Провозвестник Русского мира
Сегодня 220 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева. Имя, известное каждому в нашей стране с первых классов школы, и даже раньше, по таким хрестоматийным его стихотворениям, как «Люблю грозу в начале мая», «Ещё в полях белеет снег…», «Зима недаром злится…», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…». Взрослея, становились почитателями его прекрасной любовной лирики, стихов философского звучания.
Полагаю, о них стоит сказать подробнее. Специалисты могу сказать, что у философской поэзии достаточно длинная, многовековая история, уходящая в древность. Не говоря уже о Данте, Омаре Хайяме, Шекспире, Гёте. В России стихи философского содержания присутствуют в творчестве Ломоносова, Державина, И всё же, полагаю, не только в русской, но и в мировой поэзмеии литературе мало кто может сравниться с Тютчевым по такому пристальному вниманию к вопросам смысла бытия человека, по остроте ощущения трагической составляющей в жизни людей, по силе убеждённости в присутствии в ней и в мире в целом божественного начала.
Внимательный читатель, исследователь обнаружит в его стихах идеи, которые в ХХ веке, особенно в его первой половине и середине, оказались в центре как философской рефлексии, так и общественного внимания. Я имею в виду темы переживания человеком чувства одиночества, неспособности людей понять друг друга, угрозы катастрофы из=за нарастающей утраты ими религиозной веры, размывания ценностей христианства. Тютчева можно считать создателем своего рода метафизики природы. Она для него особый мир, вечный, бесконечный, живой, в котором идёт постоянное противоборство хаоса и порядка.
Словом, поэзия Тютчева – это гармоничное соединение, цельный сплав Его мысли, чувства, художественного совершенства. Она не для лёгкого чтения. Погружение в неё, постижение её глубин, смыслов, красоты требует интеллектуальных усилий и развитого эстетического чувства. Думаю, в этом одна из причин того, что признание Тютчева как классика отечественной литературы пришло не сразу. Однако время, как известно, всё расставляет по своим местам. Сегодня имя Тютчева стоит в одном ряду с именами Пушкина и Лермонтова. Их объединяет грандиозность масштаба таланта. Но не только это. По меркам истории они современники, ибо самый старший из них родился в 1799, а самый младший — в 1814 году. Плеяда великих талантов, положивших начало высочайшему взлёту духовных сил нации, названному Золотым веком русской поэзии.
Далеко не каждая страна, не каждый народ могут указать на аналогичный период в истории своей культуры. Убежден: то, что у нас был Золотой век русской поэзии, точнее, в целом русской литературы, что он ознаменован созданием произведений, вошедших в сокровищницу мировой культуры, нельзя считать случайностью. Этот период явил собой, образно говоря, культурный взрыв, стремительный взлёт духовных сил русского народа, копившихся на протяжении столетий. Общественные преобразования, начало которым положил Петр Великий, усилили процесс их созревания, открыли простор их проявлению. Мир увидел, что Россия – страна, уникальная не только огромностью своей территории, многонациональностью и многоконфессиональностью населения, но и тем, что по своей духовной мощи она ни в чём не уступает Европе. А по гуманистическому наполнению, по, воспользуюсь термином Достоевского, всечеловечности своих культурных и общественных устремлений превосходит её.
Наследие Тютчев не исчерпывается его поэтическими творениями. Спору нет, ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Некрасов ни Толстой и Достоевский, ни кто-либо другой из представителей Золотого века русской литературы не стояли в стороне от того, чем жили страна, мир. Все откликались на общественные и политические события. Но лишь Тютчев в этом ряду был не только свидетелем, но и прямым участником, а в иных случаях и творцом этих событий.
Почему? Потому что его жизненный путь — это не только служение музам, как говорили в его время, но и служение Российскому государству. И на этой ниве успехи Тютчева были несомненными и значительными. Он -видный дипломат, более двадцати лет проведший в зарубежных представительствах Российской империи. Он входит в круг сподвижников министра иностранных дел России А.М. Горчакова. Он высокопоставленный чиновник этого ведомства в чине тайного советника. Он активный общественный деятель, известный публицист, журналист. Полагаю, что именно соединение в его жизни политического опыта и той провидческой интуиции, которая свойственна великим поэтам, писателям, позволило ему постигать ход мировой и российской истории зорче, глубже и дальше многих мыслителей, государственных деятелей того времени.
Наследие Тютчева в этой сфере многообразно. И всё же, если попытаться выделить в нём то, что актуально и сегодня, то это его глубокое понимание исторической миссии России, а также ясное, свободное от всяких, и в первую очередь либеральных, иллюзий видение её взаимоотношений с Западом.
