 43-м или 45-м годами. И сегодня, когда Россия оправляется от катастрофы 91-го года, когда наш народ-подранок начинает целить свои раны, когда мы начинаем выстраивать в очередной раз государство российское, необходима идеология.

Все 90-е годы в России царила либеральная идеология, рождённая не в недрах нашей родины, а привезённая разными оккупационными системами и машинами. Но либеральный проект иссякает. И сегодня мировоззрение нашей страны меняет кожу. Старая либеральная оболочка спадает и разрушается. Сквозь эти трещины проступают новая плоть, новая светоносная жизнь.

Государство без идеологии невозможно. Идеология объясняет смыслы, пространственные и политические контуры страны, объясняет народу, к каким стратегическим целям он идет и кто он такой. И тема, миссия Сталинграда, в этом вопросе исключительна.

Возможность для человечества опять одержать победу над тьмой — это вновь обратиться к России, к русскому сознанию, русской истории и душе. Сталинград должен стать столицей русской победы. Ведь здесь произошло то, что неповторимо в отечественной и мировой истории, не произошло нигде — ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Казани, ни в Париже, то, что может сравнить Сталинград с Иерусалимом, куда явился Христос. Сталинград — святая земля, и эту святую землю нужно экспонировать как мировоззренческий проект. Это город огромной мистической светоносной русской тайны. Если мир, Россия увидят в Сталинграде исторический бриллиант, преобразится и сам город. Его хотели снивелировать, сделать обычным городом. Но обычный из святого не сделать. Поэтому возвращение городу его мессианского значения отразится и на судьбе самого города, на судьбе уже нынешнего поколения.

Не оставляет ощущение, что в Сталинградской битве присутствует неразгаданная тайна, которая не раскрыта в воспоминаниях наших великих полководцев, в научных трудах о Сталинграде.

Что должно было случиться, чтобы именно здесь, в низовьях Волги, произошла эта непомерная битва? Гитлер подошёл к Волоколамску, к Истре, и ему стоило лишь накопить резервы и ударить, порвать цепочку, что держали подольские курсанты, и он бы захватил Москву, воздвиг бы из уже привезённого гранита памятник великому рейху. Почему он отвернул свои войска и кинул их через Сальские степи сюда?

Гитлер был оккультист. Он трактовал законы мироздания и стремился ими управлять. Я убеждён, что Иосиф Виссарионович Сталин был не просто политический лидер, главнокомандующий, экономический стратег. Это был человек-прозорливец. Он понимал вещи таинственные, неведомые нам с вами.

Оттого и произошло это космогоническое сражение именно здесь. Здесь решались судьбы не отдельно взятой страны, политического строя, экономики, не отдельно взятого русского народа. Решались проблемы, связанные с мирозданием, как его задумал Господь. По чертежам, что Он начертал, должно было развиваться человечество. Но этот чертёж был свёрнут 2 тысячи лет назад, когда человечество впало в такую тьму, что Господь принёс великую жертву — своего сына, возвёл его на крест. И через 2 тысячи лет, к 1941-му году, человечество впадало в ту же тьму. Тьма фашизма надвинулась на мир и поглотила всю Европу, пол-Азии. Фашизм готов был стать абсолютной господствующей идеологией мира.

Чтобы этого не произошло, Господь послал на эту схватку русский советский народ. Потому что никакой другой народ не был способен выдержать удара тьмы. Русское мессианство подразумевает, что у России — огромная задача преодоления страшной тьмы. Битва эта стоила нам 30 миллионов погибших. Победа была одержана именно здесь. В Берлине алое знамя только закрепило победу. Именно в Сталинграде произошло крушение антипроекта, который противоречил ноосфере, господнему замыслу.

Поскольку здесь победили силы света, поскольку жертва равнялась или почти равнялась христовой жертве, то все участвовавшие в сражении, погибшие и выжившие, и те, кто помогал им, являются неканонизированными святыми, святомучениками. И утверждение, что советская красная эра являлась безбожной, не связанной с высшими смыслами, бьётся этой христовой жертвой: она делает советский период таким же духовным и мистическим, как все предшествующие периоды русской истории.

