Китайский план мирного урегулирования на Украине привлекает тем, что он достаточно неконкретен, и поэтому может быть легко приспособлен к новым реальностям, считает считает руководитель экспертного совета «Российско-китайского комитета дружбы, мира и сотрудничества» Юрий Тавровский.
— Юрий Вадимович, что должно произойти на фронте специальной военной операции, чтобы этот план был реализован?
— Реализация плана в первую очередь зависит от того, изменит ли Киев свою позицию, потому что он не собирается участвовать в переговорах с Россией, так как на Украине принят соответствующий закон. А для этого должна измениться ситуация на фронте, потому что когда этот закон принимался, была одна ситуация, а сейчас другая.
Когда изменится украинская позиция, в дело пойдут планы мирного решения вопроса, которые подготовили разные страны, в том числе Китай. Китайский план привлекает тем, что он достаточно неконкретен, и поэтому может быть легко приспособлен к новым реальностям. И то, что Китай его активно продвигает, напоминает о его существовании при помощи специального посланника Ли Хуэя, говорит о том, что он может первым лечь на стол переговоров, которые когда-то состоятся. Естественно, что министр иностранных дел Лавров выступил со словами поддержки этого плана.
— Верно ли я понимаю, что положения этого плана могут быть проинтерпретированы в зависимости от положения на линии боевого соприкосновения?
— Абсолютно точно. Все будет решаться на линии фронта. Неделю назад я был в Пекине, беседовал с китайскими политологами, с руководителями исследовательских институтов. Они говорят, что целиком поддерживают российскую позицию, желают России успехов на фронтах за исключением использования тактического ядерного оружия, о котором в последнее время идут разговоры. Они надеются, что очаг конфликта на западном фронте Холодной войны будет ликвидирован именно благодаря успехам на поле боя.
— Посольство Казахстана тем временем призвало своих граждан срочно покинуть Одесскую и Харьковскую области. А The Times опасается, что вскоре российские войска будут вновь стоять у ворот Киева. Как такие возможные территориальные приобретения России будут восприняты в Пекине?
— Как данность. Так же как они восприняли события в 2014 году после присоединения Крыма, когда западные стран развернули кампанию в СМИ и стали вводить санкции. Что сделала КНР? Она направила Си Цзиньпина на Олимпийские игры в Сочи, где он сидел на трибуне с Путиным.
Такая же реакция была продемонстрирован уже после начала СВО, когда Путин побывал в Пекине и во время визита Си Цзиньпина в марте 2023 года в Москву. По завершении переговоров в Кремле китайский лидер сказал Путину, что в мире проходят грандиозные изменения, которых не было 100 лет, и мы с вами движем эти изменения.
— Глава МИД Украины Кулеба во время визита в Индию заявил, что «сотрудничество между Индией и Россией в значительной степени основывается на советском наследии». Каким образом Украина будет пытаться оторвать Дели от России?
— Это попытки моськи сдвинуть слона. Слон — это российско-индийские отношения, которые базируются на советско-индийских связях. Это многие десятилетия. А Украина с Кулебой появились как черт из табакерки. Это первый визит в Дели такого уровня, и это просто смешно. Речь идет не об отношениях России и Индии, а о попытках подтолкнуть Индию к участию в конференции по украинской проблеме. Это максимум, что может сделать бедный маленький Кулеба.
— Недавно был скандал, когда теперь уже бывший секретарь СНБО Данилов нецензурно исказил имя спецпредставителя Ли Хуэя. Какое отношение к киевскому режиму существует в Пекине?
— В Пекине смотрят широко, потому что Украина все-таки одна из крупных стран Европы. Торговля, хотя и сокращается, но неуклонно поддерживается. Украинцы продолжают продавать оставшиеся советские технологии, образцы техники, кроме того, через Украину проходят торговые пути из Китая в Западную Европу. Поэтому китайцы считаются с существованием Украины и режима, который там существует. Но не думаю, что там испытывают большое тепло, потому что украинцы несколько раз кидали Китай. Как например, с продажей «Мотор Сич». Китайцы воспринимают Украину как досадную реальность.
— Директор СВР России Сергей Нарышкин в ходе визита в Пхеньян с 25 по 27 марта обсудил с министром госбезопасности КНДР Ли Чхан Дэ вопросы углубления сотрудничества между странами и обеспечения региональной безопасности. Визит прошел на фоне периодических обвинений со стороны западных СМИ в адрес КНДР по поводу поставок боеприпасов в зону СВО. Как развивается военно-техническое сотрудничество между нашими станами?
— Я не осведомлен о конкретике такого сотрудничества, но я его не исключаю, с учетом того, что вся военная промышленность КНДР и вооружения — это советские стандарты. Все это может быть использовано. И почему КНДР не может опосредовано участвовать в украинском конфликте, если Южная Корея поставляет вооружение в Европу?
Скоро предстоит визит Путина в Пхеньян. КНДР в обозримой перспективе может присоединиться к ОДКБ, ШОС, БРИКС, не говоря уже о двусторонних российско-северокорейских отношениях, которые имеют взрывной характер, начиная с поездки Шойгу и визита Ким Чен Ына в Россию.