Владимир Овчинский: На пути к президентству

В последние недели вице-президент США Джей Ди Вэнс играет гораздо более заметную роль и в Интернете, и за рубежом, и в коридорах Белого дома.

Ему приходится защищать или продвигать позиции, против которых он когда-то выступал, даже еще во время предвыборной кампании. Об этом пишет The New York Times (25.10.2025).

Он прилетел в Израиль, чтобы помочь сохранить в силе достигнутое при посредничестве США соглашение о прекращении огня с ХАМАС. Он был цепким псом президента Трампа по вопросам перераспределения избирательных округов и приостановки работы правительства, троллем демократов в социальных сетях и из Белого дома. А когда критики внешней политики администрации назвали удары США по венесуэльским водам военным преступлением, Вэнс резко ответил X: «Мне плевать, как вы это называете».

Для союзников Вэнс — 41-летний вице-президент демонстрирует способность защищать своего босса на разных платформах и перед разными аудиториями, являясь прямым преемником политического движения, возглавляемого Трампом, которому 79 лет.

Однако в ходе этого процесса Вэнс изменил свои позиции и стал отстаивать или продвигать взгляды, против которых он когда-то выступал, даже совсем недавно, во время президентской кампании 2024 года. По таким вопросам, как вмешательство в дела других стран, свобода слова и досье Джеффри Эпштейна, Вэнсу пришлось пойти на попятную или просто проигнорировать череду резких поворотов событий.

Вэнс, безусловно, не первый политик, изменивший свою позицию или изменивший свое мышление, и это своего рода должностное требование для второго человека после Трампа, чьи позиции часто меняются в течение нескольких дней.

Однако, поскольку Вэнс готовится баллотироваться на пост президента в 2028 году, его, казалось бы, изменчивая позиция может подвергнуть сомнению его привлекательность как представителя своей партии для следующего поколения.

Некоторые из его перемен уже рисковали вызвать разногласия с представителями электората Трампа в рамках MAGA, которым импонировали его изначальные позиции в защиту военной сдержанности и свободы слова. Они также помогли привлечь внимание к вопросу, который довлел над ним на протяжении всего его восхождения от автора, пренебрежительно назвавшего Трампа «американским Гитлером», до Сената и до второго места в Белом доме.

«Во что верит Джей Ди Вэнс», — задает вопрос The Times.

«Это обращение в свою веру, политическое обращение или своего рода политическая выгода?» — спросил Мэтью Бартлетт, стратег Республиканской партии и бывший сотрудник Госдепартамента при Трампе. «В современной политике царит подлинность».

Брендан Бак, бывший советник двух спикеров Палаты представителей от Республиканской партии, заявил, что, как известно, в прошлом у Вэнса был «гораздо более тонкий взгляд на мир». «Но сейчас людям нужен боец, и именно его он и предлагает», — сказал он.

«Он добивается сразу двух целей, будучи главным сторонником и защитником президента», — добавил Бак. «Он помогает президенту в краткосрочной перспективе, но также демонстрирует избирателям, что он может контролировать либералов и бороться с леваками».

По словам Бака, эта стратегия «явно соответствует тому, чего ищут люди — или значительная часть партии».

Вэнс теперь поддерживает кампанию бомбардировок предполагаемых наркоторговцев у берегов Венесуэлы, а Трамп ясно дал понять, что удары могут быть нанесены по территории Венесуэлы, несмотря на то, что президент пока не запросил разрешения Конгресса.

«Наша главная цель, очевидно, — взорвать лодки, перевозящие наркотики», — заявил г-н Вэнс в воскресенье, имея в виду военные удары в Карибском море.

Администрация Трампа назвала эти удары операцией по борьбе с наркотиками, но официальные лица США в частном порядке признают, что они являются частью более масштабной кампании по свержению авторитарного лидера Венесуэлы Николаса Мадуро. Именно против такой широкомасштабной операции без чётких сроков выступал Вэнс в прошлом.

Это была всего лишь одна из череды перемен для Вэнса, который уже был известен одним из самых резких поворотов в американской политике, превратившись из самопровозглашенного противника Трампа во второго человека Трампа.

Как и все вице-президенты, Вэнс призван придерживаться своих публичных взглядов, соответствующих президентским. Но иногда это означало резкие повороты в сторону.

Во время президентской кампании он неоднократно предупреждал о нежелательности вмешательства США в зарубежные конфликты, но затем защищал решение Трампа бомбить Иран этим летом. Это вызвало бурю негодования среди правых, считавших, что Трамп и Вэнс стремились вывести страну из зарубежных конфликтов, а не втягивать их в них.

Во время президентской кампании он также призывал опубликовать файлы Джеффри Эпштейна, однако затем отступил, когда Трамп решил этого не делать, что вызвало очередной виток негативной реакции внутри электората президента.

А когда переписка в программе Signal, которая случайно попала в руки редактора The Atlantic, показала, что Вэнс в частном порядке не согласился с Трампом относительно сроков нанесения военного удара в Йемене, его офис перешел в режим минимизации ущерба, заявив, что президент и вице-президент «полностью согласны».

Бартлетт, республиканский стратег, сказал, что изменение позиции Вэнса отражает целый ряд точек зрения, которых придерживается электорат республиканцев, с которыми ему придется серьезно считаться, глядя в будущее, а также склонность Трампа менять свои позиции.

«MAGA — это не обязательно полностью определённый набор идей», — сказал Бартлетт. «MAGA — это то, где президент находится в данный момент. И это невероятно хорошо сработало для президента в данный момент. MAGA — это Трамп. Так как же передать эстафету в этом вопросе?»