Этот период подтверждает, что наш народ — это мессианский народ, его доля — тяжелая, страшная. Русский народ постоянно терпит лишения, трагедии, потому что именно его мироздание посылает навстречу тьме. Он в постоянных борениях, сражениях. И сегодняшняя драма русского народа, его поражение должны быть осмыслены как жертва, которую мы приносим. А драму мы преодолеем благодаря нашей Победе.

Когда была одержана победа, Сталинград благодаря тому, что здесь формировался огненный кристалл этой победы, стал источником колоссальных энергий для всего нашего народа. Здесь во время битвы сформировалась раса великанов. На Мамаевом кургане — потрясающие скульптуры Вучетича: один великан уже убит, а второй несёт на плече убитого брата и стремится в атаку. Это героический эпос Сталинградского сражения, где бились великаны. Одни погибли. Но оставшиеся восстановили страну из руин, превратили в цветущий сад и полетели в космос.

А потом произошли процессы, которые превратили расу великанов — нас с вами — в расу лилипутов, карликов. Хрущёв отнял у Сталинграда имя, которое дало городу величие, не уступающее Иерусалиму.

Когда Хрущёв оккультно отнял у этого места его имя, он запечатал, забросал этот колодец хламом, и с этого момента, возможно, стала иссякать сила нашего народа. Эта победоносная энергия была зашифрована: с этого времени началось тихое сползание в перестройку, которая окончательно сделала нас немощными.

Задача восстания из праха, из пепла — задача новой русской идеологии. Идеология русского государства несёт в себе идею светоносной громогласной победы. Эта победная философия, победное одоление подтверждает вся наша русская судьба. Мы то создаём наше великое государство, великое царство, то опять скатываемся в тёмную бездну, нас одолевает тьма, гложет нашу плоть, наши кости. И вновь через чудо, воскрешение мы создаём новое царство, государство. Мы — народ пасхальной победы, народ, в котором пасхальное воскрешение действует постоянно и неизбежно.

Что мы можем взять из Сталинградской битвы в сегодняшнюю идеологию, чем можем напитаться? Да всем! В Сталинграде было потрясающее единство: не было ни русского, ни татарина, ни калмыка, ни узбека, ни эллина, ни иудея, — здесь были одни герои, мученики, светоносные жертвенники. Это мы должны внести в сегодняшний мир, который рассыпается, делится на молекулы. В Сталинграде, в том единстве был осуществлён великий бросок, рывок. Не в индустрию — тот рывок был совершен до войны, в сталинских пятилетках. А был рывок навстречу светоносной энергии. И сегодня нам опять придётся сконцентрироваться и совершить мировоззренческий рывок в победу.

Поэтому основой идеологии государства российского должна стать религия русской победы. Сталинград должен стать столицей победы. Отсюда, из столицы русской победы, должны нестись проповеди нашего духовного воскрешения, духовной победы. Здесь должны создаваться конгрессы, строиться университеты победы. Здесь должна быть гвардия победы. Отсюда должна нестись непрерывная проповедь.

Барма и Постник построили в Москве храм Василия Блаженного, и он был образом рая. Главы, купола, шатры, переходы храма таковы, как понимали наши пращуры красоту рая и воплощали её. И здесь, в Сталинграде, когда-нибудь будет построен дворец победы. Мы пригласим лучших архитекторов нашей родины — и они построят поразительный образ нашего рая, русской победы, русской мечты. У русских нет другой мечты, кроме райской. Мы не взыскуем земного счастья. Нам хорошо, конечно, кататься по гладким дорогам, жить в комфортных домах и есть хорошую еду. Но главная русская цель — это мессианская цель — взыскание рая.

Говоря о феноменологии Сталинградской битвы и Сталинградской победы, невозможно не касаться символизма, таинственных и возвышенных сил, которые просматриваются сквозь хронику этой битвы.