Если говорить коротко, то для что Тютчева было аксиомой, что наше Отечество являет собой самостоятельную, цивилизацию, духовно и нравственно превосходящую Европу. Миссия России, её предназначение — противодействие, говоря современным языком, гегемонистским устремлениям Запада. Эта миссия возложена на наше Отечество самой историей, для этого оно и возникло. И потому, считал Тютчев, Россия не нуждается в апологетике, политическом или ином оправдании себя, своего существования, «Истинный защитник России, — писал Тютчев, — это история; ею в течение трёх столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу».
Именно Тютчев одним из первых, если не первым, заметил нарастание русофобии как в самом российском обществе, так и на Западе, где она, отнюдь не преходящее, не конъюнктурное явление. Он чётко указал на укоренённость русофобии в европейской истории и культуре.
В течение столетий, писал Тютчев в 1844 году «европейский Запад с полнейшим простодушием верил, что не было и не могло быть другой Европы, кроме его». Что не может существовать «другой Европы, восточной Европы, в которой существовал бы целый мир, единый в своём начале, солидарный в своих частях, живущий своею собственною, органическою, самобытною жизнью…». Мы видим, отмечал Тютчев, враждебность Запала в отношении нас. Несмотря на это, подытоживает Тютчев, Россия «вполне готова уважать историческую законность народов Запада, но и вы со своей стороны должны учиться уважать нас в нашем единении и силе».
Однако в то, что Европа встанет на этот путь, он и сам едва ли верил. Он остро чувствовал, что в ней набирают силу процессы, чреватые серьёзными негативными последствиями как для России, Он не ошибся в прогнозе о неизбежности войны Европы против России, сделанном за пять лет до начала Крымской кампании.
Не ошибся он и в своих выводах о долговременных последствиях объединения Германии на принципах «железа и крови». Отмечая всё больший акцент в этом процессе на расовое начало, на «естественно право» немцев на господство над другими народами, он приходит к пессимистическому выводу. «Всё это, -пи сал Тютчев, — может привести Европу к состоянию варварства, не имеющего ничего себе подобного в истории мира и в котором найдут себе оправдание всяческие угнетения». И привело. Германия стала колыбелью нацизма, развязанная ею Вторая мировая война прнесла гибель более чем 50 миллионам людей в десятках стран. .
Тютчев фактически вынес приговор Европа сходит со сцены. Она убивает себя собственными руками, одна из которых — революция, а другая утрата религиозной веры, её ценностей. Отсюда хаос, индивидуализм, разобщение людей, стран, народов, ставка на силу. Тогда как России история отвела роль Ноева ковчега, спасителя мировой цивилизации. Ковчег, считал Тютчев, заполняется не по этническому признаку, не по привилегиям, а по близости и прочности духовно-нравственных связей, основанных на ценностях христианства, прежде всего, православия. Именно поэтому Россия избежит революции, гибельного пути Запада.
Реальная история, как видим, идёт далеко не во всём путём, начертанным Ф.И. Тютчевым. Россия не избежала революции. Не состоялся его план объединения славян вокруг России. Но в своём выводе относительно «заката Европы», её кризиса — политического, нравственного, духовного, нарастания его противостояния России и Запада он не ошибся. Как не ошибся и в своей вере в русский народ, в его праве на самобытный путь развития, в оценке исторической миссии России — быть оплотом мира, стабильности, справедливости, духовности и тем самым содействовать сохранению цивилизации.
То, о чём мечтал, к чему призывал Тютчев, считаю, в главном состоялось. Сегодня ковчег, о котором писал поэт, — это современная Россия, Русский мир. Как сказа в своём выступлении на недавнем Всемирном русском народном соборе президент В.В. Путин, «Русский мир объединяет всех, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителем русского языка, истории, культуры независимо даже от национальной или религиозной принадлежности».
И, конечно же, Тютчев не ошибся в своей вере в непоколебимую мощь России, в способность страны, народа преодолеть любые трудности. Приведу его стихотворение «Море и утёс», написанное в 1848 году, когда Европу потрясали внутренние борения, революции.
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот…
Ад ли, адская ли сила
Под клокочущим котлом
Огнь геенский разложила —
И пучину взворотила
И поставила вверх дном?
Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой, —
Но, спокойный и надменный,
Дурью волн не обуян,
Неподвижный, неизменный,
Мирозданью современный,
Ты стоишь, наш великан!
Если бы не определённая архаичность языка, то его вполне можно было принять за метафору того, что происходит вокруг России, в мире в целом сегодня. Россия не имеет права расслабляться, обязана быть сплочённой и сильной, только при этом условии она может выполнисть свою историческую миссию сохранения цивилизации, основанной на принципах гуманизма. Таков завет великого поэта и великого патриота России Фёдора Ивановича Тютчева.
Ю.Н. Солодухин, кандидат философских наук