Вэнс большую часть своей предвыборной кампании называл консерваторов, и в частности Трампа, жертвами цензуры. В феврале 2025 года он заявил европейской аудитории, что самой большой угрозой безопасности для них является их собственное подавление высказываний членов крайне правой партии.

Он призвал восстановить в должности Марко Элеза, сотрудника Департамента эффективности государственного управления, который ушёл в отставку после того, как его обвинили в расистских публикациях, опубликованных им под псевдонимом. «Я, конечно, не согласен с некоторыми публикациями Элеза, — сказал Вэнс в программе X, — но не думаю, что глупые действия в социальных сетях должны разрушать жизнь ребёнка».

Недавно он отмахнулся от потока расистских и гомофобных сообщений из группового чата «Молодых республиканцев», в котором участники группы шутили об изнасилованиях и Гитлере, а также называли чернокожих обезьянами. Вэнс заявил, что эти сообщения сравнимы с «любым разговором в студенческом групповом чате». (Национальная федерация молодых республиканцев — политическая организация, в которую входят тысячи членов-республиканцев по всей стране в возрасте от 18 до 40 лет.)

Однако в сентябре 2025 года Вэнс занял гораздо более жёсткую позицию в отношении своих высказываний после убийства правого активиста Чарли Кирка. Вэнс вёл подкаст Кирка и дал сигнал к масштабным репрессиям против левых организаций и тех, кто критиковал Кирка.

Вэнс призвал людей назвать и пристыдить тех, кто «празднует» смерть Кирка.

«Я думаю, что грань между поощрением насилия в отношении политических оппонентов — это поощрение насилия в отношении политических оппонентов», — заявил Вэнс в интервью NBC в мае 2025 года.

Однако репрессии, к которым призвал Вэнс после смерти Кирка, вышли далеко за рамки наказания за подстрекательство к насилию. Вместо этого он и Трамп делали общие, ничем не подкрепленные заявления о левых группах, чтобы оправдать более широкое подавление инакомыслия.

За девять месяцев своего вице-президентства Вэнс совмещает две, казалось бы, конкурирующие идентичности. Тот же человек, который призывал к «вежливости» в публичных выступлениях, регулярно нападает на оппонентов Трампа агрессивно и грубо, особенно в интернете.

Вэнс опубликовал на сайте X более 400 постов с момента вступления в должность в январе 2025 года, что более чем в два раза превышает количество постов, опубликованных его предшественницей Камалой Харрис за первые девять месяцев ее пребывания в должности.

Известно, что в своих сообщениях он ругается и использует ненормативную лексику, что необычно для вице-президента.

Когда его спрашивают о риторике, Вэнс обычно отмахивается от подобных опасений, называя это «схватыванием жемчужин» или неспособностью воспринимать шутки. В июле 2025 года он вновь выложил мем, изначально опубликованный Трампом, где бывший президент Барак Обама в белом Bronco О. Джей Симпсона преследуется полицейскими машинами, за рулём которых находятся Трамп и Вэнс, добавив смеющийся эмодзи.

На брифинге в Белом доме в начале октября на него обратили внимание по поводу созданного с помощью искусственного интеллекта видео, которое президент разместил в социальных сетях. На нем изображен представитель Хаким Джеффрис, демократ из Нью-Йорка и лидер меньшинства, с накладными усами и сомбреро.

Джеффрис и другие заявили, что видео было расистским и нетерпимым. Мем был призван показать, что демократы хотят предоставлять бесплатную медицинскую помощь нелегальным иммигрантам — суть вводящего в заблуждение аргумента, который помог привести к остановке работы правительства.

«Мне кажется, это забавно, — сказал Вэнс. — Президент шутит, и мы хорошо проводим время».

Джоэл К. Голдштейн, профессор права в Университете Сент-Луиса, изучавший историю вице-президентства, сказал, что Вэнс может в конечном итоге пожалеть о риторике, которая стала более жесткой, чем у «любого другого вице-президента в современную эпоху».

«Он защищает администрацию. Он представляет себя республиканским избирателям, которые будут выбирать сторону на выборах 2028 года. Это может послужить его целям, по крайней мере, в этом контексте», — сказал Голдштейн. «Воспринимают ли люди его как человека, которого они считают президентом, — это другой вопрос».

Вэнс заявил, что эти противоборствующие личности просто отражают современную жизнь. В прошлом году в интервью журналу The New York Times Magazine он сказал: «Ну, разве большинство людей не такие? Иногда они разочарованы тем, что происходит в стране, иногда немного более оптимистичны. Иногда и то, и другое, верно?»

Во время кампании он сравнил себя со своей бабушкой, которая вырастила его в рабочем городке в Огайо, пока его мать боролась с наркозависимостью.

«Мамо была во многом противоречивой женщиной, — сказал он на Национальном съезде Республиканской партии в июле прошлого года. — Она любила Господа, дамы и господа. Она была женщиной очень глубокой христианской веры. Но она также любила слово на букву «F». Я не шучу. Она могла заставить покраснеть даже моряка».

Вэнс, судя по всему, не расплачивается за свои политические неудачи.

Как и в случае с Трампом, взгляды на Вэнса в основном ограничены партийной принадлежностью. Подавляющее большинство республиканцев относятся к нему благосклонно, а подавляющее большинство демократов — отрицательно.

Во время выступления в сентябре 2025 года на фабрике в Хауэлле, штат Мичиган, посвященного законодательству Трампа о внутренней политике, Вэнс сорвал громкие аплодисменты от толпы сторонников Трампа, когда он предупредил о «сумасшедших левых радикалах».

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...