Александр Гапоненко: О врагах народа в российском обществоведении

24 февраля 2022 г. Совет Федерации РФ разрешил использование российских войск за рубежом. Это было сделано для защиты от геноцида русского населения только что признанных республик Донбасса — ДНР и ЛНР. В этот же день президент и верховный главнокомандующий ВС России В. Путин дал команду начать Специальную военную операцию(СВО) на Украине.

В обращении президента к гражданам страны перед началом операции было заявлено следующее: «Её цель — защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации.»

Предполагалось, что небольшими силами специального назначения удастся быстро сменить руководство Украины, которое установило в стране нацистский режим правления и создало угрозу национальной безопасности России своим намерением войти в западный военный блок НАТО. Этот сценарий силовых действий реализовывался при условии, что силы специального назначения поддержат оппозиционные украинские элиты и широкие массы русского населения Украины, как это было в Крымской автономии и на Донбассе. Тогда удалось бы вернуть Украину в поле политического влияния России, а украинскую нацию переориентировать на либерально-демократическую модель строительства при минимальном внешнем вмешательстве.

Однако за восемь лет, прошедших после присоединения Крыма к России, политическая и этническая ситуация на Украине коренным образом изменилась. Украинским властным элитам удалось с помощью жесткого террора подавить русские элиты, а усиленной идеологической обработкой — мобилизовать массы на реализацию нацистского сценария развития общества. Украинские олигархи, с которыми российское руководство традиционно вело все закулисные переговоры переметнулись на сторону киевского режима и стали поддерживать курс на интеграцию страны в Евросоюз и на военную конфронтацию с Россией. США, Великобритания, Евросоюз в целом, НАТО стали оказывать киевскому режиму массированную помощь.

В результате действия всех этих факторов российские силы специального назначения столкнулись с ожесточенным сопротивлением не только ВСУ и нацбатов, но и значительной части масс украинского населения на киевском и черниговском направлении движения. Военная операция забуксовала на долгие два с половиной года и конец ей пока не виден.

Важнейшей причиной провала первоначального замысла по демилитаризации и денацификации Украины было недостаточное понимание властными российскими элитами процесса нацификации, который развернулся в стране после февраля 2014 г.

Мы видим, что генералы от обществоведения не предоставили высшему руководству страны теоретическую концепцию, которая бы давала общее видение развития политической и общественной ситуации на Украине, позволяла вырабатывать обоснованные пути и методы устранения возникших политических рисков.

Есть три основные причины, по которым российские обществоведы не выполнили свою экспертную роль.

Во-первых, в советское время не сложилась научная школа, которая бы разрабатывала проблемы деструкции, таких ее форм и видов, как геноцид, этноцид, фашизм, нацизм. После окончания Великой Отечественной войны правящая компартия сочла, что раз нацизм в мае 1945 г. был побежден, на Нюрнбергском трибунале осужден, механизм его предупреждения в виде Организации объединенных наций создан, то этот социальный феномен никогда уже больше не возродится. Исходя из этих соображений, денег обществоведам на теоретическое осмысление деструктивных процессов в СССР не выделяли.

Во-вторых, англосаксы после войны тщательно изучили нацистский опыт управления массами и применили на практике — для улучшения управления народами, которые жили в их колониальных империях. Одной из таких американских программ была «МК-Ультра».

Советская обществоведческая наука, закостеневшая в ряде марксистских догм, этих процессов не заметила. Все, что происходило в колониях западных стран изображалось в розовых красках успехов антиимпериалистической борьбы. Назвать методы, которые применяли колонизаторы фашистскими или нацистскими никто из исследователей не решался, поскольку на это не было одобрения руководства КПСС. Оно же само не отличалось широким научным кругозором.

После распада СССР англосаксы использовали переосмысленные нацистские практики для выстраивания системы колониального господства на постсоветском пространстве. Однако своими научными наработками англосаксы по-прежнему не делились, а специально создали и распространили фальшивые теоретические концепции. Мол, и возник нацизм случайно, и давно уже преодолен демократическими силами Запада, и его возрождение в принципе невозможно.

Как элемент операции по дезинформации распространялись идеи о том, что нацизм и коммунизм — это всего лишь формы тоталитаризма, мало отличающиеся друг от друга. Эта концепция даже утверждалась органами политического руководства Европы.

Все эти фальшивые концепции целенаправленно внедрялись в умы российских обществоведов в постсоветский период. Делалось это в ходе их стажировок в западных исследовательских центрах и университетах, в процессе выполнения ими заказных работ на средства западных спонсоров. Альтернативные подходы к исследованию феноменов фашизм и нацизм в западных изданиях не публиковались, а без этого российские ученые не могли защитить диссертации или пройти аттестацию.