Я присутствовал на недавнем открытии вашего знаменитого фонтана, который своей белизной, пластикой напоминает античные скульптуры. Поразительно появление этого фонтана в предвоенные годы в Сталинграде, когда ещё даже не предчувствовался налёт люфтваффе.

В центре фонтанной композиции — крокодил. Чудище, которое олицетворяет символы зла, преисподней, тот самый дракон, которого пришлось колоть Георгию-Победоносцу. Вокруг дракона танцует хоровод, не странных матиссовских розовых существ на таинственном лугу. Это — хоровод советских пионеров. И дети берут в кольцо чудище, в ловушку помещают его.

Этот танец детей на лугу является кольцом, которое замыкает зло, не даёт вырваться на свободу. Символически пионеры являются духовными небесными силами, они замыкают силы тьмы, зла, не давая им вырваться из преисподней.
Немцы нанесли страшный удар, превратив Сталинград в пепелище. И возникает ощущение, что наносили удар именно по фонтану. Сталинград был побочной мишенью этих армад, а метафизически удар был по хороводу, этому кольцу света, который выставил наш народ — своих детей, полагая, что отроки будут взрастать, превратятся в светоносных великанов, что эти отроки являются будущим нашего народа и нашей страны. Немецкие бомбардировщики уничтожали пионеров, размыкали кольцо и разорвали фонтан на части. Потрясающая картина: пионеры без рук, без ног, с оторванными головами продолжают вести свой танец, свой хоровод вокруг этого крокодила.

Сталинград победил. И этот крокодил, чудовище, этот фон Паулюс не вырвался из "мешка", крокодил и Паулюс оказались загнанными в кольцо. Пионеры не выпустили фашистскую армию из этого кольца, и она там погибла.

Фонтан снесли. Но почему он воскрес в этом году? Есть в этом тайна. Видимо, нечто в метафизических слоях жизни очнулось, проснулось и стало всплывать на поверхность. И первым послало этот божественный фонтан. Фонтан, если переводить его образы, его предвоенный символизм на язык церкви, и олицетворяет Георгия-Победоносца, который закалывал это зло, вонзал копьё в пасть дракона. В нашем сегодняшнем сознании он является храмом, часовней, где бьёт живая священная вода. И всяк, кто оросит себя этой водой, приобщит себя к святым тайнам. Это живая вода сегодняшнего русского возвышения, движения к свету. И вся Сталинградская битва, все поля, на которых мы побывали, все рвы, взорванные фундаменты, склады неразорвавшихся мин, братские могилы — являются великим божественным храмом русской победы, что должна быть перенесена в нашу идеологию. И русская философия XXI века, со всеми её подробностями, сложными представлениями о типе государства, о форме общественной жизни, об идеалах, должна выражать религию, философию русской победы.

Жителям нужно бороться за возвращение городу названия Сталинград. Когда это имя было стёрто с лица земли, восторжествовал план Гитлера и Геббельса, которые хотели стереть это место с лица земли. И странным образом коммунист Никита Сергеевич Хрущёв воспроизвёл эту огромную гитлеро-геббельсовскую задачу. Этому не бывать. Наша русская победа неизбежна.

Анатолий ВЫРЩИКОВ, доктор педагогических наук

Сталинградская битва — высшая ценность Волгоградской области. Сталинградская битва — это символ победы. Победа — это преодоление беды. Преодоление вызовов истории и современности, которые стоят перед личностью, обществом, государством. Нужна величайшая концентрация усилий всего общества и государства на преодоление вызовов.

