
На большей части постсоветского пространства не утихают идеологические споры: «Нужна или нет идеология современному обществу? Если «да», то какая?»
Особенно эта тема по понятным причинам актуальна для России сегодня. В последнее время идеологические баталии между сторонниками «православной монархии», «советского социализма» и «либерального капитализма» разгорелись с новой силой. Прямо как перед февралем 1917 года! Противники видят (ну или по крайней мере озвучивают) только преимущества своей системы (чаще всего объективные) и недостатки чужой (также чаще всего верные) и потому совершенно искренне чувствуют свою правоту. За 100 лет этой дискуссии аргументов не особо добавилось, а лишь то увеличивается, то уменьшается «громкость» полемики.
В России предложена еще в 2008 году и сегодня, по сути, начинает внедряться на государственном уровне идеологическая концепция «Россия – Ноев Ковчег», где предлагается прекратить вечный спор между «монархистами, коммунистами и капиталистами», а взять и использовать лучший опыт из этих трех типов госустройства, убрав их очевидные, проверенные историей, недостатки.
Кроме внутрироссийской идеологической дискуссии на повестке дня появилась тема необходимости выработки общей идеологии Союзного государства «Россия – Белоруссия». В отличии от внутрироссийского, на уровне российско-белорусского экспертного сообщества, она обсуждается на удивление конструктивно и благожелательно (нам стоило бы этому поучиться!). Если кратко, то на мой взгляд главным различием между РФ и РБ по мнению большей части экспертов является то, что в России – «олигархический нехороший капитализм», в Белоруссии – «современный хороший социализм». А значит «хорошей» Белоруссии беззаветно дружить во всем с «нехорошей» Россией, как минимум несвоевременно. При этом почему даже воюющая «нехорошая» Россия является одним из мировых лидеров по количеству мигрантов, не объясняется. Это так, к слову.
На одной из последних очень интересных и продуктивных встреч по теме «общей идеологии» с нашими белорусскими коллегами я спросил: «А белорусский, сегодняшний, социализм как-то отличается от «классического» социализма СССР?». Ответ был примерно такой: «В целом нет, но в Белоруссии учли и положительный, и отрицательный опыт СССР. Используем хорошее, а плохое, скажем гонения на Церковь или полный запрет на частную собственность и бизнес – этого в современной Белоруссии нет». Для меня это означает лишь то, что при наличии и поддержке частной собственности и Церкви, Владимир Ильич ни за что не назвал бы госстрой Белоруссии – социализмом. И мало того, призвал бы рабочих и крестьян к вполне определенным действиям. То же сделали бы и Сталин, и Хрущев, и Брежнев. А если бы я спросил наших белорусских партнеров: «А было ли хоть что-то хорошее в дореволюционной и есть ли хоть что-то хорошее в современной России?», ответ был бы очевидно положительным. А это значит, что современные Россия и Белоруссия не такие уж и разные. И что строительство Российско-Белорусского «Ковчега» вполне может быть совместным.