Как только началась СВО, сотни западных ученых, которые работали по заказу англосаксов над проблемами фальсификации содержания феноменов геноцида, нацизма, фашизма, Второй мировой войны публично осудили действия России по пресечению нацизма на Украине. Они заявили, что никакого нацизма на Украине нет, а есть национал-радикализм, который можно обнаружить в любой стране.

Такого же рода заявление сделали российские ученые, которые были на содержании англосаксов. Они даже сделали это много быстрее, чем их западные коллеги. Правда, пришлось включать в число подписантов аспирантов, журналистов, пенсионеров, да еще и филологов с геологами по профессии, но акция оказания влияния на российское руководство выглядела тоже солидно.

Как можно было собрать полторы сотни подписей российских ученых под обращением отрицающим существование нацизма на Украине в течении пары часов после выступления верховного главнокомандующего, который впервые огласил целью СВО денацификацию украинского общества трудно понять.

В-третьих, управление обществоведческими разработками в России до сих пор находится в руках менеджеров-либералов, которые строят не русскую, а российскую нацию, да еще и по установленным англосаксами лекалам. На научные исследования по актуальной проблематике они денег не выделяют — исходят из тех соображений, что раз есть стратегическая линия на полное врастание России в Западную цивилизацию, то к чему вести суверенные научные исследования, результаты которых могут поколебать эту линию.

Тех энтузиастов, кто осмеливался вести разработки по означенной проблематике на собственном коште либералы-менеджеры от науки маргинализировали, а то и подключали правоохранительные органы для уголовного преследования слишком активных персон. Этих ученых обвиняли в разжигании этнической розни и распространении страшных идей великорусского шовинизма.

Даже после начала СВО и смены политического курса страны высокопоставленные либералы администраторы от науки продолжили подавление оригинальных отечественных обществоведческих исследований. Достаточно упомянуть их атаку на А. Дугина, возглавившего научный центр имени русского философа И. Ильина. Заказ на травлю А. Дугина шел из-за рубежа, но осуществлялся он местными обществоведами или руками подученных ими студентов.

Механизм интеллектуального доминирования англосаксов в российских университетах и исследовательских центрах безупречно действует до сих пор. Судя по публикациям в масс-медиа, если кого из ректоров университетов и директоров научных учреждений и снимают со своих постов, то за коррупцию, а не за подрыв интеллектуального суверенитета и морального духа сражающейся нации.

Правящие российские элиты не могут осмыслить ситуацию, сложившуюся в духовной сфере и наносят удары по малозначимым оппозиционным блогерам и журналистам, озвучивающим западные интеллектуальные заготовки подрывного характера.. Генералы же от российского обществоведения, которые допустили своей бездеятельностью или не компетентностью сдачу всех позиций на фронте борьбы с западной идеологией остаются вне зоны их интереса.

В результате, сейчас, когда правящие российские элиты спрашивают, что делать с Украиной, патриоты из научного сообщества могут провести только частичную идентификацию нацистских движений и партий на постсоветском пространстве. Однако даже они не осмеливаются называть высшее украинское руководство нацистским.

Представляется, что они попали в нехитрую англосаксонскую ментальную ловушку. Раз президенты Петр Порошенко, Владимир Зеленский, спикеры Верховной рады и премьеры Арсений Яценюк, Владимир Гройсман имеют еврейские этнические корни, то они не могут быть нацистами. Идет грубая подмена научных понятий и центральным признаком феномена нацизм называется геноцид евреев иначе Холокост. Отсюда делается ложный вывод, что лица, которые принадлежат к еврейскому этносу сами быть нацистами не могут. Осуществление в настоящее время властями Израиля геноцида палестинцев в Газе говорит, что это совсем не так.

Рекомендации из кругов патриотов по денацификации Украины сводятся к пересказу содержания решений Международного военного трибунала в Нюрнберге и описанию хода этого процесса. Сведения эти, несомненно, полезны для формирования общественного мнения, но они не учитывают перемен в формах нацизма, которые произошли в последнее время и которые расцвели на Украине, их далеко недостаточно для практической организации новых антинацистских судебных процессов.

Складывается во многом та же ситуация, что и в период проведения Нюрнбергского трибунала — советская сторона оказалась тогда теоретически не готовой к осуждению нацистских преступников за их главное преступление — геноцид советской нации (равно. как и всех других наций) и действовала по правовой модели, которую искусно навязали ей американцы. Немцев обвиняли, главным образом, в военной агрессии и совершении военных преступлений. Массовое уничтожение людей по этническому признаку трактовалось, как зверства военных и эсэсовцев, а не как суть нацизма. Отсюда нацистская идеология были признана преступной, организации, ее реализующие на практике тоже, а партия, которая все это организовывала — нет. Главное же, нацистская модель национального строительства не была признана преступной. Принцип коллективной ответственности немцев за совершенные преступления победители отвергли, хотя и наказали ее через репарации и аннексию территории. Права на сохранение государственности у немецкой нации не отобрали.