В основе символа победы лежит понятие патриотизма, который имеет надконфессиональное, надэтническое, надполитическое выражение. Это объединяющая скрепа. Сегодня перед обществом стоят задачи консолидации, формирования российской гражданской идентичности. Эти задачи решаются через патриотизм и патриотическое воспитание. Мы ставим задачу формирования новых поколений победителей на героических традициях Сталинградской битвы.
Важно формирование отношения в Сталинградской битве как к величайшей ценности не только нашего народа, но всего человечества. Формирование ценностей возможно через образ. Много сил надо приложить, чтобы образ Сталинградской битвы вошел в современность, её символы, её значения. Всё связанное со Сталинградской битвой востребовано сегодня, как никогда, потому что Россия находится в сложном положении. И победа нужна всем. Надо формировать установку на победу, на преодоление и себя и проблем, стоящих в обществе. Нужно сказать обществу, человеку: проблемы ты можешь решить, можешь победить в этих условиях.

Идеология победы является основной с точки зрения осмысления образа Сталинградской битвы, она может стать фундаментальной идеологической основой развития российского государства.

Андрей ФУРСОВ, директор Центра русских исследований

У Сталинграда 1942-43 несколько составляющих, о которых мы должны хорошо помнить, работая над нашей будущей победой. Первое условие победы — это то, что в 30-е годы был создан военно-промышленный комплекс. В результате чего Советский Союз достиг автаркии по отношению к развитым капиталистическим странам, прежде всего промышленной автаркии.

Второе условие победы – то, что в 30-е годы в процессе индустриализации было создано то, что назвали модальным типом личности. Модальный тип личности – это минимум 7-8% активного населения. То, как сложились исторические судьбы Российской империи и Советского Союза в первые годы мировых войн, очень показательно. В 1915-16 годах был выбит офицерский корпус российской армии, за этим рухнуло самодержавие и Российская империя. В 1941 году был выбит советский офицерский корпус призыва 40-41 года, но армия не рухнула, потому что осенью была создана новая армия, пришли молодые мужики. Те самые, которые сломают вермахту хребет и распишутся на рейхстаге. Это те самые ребята, которых воспитали в 30-е годы советская пионерия модальным типом личности.

Если мы посмотрим на журналы 30-х, 40-х и по инерции 50-х годов, например, «Техника молодёжи», это футуристический проект — проект общества будущего. Хребет вермахту сломали люди, у которых было живое представление об их будущем.

Ещё очень важный урок, который особенно актуален сегодня — ликвидация пятой колонны. Черчилль в своё время заметил, что у Сталина не возникло тех проблем, которые возникли, например, у Франции в 40-м году. Потому что в конце 30-х была ликвидирована пятая колонна.

Это актуально сегодня. Когда человек говорит, например, что нужно отдать иностранцам русскую Арктику — нужно действовать в соответствии с законами военного времени в прифронтовой полосе. Ведь это вовсе не придурок, это предатель, враг. Я бы хотел посмотреть на какого-нибудь американского профессора, который предложил бы вернуть Аляску Советскому Союзу или отдать штаты Мехико, Аризону, Техас Мексике. Самый простой способ обращения с такими людьми – они должны быть нерукоподаваемыми. Вокруг них должен быть моральный вакуум.

Один из важных аспектов противодействия пятой колоне — это психоисторическая война, которая состоит из информационной войны, концептуальной и метафизической. В этом плане необходимо возвратить городу на Волге имя Сталина. Это важный исторический акт в психо-исторической войне. Потому что Сталинград- это знамя победы.

Сталинградская битва — поворотный пункт не только Великой отечетсвенной войны, но и русской истории в целом. Речь тогда шла о том, чтобы русских стереть ластиком истории навсегда. Русские отстояли право быть в истории физически и метафизически. Поэтому аналогов Великой отечественной войне в нашей истории нет.

Здесь была одержана победа, которой сегодня нас пытаются лишить, пытаются убедить, что разницы между сталинизмом и гитлеризмом не было. Что Советский Союз, подписав в 1939 году советско-германский договор, фактически способствовал развязыванию второй мировой войны и так далее. Кто пытается лишить нас победы? По сути те же силы, которые привели к власти Гитлера. Это транснациональные к олигархи, портом прописки которых являются Великобритания и США.

