Журнал «Наш современник» изменил свой облик. Новое руководство журнала смахнуло с обложки многолетнюю эмблему журнала — памятник Минину и Пожарскому. Белоснежное поле, и на нём — драгоценный для русского сознания образ: два великих нижегородца, спасители русского государства, увековеченные в бронзе на Красной площади рядом с Храмом Василия Блаженного — символом русского рая. Вместо канонической, намоленной обложки появилась новая, напоминающая упаковку недорогого товара на прилавках магазина «Пятёрочка».

Это событие взволновало читающую русскую публику, для которой «Наш современник» был спасительной иконой в чудовищные годы либерального ига, когда всякая русская мысль, русское литературное слово подвергались замалчиванию, осмеянию, вымарыванию. Теперь эту икону убрали с киота, вместо неё поставили подмалёвок Кандинского. И многие прихожане храма отшатнулись, покинули храм, где они столько лет молились и прикладывались к чудотворной иконе.

В содеянном я не вижу злого умысла, сознательного осквернения. Это не похоже на разрушение памятников, учинённое русофобами на Украине или в Эстонии. Скорее, это свидетельство духовной глухоты, не позволяющей услышать музыку русских времён, как если бы в духовный салон ворвался голос эстрадной певички.

Обновление храмов-новоделов проводится небрежно и на скорую руку. А в храмы Покрова на Нерли или Спаса на Нередице реставраторы приходят с благоговением, дорожат каждым камнем, каждым штрихом в орнаменте. Журнал «Наш современник» — это Покрова на Нерли русской литературы. Потрясающим явлением русской духовности было одновременное явление в литературе прозы Белова, Распутина, Астафьева, Носова, исторических романов Балашова и Личутина, поэзии Кузнецова, Рубцова, Куняева, критиков Кожинова, Ланщикова, Бондаренко, Лобанова, Курбатова.

Это было мощным цветением, когда русская мысль вырвалась из-под спуда и обнаружила свою огромность, праведность и необоримую красоту. Это было время русского возрождения и русского откровения. «Наш современник» был амвоном, с которого звучала проповедь. Заслуга «Нашего современника» и его бессменного редактора Станислава Юрьевича Куняева громадна. Куняев, как кормчий, вёл среди бурь этот русский Ковчег спасения, принимая на борт множество носителей русских смыслов, не давая им утонуть, взращивая их, сберегая для будущего. Станислав Куняев, могучий ревнитель, собравший в своём журнале цвет русской литературы, пережил своих великих сверстников, закрывал им глаза, и сегодня, убелённый сединами, он является символом «Нашего современника», статуей на носу этого дивного русского корабля, плывущего в бурях и туманах XXI века.

Новые владельцы журнала отказались от Минина и Пожарского. Но Государство Российское спустило на воду подводный атомный крейсер «Князь Пожарский». И следующим атомоходом, не сомневаюсь, будет лодка «Кузьма Минин». Так изгнанные с обложки журнала Минин и Пожарский переселились в атомоходы, продолжая сберегать Государство Российское.

ИсточникЗавтра
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...