Устранять последствия недоработок советского руководства в Нюрнберге российские правящие элиты стали только в 2020 г. В этом году судом был зафиксирован геноцид членов советской нации, осуществленный немецкими нацистами и их пособниками из числа входящих в советскую нацию народов в годы Великой Отечественной войны на территории Новгородской области. Затем признание судом фактов геноцида стали происходить по всем областям, которые были оккупированы захватчиками в годы войны.

Приведем только один пример того, как идет война на русско-украинском, а точнее на русско-западном, идеологическом фронте.

Украинским элитам для мобилизации масс населения на войну с Россией потребовалось перевести фашистскую идеологию, направленную на формирование единой украинской нации в идеологию нацистскую. Нацистская идеология должна была нацелить массы украинцев на уничтожение «внешних» русских. «Внутренние» русские при этом, по-прежнему, подлежали лишению коллективной этнической идентичности — этноциду.

Для обозначения «внешних» русских на Украине уже недостаточно было использовать старый термин «москаль», который наделял негативными качествами всех этнических русских, которые приехали из России или были им духовно близки. Именно с этим термином, например, была связана известная речовка времен Майдана — «Москаляку на гиляку».

В нацистской идеологии термин «москаль» был заменен на термин «русские фашисты» — сокращенно «рашисты». Ход был иезуитский, поскольку в глубинах сознания украинского народа хранилась память о зверствах, которые творили фашисты во время Великой Отечественной войны на территории УССР. Надо было лишь слегка передернуть и подменить понятие немецкие фашисты на русские фашисты.

Новую концепцию русских-врагов и связанную с ней терминологию придумали англосаксы. Наиболее внятно ее изложил еще в 2019 г. профессор Йельского университета Тимоти Снайдер.

После начала СВО он определил Россию, как фашистское государство, поскольку в нем существуют: культ одного конкретного лидера; культ мертвых, выстроенный вокруг Второй мировой войны; миф об оставшемся в прошлом «золотом веке» имперского величия, которое необходимо восстановить посредством войны на Украине; существуют народные шествия, пропаганда идей войны, как акта очистительного насилия; используется символ Z, схожий с древней немецкой руной.

Т. Снайдер в одной из своих последних статей писал: «Путин называет фашистами своих врагов, поэтому нам может быть сложно принять тот факт, что фашистом на самом деле является он сам».

Фашизм определяется Снайдером в соответствии с господствующей на Западе концепции, что этот феномен можно идентифицировать по набору достаточно произвольно взятых внешних маркеров — символов, мифов, культов, шествий. Это позволят назначить фашистами кого угодно, и кого угодно представить либералами и демократами. То, что нацисты физически уничтожали «низшие» расы — осуществляли геноцид, а фашисты осуществляли разрушение коллективной идентичности — этноцид во внимание не принималось. Раз так, то можно было игнорировать сущностные проявления нацизма и фашизма на Украине, не приводить доказательств их существования в России.

Как говорит русская народная поговорка: «Громче всех кричит — Держи вора! — сам вор». Кричали громко, количество крикунов было велико.

Распространять термин «рашизм» стали многие сотни западных ученых, политиков, публицистов. Достаточно сослаться на внушительный список литературы, приведенный в статье «Рашизм» в Википедии. А это, между прочим, самое читаемое в России общественно-политическое справочное издание. Попытка создать нечто противостоящее Википедии предпринималась авторским коллективом электронной версии Большой российской энциклопедии. Однако с начала 2024 г. финансирование этой работы прекратилось. Произойти это без вмешательства генералов от обществоведения не могло.

Новая пропагандистская терминология была настолько важна для украинской элиты, что она утвердила ее путем принятия в мае 2023 г. специального закона «Об использовании политическим режимом Российской Федерации идеологии рашизма, осуждении принципов и практик рашизма как тоталитарных и человеконенавистнических».

В результате нацистские пропагандисты получили несколько эшелонов с опасными боеприпасами, которые стали широко использоваться в борьбе за контроль над сознанием россиян. Применение этих идеологических бомб и снарядов создало благоприятные условия для того, чтобы украинские спецслужбы могли по телефону легко убеждать россиян переводить деньги на финансирование ВСУ, бросать коктейли Молотова в военкоматы, поджигать релейные шкафы на железной дороге. Немалое число россиян занялось шпионажем в пользу вражеской стороны, стало совершать диверсии и террористические акты.

Александр Гапоненко
Гапоненко Александр Владимирович (р. 1954) — русский советский ученый, доктор экономических наук, профессор, публицист, политический и общественный деятель. Президент Института европейских исследований (Латвия). Руководитель Прибалтийского отделения Изборского клуба. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...