Что такое был третий рейх в начале 30-х годов, когда Гитлер пришёл к власти? Валюты нет. И Гитлеру подарили склад валюты – Австрию. Аншлюс. У Гитлера не было достаточной военно-промышленной базы – и ему подарили Чехословакию. Подарили британцы, французы, итальянцы. Ему подарили Чехословакию, потому что Словакия — это граница с Советским Союзом. Наконец в 38 году немецкие генералы планировали на сентябрь свержение Гитлера. Но Мюнхеном этот заговор был сорван. Транснациональные олигархии вели Гитлера к власти, накачивая его финансовые и военные мышцы. Он должен был сокрушить СССР, а потом уже они планировали сокрушить Гитлера. В этом плане мюнхенский сговор 38 года – это не просто договор. В действительности это была попытка создать просоветский блок, этакое прото-НАТО. И сила этого блока — Германия, а мозг и направляющая сила — Великобритания.

Советско-германский договор 1938 года сорвал и разрушил этот замысел. На Западе до сих пор не могут простить этого Сталину и ненавидят его за это.

За Гитлером стояли европейские наднациональные олигархии. Гитлер шёл к установлению нового мирового порядка. Не только Гитлер пользовался этим термином. Одна из самых зловещих фигур XX века Герберт Уэллс в конце 30-х годов написал книгу «Новый мировой порядок». Те рецепты, которые там описаны, заставляют думать, что Гитлер по сравнению с Уэллсом – приготовишка. Путь к установлению нового мирового порядка шёл через уничтожение России. Не случайно представители пятой колонны во времена перестройки сформулировали это «со стеклянной ясностью». Яковлев, один из прорабов перестройки незадолго до смерти сказал: перестройкой мы ломали не Советский Союз, мы ломали тысячелетнюю парадигму русской истории.

Если посмотреть на ценности, которые пропагандирует значительная часть западной элиты, то по своему целеполаганию они близки к нацизму. Начиная с экологизма как зачистки планеты от лишнего населении до прочего сатанизма. В этом плане есть перекличка между экологистским неооварварством, футуроархаикой и гитлеровским режимом. Достаточно посмотреть на искусство третьего рейха.

В этом плане Сталинградская битва — это символ тройной победы. Это победа СССР над фашизмом. Это победа России над гитлеровским Евросоюзом, Евросоюзом № 1. Наконец, это победа цивилизации над неоварварством.

Мы должны вернуть Сталинграду его имя не только для того, чтобы смыть позор хрущевчины, горбачёвщины и ельцинщины, но и чтобы быть достойными своих предков, которые здесь сломали хребет военной машине.

Протоиерей Вячеслав (ЖЕБЕЛЕВ), настоятель Казанского собора, Волгоград

Какие события происходили на нашей земле?

В IX веке патриарх Фотий посылает хазарам Константина для того, чтобы он нёс миссию православной веры. Он многих обратил. Впоследствии Константин — это равноапостольный Кирилл, и брат его — Мефодий, которые создали славянскую азбуку. То есть корни просвещения славян начинаются здесь, на нашей земле, между Волгой и Доном.

И если рассматривать Сталинград как идею, нужно рассматривать и идею просвещения, которая здесь родилась. Здесь Кирилл и Мефодий начали благовествовать православие.

Вы, Александр Андреевич, отметили не только метафизическую, не только небесную связь. Но и историческая связь налицо. Это имеет для нас, живущих на этой земле, особое значение.

Виталий АВЕРЬЯНОВ, директор Института динамического консерватизма

Нет ничего выше подвига положить душу за други своя. А на втором месте после него высочайшая честь для человека – это почитать подвиг, подвиг своих предков, подвиг своих святых. Это высшая человеческая способность, которая делает человека человеком, прямоходящим, смотрящим вперед и вверх. И в этом смысле нам очень важно огласить, озвучить эту мысль о том, что через имя, в том числе и через имя города-мученика, мы тоже выражаем свою способность почитать подвиг.

