По докладу, сделанному 11.11.25 г. в Москве, в РАЕ, на международной научно-практической конференции, посвящённой проблемам науки и образования в современной РФ.


Сегодня в мире идёт борьба двух моделей: однополярности и многополярности. Однополярность утверждается представителями западной цивилизации и заключается в провозглашении гегемонии Запада, соответственно, правомерности исключительно западных ценностей, питаемых идеям глобализма, либерализма, ЛГБТизма и пр. Но мир стремительно становится многополярным. На многополярность сегодняшнего мира постоянно обращает внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин. При этом Президент подчёркивает значимость России в утверждении принципа многополярности. В частности, на пленарной сессии XXI ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», которое прошло с 4 по 7 ноября 2024 года, В.В. Путин сказал: «Мы не только за свою свободу боремся, не только за свои права, не только за свой суверенитет, а защищаем всеобщие права и свободы, возможности для существования и развития абсолютного большинства государств. В этом в известной степени мы видим и миссию нашей страны».

Таким образом, на Россию смотрит весь мир. Но что есть Россия? В чём её сила?

Безусловно, сила России — в сохранении традиционных российских ценностей. Это специально было подчёркнуто в Указе Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 года. В Указе, в частности, отмечается: «Традиционные ценности — это… ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны… К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу… приоритет духовного над материальным… Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит Православию».

Две опоры традиционных ценностей в России: Духовность и Соборность.

Что есть Духовность? — совесть, честь, достоинство, любовь к своей Земле. С особой силой Духовность выражается в Памяти об исторических событиях, подвигах наших предков. О такой памяти прекрасно сказал

А.С. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По Воле Бога Самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.

Животворящая Святыня!
Земля была б без них мертва,
Как иудейская пустыня
И как Алтарь без Божества.

(1830)

Безусловно, Духовность, Дух, есть Воплощение Бога: «Бог есть дух» (Евангелие от Иоанна 4:24).

Соборность — единство, солидарность людей. Термин «соборность» принадлежит А.С. Хомякову. Под соборностью Хомяков понимал единение людей на основе братства и любви в лоне Православной Церкви. Мыслитель писал: «Церковь живёт даже на земле не земною, человеческою жизнью, но жизнью божественною и благодатною. Посему не только каждый из членов её, но и вся она торжественно называет себя святою. Видимое её проявление содержится в таинствах; внутренняя же жизнь её — в дарах Духа Святого, в вере, надежде и любви» (Хомяков А.С. Церковь одна).

Дух (Бог) и Соборность связаны: Соборность на Руси — осознание людьми единства, общности в «Божьем луче» (И.А. Ильин).

Но Россия — это её граждане, заботящиеся о ней, желающие ей процветания, любящие её. Именно такие граждане России есть русские.

Русский — мировоззренческая характеристика. И понятно, что русскими могут быть не только этнические русские, но и представили других этнических групп, проживающих в России. Более того, русскими могут быть и иностранцы. Например, русским по своему мышлению, духовной организации можно считать австрийского поэта, писателя и переводчика Райнера Марию Рильке, который в своём рассказе «Как на Руси появилась измена», входящем в сборник его рассказов «Истории о любимом Боге», высказывает потрясающую мысль о том, что все страны граничат друг с другом и только Россия граничит с Богом (кстати, часто эту фразу приводят как точную цитату из рассказа, но в рассказе этой фразы нет, есть только выраженная мысль). И, конечно, русскими в указанном смысле можно считать всех иностранцев-русофилов.

Русские — симфонические личности (то есть — соборные личности).

Понятие «симфоническая личность» принадлежит Л.П. Карсавину. По Карсавину, все социальные организмы, выстраиваемые в иерархической динамике: отдельный человек — семья — государство — человечество, есть симфонические личности, поскольку взаимосвязаны. Высшей симфонической личностью у Карсавина является Бог. «Божественная Триипостасная Сущность, или Божье Триединство, — пишет философ, — единственное личное бытие». «Миру тварному открыто всё Триипостасное Божество как Божественная Личность» (Карсавин Л.П. О личности).

Несомненно, занимающиеся наукой и образованием в нашей стране обязаны быть симфоническими (соборными) личностями. В чём конкретно выражается это требование?

Конечно, прежде всего, — в том, что учёные и педагоги России должны работать с желанием того, чтобы их труд служил совершенствованию жизни людей в нашей стране, приумножению могущества нашей Родины. Обязательными качествами учёных и педагогов должны стать: честность, порядочность, совестливость, ответственность, неподкупность, стремление к расширению познаний в сфере свой деятельности, уважение к ученикам — наставничество, профессионализм. Ну и, конечно, чрезвычайно важное качество: оптимистическое мировоззрение — Вера! Вера в Будущее России!

Разумеется, необходимо формировать симфоничность учёных и педагогов России. В исключительной степени этому способствует музыка. Почему музыка?

Дело в том, что симфоничность — основной принцип музыки, её суть. Это прекрасно показал Б.В. Асафьев.

Асафьев утверждал, что симфоничность музыки подготавливает симфоничность воспринимающих музыку людей. Исследователь отмечает: «Процесс восприятия… симфонически оформленного звучащего вещества, есть непрерывно и диалектически закономерно протекающий акт организации, в котором находят своё приложение заключённые в музыкальном произведении потенции к формированию». Они выступают как сила, «воздействующая на образование общности чувствований и на осознание этой общности в чувстве солидарности… Иначе говоря, проектируется такой путь: музыкально неорганизованная масса людей, воспринимающих (симфоническое звучание. — А.К.), под воздействием (его. — А.К.) формирующей силы… становится союзом, товариществом… в котором на почве общих одинаковых переживаний рождается чувство солидарности» (Асафьев Б.В. Симфонизм как проблема современного музыкознания).

Намеченная работа органично вписывается в уже начавшуюся работу по «симфонизации» населения России: при поддержке Президента Российской Федерации В.В. Путина автономной некоммерческой организацией (АНО) «Изборский клуб» в 2023-2024 гг. разработан Проект «Мировоззрение русской цивилизации: от полифонии к симфонии», направленный на формирование русского мировоззренческого канона, по сути, основ Российской государственности. Как разъяснял заместитель председателя «Изборского клуба» на заседании Клуба 25 января 2024 года в Саратове В.В. Аверьянов, «цель Проекта — сформулировать основы национальной картины мира как результат суммы коллективных усилий многих поколений мыслителей, “соборного разума”. Причём сверхзадачей проекта является воплощение в концептуальном виде идейно-мировоззренческого канона для государственности как политико-культурного субъекта, наследника-продолжателя многовекового исторического континуума и выразителя духа России-цивилизации». (В разработке Проекта принимал участие и автор этой статьи.)

Таким образом, действительно, час пробил — пришло время для возвращения науки и образования в нашей стране к нашим корням. Этого возвращения с нетерпением ждёт народ нашей Великой России…

Александр Клюев
Клюев Александр Сергеевич (р. 1954) — доктор философских наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, ведущий научный сотрудник сектора «Актуальных проблем современной художественной культуры» РИИИ, сотрудник Международной Академии Этики (Индия); главный редактор международного журнала «Art Analytics» (Чехия), зам. главного редактора международного журнала «Медицина и искусство» (Москва), член редколлегии и ведущий рубрики «Культура и современный мир» в журнале «Философские науки» (Москва), музыкант (пианист и музыковед), музыкотерапевт. Эксперт Изборского клуба. Подробнее...