ОБАМА СДЕЛАЛ КИТАЮ «КИТАЙСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ»

Максим Шевченко

Барак Обама в интервью журналу The Economist заявил, что Америке следует придерживаться более жесткой политики в отношении Китая. Китай будет давить до тех пор, пока не почувствует сопротивление, утверждает президент США, но напряженность в отношениях между двумя сверхдержавами можно назвать «регулируемой». При этом он подчеркнул, что у США должна появиться способность быть «жесткими» в тех случаях, когда Китай идет на нарушение международных правовых норм, и показывать потенциальную выгоду от длительных двусторонних отношений.

— Америка никому не позволит покушаться на свое единовластное господство над миром. И со стороны Обамы Китаю прозвучало очередное «китайское предупреждение». Но цепь этих предупреждений, как известно, всегда претворяется в какие-то действия и в какие-то проблемы. Поэтому я бы отнесся к этому серьезно. Давление на те страны, которые сегодня готовы бросить вызов глобальной американской финансовой системе — на Китай, Россию, Иран, Индию, будет, безусловно, усиливается. Угрозу США почувствовали достаточно серьезную — прежде всего господству доллара, который не контролируется ничем, кроме американской военной мощи и Федеральной резервной системы.

Значительная часть китайцев (а это сотни миллионов), стали средним классом. Во многом благодаря тому, что Китай стал «фабрикой» для Запада и для золотого миллиарда, в которую закачивались деньги, а потом выкачивались. Фабрику, где труд китайцев стоил даже не гроши, а десятые доли грошей, а на этот труд накручивались тысячи процентов. Если Поднебесная хочет все это оставить как есть, то ей нужно просто «не дергаться», как говорит Обама.

Если же Китай хочет занять особую роль в мировой политике, создать, например, свою финансовую систему, о чем говорит сегодня Россия, создать иные условия и возможности аккумулирования валют, то тогда он должен знать, что столкнется с серьезными проблемами. И Обама достаточно ясно об этих проблемах предупредил. Любой вызов американской гегемонии будет караться быстрой и жесткой реакцией. Понятно, что войны двух сверхдержав ожидать не нужно, но финансовое и политическое давление продолжится. В том числе президент США намекнул, чтобы Китай не солидаризировался с Россией в реализации тех планов, о которых неоднократно говорил Путин, а именно, о создании иного финансового центра.

Может ли Китай отыграть обратно имеющиеся договоренности с Россией? Может. Однако Москва для Пекина все же важна. Не могу сказать, что Россия является партнером, так как для того, чтобы стать партнером Китая, нужно иметь серьезную волю и надежную, а не олигархическую или криминальную, экономику, какая мы видим сегодня. Она должна работать в интересах государства и ее граждан, а не в интересах отдельных ее благополучателей и акционеров, большая часть из которых живет за границей. И поэтому Китай все-таки видит Россию как главный свой ресурс и до конца нас сдавать не будет.

Но и не пойдет на какое-либо серьезное конфронтационное обострение с США. Хотя я, зная китайцев, уверен, что они просчитывают такие возможности и, безусловно, готовят какие-то ответы. Например, возможным ответом со стороны Пекина может стать объединение КПК и Гоминдана, правящей партии и на Тайване.

Таким образом, заявление Обамы может быть вообще не связано с российско-китайскими отношениями. Целью может быть Тайвань, объединение которого с континентальным Китаем является для США сценарием крайне нежелательным, так как это означает потерю существенного американского военного присутствия в этом стратегически важном регионе Тихого океана. Вот и посмотрим, будут ли китайцы развивать этот проект, который для них, по всей видимости, является жизненно важным, или пойдут на попятную. Если отступят, то тем более нужно ожидать, что их стойкость в отношениях с Россией будет довольно хрупкой. И ровно до тех пределов, пока это не станет угрожать китайским интересам.

По материалам ЦК Новая русь

Максим Шевченко
Максим Леонардович Шевченко (род. 1966) ‑ российский журналист, ведущий «Первого канала». В 2008 и 2010 годах — член Общественной палаты Российской Федерации. Член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...