О парадоксах того, что можно назвать «религиозной картиной современной России», уже писалось («ВЦИОМ и правда о религиозности современной России»). По данным названного опроса, 57% граждан России относят себя к православным, 5% – к мусульманам, по одному к католикам, протестантам и буддистам. 5% относится к другим вероисповеданиям, 6% – к верующим без конфессиональной принадлежности, 19% – к неверующим, 7% – к колеблющимся между верой и неверием (строго говоря, к агностикам).

И вот еще оттуда же: 11% из числа православных никогда не ходят в церковь – просто замечательные «православные». Но это – не все: 64% православных ходят в церковь «время от времени» – прямо «истинная религиозность». И только 22% таковых ходят в церковь не менее раза в месяц. Какой процент «православных» ходит в церковь, как, в общем-то, положено – каждое воскресенье – ВЦИОМ, чтобы не огорчать никого, тем более – своих кураторов, – спрашивать не стал. Или просто в материал не поместил.

А вот еще лучше: из числа православных целых 86% верят в Бога. Целых 55% – в существование Рая, 75% – в существование ангелов, 58% – в существование Ада, в дьявола – 62 %.

Если православными себя считают 57% и из них в загробную жизнь и бессмертие души верят около половины, то есть менее 30%, значит, либо они называют себя православными, не понимая, что такое собственно, православие, либо просто потому, что так положено, боясь, чтобы не осудили за «безбожие».

С остальными конфессиями – всё то же самое. В общем, по всем опрошенным: говорят о своей вере в Бога 66%, а о вере в Рай – 41%, в Ад – 44%, в дьявола – 47%. И еще. По возрастным группам: в Бога верят 68% пенсионеров – возрастная группа старше 60 лет, 69% тех, кто больше ни на что не надеется – 45-59 лет, 71% находящихся в расцвете лет – 35-44 года, 59% – тех, кому 25-34 года, и 45% тех, кому 18-24года. Все – по своим разным причинам.

Итак, в целом 66% верят в бога, при этом православных всего 57%, и из них в бога верят 86%. Казалось бы – без комментариев.

Но оказывается при этом, что в базовый религиозный миф о сотворении человека богом верят много меньше – 23% от всего населения. То есть, что бог есть, верят все же 66%, только в то, что он человека создал, – верят 23%. Получается, что 41% считают, что, хотя бог и есть, человека он не создавал. По тем или иным причинам. То есть создал его некто или нечто иное. Это не значит, что все остальные верят в дарвиновскую теорию происхождения человека от обезьяны: таких хотя и больше, но не наголову – 28 %. Остальные либо считают, что люди произошли от космических пришельцев – 3%, а вот 39% полагают, что современная наука пока не может ответить на этот вопрос. Пока – то есть полагают, что по мере ее развития она – и именно она – на этот вопрос ответ даст. Это уже февральские данные ВЦИОМ этого года.

И, по этому же опросу, в версию создания человека богом из православных верят 27%. То есть почти три четверти считают, что бог человека не создавал и всё последующее в религиозной истории человечества – ну, несколько сомнительно. Может, все так и было, но только бог тут особо ни при чем. Зато дарвиновскую версию считают верной почти столько же, сколько церковную – 24%, а 40% считают, что, если не сейчас, то со временем именно наука ответит на вопрос происхождения человека и жизни на Земле. Кстати, среди мусульман 56% верят в то, что человека создал именно бог.

Интересно и другое. Расклад по поколениям всегда интересен, но тут он выглядит особо концептуальным. Группа 45-59 лет, те, на кого обрушилась перестройка, когда им было от 10 до 25 лет, верят в божественное творение человека примерно на уровне средних показателей по социуму – 25%. Зато в то, что ПОКА наука ответа не знает, то есть со временем найдет, верит наибольшая часть, больше, чем в обществе в целом – 44%. А вот вера в происхождение от обезьяны у них, пожалуй, относительно самая малая – 20%.

У группы 35-44, то есть почти не заставшей советско-атеистический период, вера в божественную версию, как ни странно, уже снижается – 23%, как и надежды на будущие ответы науки: они заметны, но идут на спад – 37%. И заметно вырастает принятие жарвиновско-эволюционной теории: 29% по сравнению с 20 у более старшей группы.

Группа молодежи от 25 до 34 лет, абсолютно не заставшая советско-атеистический период, демонстрирует резкое падение доверия к божественной версии – 15%, в полтора раза меньше, чем у относительно более старших групп, уровень надежд на будущие ответы науки примерно такой же, как у группы 35-44 лет – 36%, но резкое увеличение доверия к дарвиновской теории – 40%, в полтора раза выше, чем по стране в целом, и вдвое выше, чем у группы 45-59, заставшей оглушающий удар информационных деструкций «перестройки»…

И наиболее юная группа 18-24 года демонстрирует еще более резкий поворот: в божественную версию верят уже только 12%, в то, что наука пока ответов не знает, но в будущем их даст – 21%, а в то, что ныне данные наукой ответы – дарвиновскую теорию – верит доминирующее большинство – 59%.

Но это – те люди, которым не достались ни психологические деструкции «перестройки», ни безумие распада сознания 90-х. Зато это те, кто формировался и жил в условиях нарастающей экспансии религиозной пропаганды со стороны власти. То есть это те, для кого тяготение к естественно-научной картине мира – уже не результат советско-атеистического воспитания, а продукт их собственного внутреннего противостояния доминирующим установкам, собственный жизненный вывод.

Из тех, кому 25-34 года, о вере в бога говорят 59%, но в создание им человека – 15%. То есть 59% явно превращаются… явно превращаются… явно превращаются в 15% в реальности.

А в группе 18-24 о вере в бога говорят 45%. Только на деле превращаются в 12% верующих в создание им человека – 33% выпадает в наведенный модой остаток…

Верить каждый, разумеется, имеет право в свое: свободу вероисповедания утвердила еще первая советская Конституция 1918 года и Декрет об отделении церкви от государства того же года, она сохранена как неотъемлемое право человека и в нынешний Конституции РФ. Равно как и право не исповедовать никакой религии.

Вопрос просто в том, чтобы организационные структуры верующих тех или иных конфессий не лоббировали распространение утверждений о том, что их постулаты разделяемы большинством и не присваивали себе право выступать носителями воли большинства.

В церковь все-таки на деле регулярно ходят порядка 15% граждан, то есть примерно одна седьмая часть населения. Да, за последние годы таких стало больше: в 2012 году было 7%, только в сравнении с 2009 годом, и число верящих в дарвиновскую теорию подросло с 19 до 28%, верящих в божественное сотворение – как было 23%, так и не увеличилось.

В церковь стали ходить больше – верить в исходный постулат осталось столько же. И по-прежнему, даже из верящих в него в церковь ходят регулярно не более половины.

ИсточникКМ
Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...