Отнятие имени Сталинград в 1961 году, понятно, тогда носило свою сиюминутную политическую подоплеку, но это была попытка отнятия не только имени, но и определенной метафизики победы. Один из бывших врагов, генерал Дёрр писал, что под Сталинградом Россия начала превращаться в мировую державу. Это признал враг. Несомненно, величие этого подвига беспримерно и многие из членов нашего клуба убеждены, что это величайшая победа в истории России, на которой, фактически, вращается, как на некоем стержне, наша история.

Возникает вопрос: но ведь это имя связано с именем Сталина. Мы знаем, что по-разному в нашем обществе относятся к Сталину. И более того, всегда будут относиться по-разному. Однако мы видим, что произошли две большие попытки десталинизации: хрущевская и перестроечная. И в ответ на эти две попытки в народе возникла сначала тихая, а потом все более мощная реакция, некий противоток. Он и сейчас происходит и даже усиливается.

Это говорит о том, что нет какого-то одного истинного образа исторического лидера. Так же как есть летописная история, допустим, образ Владимира Крестителя, Красное Солнышко, а есть былинный образ князя Владимира. Это разные образы, они во многом не совпадают. Но историки бесконечно дискутируют, переоценивают исторические факты, с каждым веком поворачивают их по-новому и предлагают новый их набор. А народ своей сверхрациональной интуицией постепенно намывает золото исторической правды. Народ создает собственный национальный миф, и этот миф не меняется. Потому что то, что передается из уст в уста, – это высшая истина, это интуитивная истина. Всякая ложь устной традицией отфильтровывается, отбраковывается. Народное сознание чувствует ложь и правду.

И вот такой же Сталин, Сталин эпический тоже постепенно возвращается на противотоке десталинизации, которая дважды осуществлялась сверху и чуть было не была запущена недавно в третий раз. Сталин возвращается не из документов даже архивных, не из каких-то отдельных высказываний, а из того, о чем сказано в Евангелии – по плодам их узнаете их, узнаете по результатам дел, по добру, которое было принесено.

Несомненно, Изборский клуб тоже родился на этом противотоке. При этом мы не считаем, что возвращение имени Сталинград означало бы торжество неосталинизма. Речь идет о возвращении совсем другого – исторической справедливости, правды исторической. К слову об истории этой земли, действительно, существуют разные трактовки того, почему город назывался Царицын. Но для русского народа, конечно же, Царицын не означал никогда понятия «желтая река» (тюркское «сары-су»). Все-таки, Царицын ассоциировался с высшей духовной реальностью, и для русского народа это был город Царицы небесной.

Переименование Царицына в Сталинград парадоксально оказалось очень точным. Я, как православный человек чувствую здесь глубокую связь, потому что в 1918 году, когда не стало русского государя, как известно православным, произошло явление Державной иконы Божией Матери, и было откровение, что отныне она будет опекать Русскую землю, будет непосредственно ее царицей. И вот так получилось, что, хотя совершенно невозможно было себе это представить в 20-е годы или в 30-е годы, но спустя десятилетия после Великой Победы мы все больше и больше начинаем понимать, что эти имена связаны. Потому что именно Сталин стал орудием в руках Царицы небесной, именно через Сталина она вернула то, что, казалось бы, вернуть уже было невозможно: вернула державу, и даже вернула православие в определенной степени. Произошли и многие другие важные вещи, которые я сейчас не буду перечислять. Но эта интуиция мне очень дорога, и я считаю, что в этом смысле Сталинград и Царицын друг другу не противоречат. Это единая духовная реальность, прокаленная огнем великих страданий страшного XX века. Сталин был, конечно, проводником не столько милости, сколько гнева, оружием жестоким и кровавым. Милость приходила уже после гнева и наказания. Но важно понимать, что гнев не был чем-то внешним по отношению к народу, он воспламенял и сам народ.

Сталинградская битва произошла здесь еще и потому, что это место было очень притягательно для врага и с точки зрения геостратегической, и с точки зрения символической. Об экономических аспектах сталинградского наступления много и часто говорят. Но когда-то здесь была вторая столица Золотой орды, Сарай-Берке, буквально несколько десятков километров, насколько мне известно, от Сталинграда. Это место, куда приезжали князья за ярлыками на княжение. И в то же время это место, где Дон-батюшка и Волга-матушка сходятся очень близко, эти два великих бассейна, как мать и отец смыкаются и формируют лоно, в котором вырос русский народ. И наш народ всегда мечтал о том, чтобы можно было переплыть из Дона в Волгу. Раньше волоком корабли перетаскивали, а потом стали возникать проекты строительства этого канала. И первый проект восходит к Петру I, потом был проект уже в начале XX века. Но только в советский период и мощь техническая, и кадры необходимые, специалисты и та энергия, которую развил народ – позволили этот проект реализовать. Все это говорит о стратегическом значении этого места, захватив которое враг получал бы серьезные преимущества.

К слову о канале, все три великих русских канала были построены в эту трагическую и великую эпоху, эпоху Сталина. Известно, какой ценой достались они: Волга-Дон, Москва-Волга и Беломорканал. Я сам родился на берегу канала Москва-Волга, и еще в детстве видел вдоль него многочисленные проваленные могилы заключенных. И в то же время мы понимаем, что это было строительство не просто транспортных коммуникаций, это было строительство очага мировой цивилизации. Такие огромные свершения, такая огромная созидательная деятельность, которая была развита в ту эпоху, означает, что Россия была предназначена к высшему развитию цивилизации. Мы видим на многих исторических примерах, что когда у власти находятся те люди, которые не планируют превращать свою страну в великую цивилизацию, они ничего здесь не строят, они отсюда все вывозят, и таким образом помогают строить где-то в другом месте. Все это говорит о том, что то была действительно великая эпоха созидания, борьбы, и победы.

Нам думается, что возвращая это славное имя городу, мы будем способствовать возрождению и Волгоградской области, и всей страны. Потому что с именами связан продуктивный национальный миф. (Произнося слово миф, мы говорим это в сугубо позитивном смысле, – миф это не иносказания, не фигуры речи и не фантазии, миф это жизнетворческое начало, способность творить и воплощать то, чего еще сейчас нет или чего, кажется, что сейчас нет.)

У еврейского народа на выходе из Второй мировой войны родился проект Холокост, символизировавший его жертву. А у русского народа до конца так и не сложился проект, символизирующий нашу победу. Я очень был близок с протоиереем Димитрием Дудко, у него была такая мысль: еврейский народ, несомненно, мессианский, и он сам себя называет богоизбранный. А русский народ тоже мессианский, но не богоизбранный, а богоносный. Как говорил отец Димитрий, это означает, что русский не может жить без Бога, не может оставаться человеком без Бога. Это два разных типа мессианства.

Наш ответ на страшную для всего рода человеческого угрозу гитлеризма и стоящих за Гитлером мировых разрушительных сил, сил сатанинских, был иной, чем у евреев. Наш ответ был связан с тем, что русский человек отвечает на зло активным воинственным началом, воинствующей, гневной борьбой за Божию правду. И вот это мессианство, мессианство гнева и было явлено здесь.

Олег РОЗАНОВ, предприниматель, руководитель аналитического центра "Копьё Пересвета"

Нашей стране сейчас нужна идеология победы. 25 лет отступления сформировали определённый тип человека, который не любит свою страну, презирает её историю. Сейчас мы переживаем момент низшей точки, или точки роста, когда, дойдя до дна, мы оттолкнулись и поняли, что история нашей страны героична, а отступать нам некуда.

Сталинград — та отправная точка, с которой мы выйдем на новое понимание своей истории, роли в мировом процессе. И надо понимать, что каждый день, пока город не носит имя Сталина, Гитлер торжествует, ведь города на карте нет.

Гитлеру важно было уничтожить русский фактор в мировой истории. А Русская евразийская цивилиза