СОЗДАНА КАЧЕСТВЕННО НОВАЯ СТРУКТУРА БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Владислав Шурыгин
Главная военная новость — начало работы в штатном режиме Национального центра управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ).
Напомним, решение о создании Национального центра управления обороной РФ было принято президентом РФ 8 мая 2013 года в целях совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства. С 1 апреля по 1 декабря 2014 года Национальный центр находился на опытно-боевом дежурстве.
Естественно, сразу возникло много вопросов. Что это за орган боевого управления? Зачем нужен такой центр, и не является ли он "дублёром" Генерального штаба?
Пойдём по пунктам. Фактически под крышей НЦУ объединены три центра управления:
Центр управления стратегическими ядерными силами, который управляет применением ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства РФ.
Центр боевого управления который осуществляет реал-тайм мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогноз развития угроз для России или ее союзников.
Центр управления повседневной деятельностью, ведущий мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения Вооруженных Сил. Также этот центр координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей не входящих в состав Минобороны других войск.
Все эти центры замкнуты на нижестоящие центры в штабах объединений и соединений, влоть до отдельных частей, что позволяет буквально в режиме реального времени контролировать обстановку как в инфраструктуре ВС РФ, так и в ходе развития любой угрожающей ситуации.
Является ли этот центр "дублёром" Генерального штаба?
Ответ отрицательный. НЦУ — это качественно новая структура боевого управления, неизмеримо расширяющая возможности применения наших Вооружённых Сил. В девяностые годы Генеральный штаб был вынужден взять на себя часть функций по повседневному управлению Вооружёнными Силами, так как в результате огромных сокращений и отсутствия финансирования управленческая вертикаль Министерства обороны утратила свою эффективность. И чтобы сохранить необходимый уровень боевого управления, часть этих функций была передана Генштабу. Как следствие, из органа боевого планирования, отвечавшего за перспективное развитие Вооружённых Сил, Генштаб к середине двухтысячных превратился в гибрид главкоматов видов Вооружённых Сил и Центра боевого управления. А затем по нему был нанесён разрушительный удар "сердюковскими" сокращениями, практически нарушивший систему управления Вооружёнными Силами.
Почти полтора года потребовалось новому министру обороны Сергею Шойгу на восстановление нормального функционирования этой системы. И в ходе этой работы возникла идея глубокой модернизации системы боевого управления. Так и возник НЦУ. В какой-то мере это ЦКП Генштаба, расширенный до самостоятельного органа и увеличивший на несколько порядков свои возможности. По оценке министра, "его функционирование позволит проводить непрерывный анализ обстановки, вырабатывать способы реагирования на ее изменения, оперативно координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти в оборонной сфере". При этом самому Генеральному штабу вернули его главную задачу — планирование развития Вооружённых Сил РФ, совершенствование способов и методов ведения боевых действий.
"Мы успешно завершили важнейший этап масштабной работы по созданию НЦУО, а также региональных и территориальных центров управления Вооруженных Сил", — объявил в ходе селекторного совещания министр обороны Сергей Шойгу. Таким образом, за сравнительное короткое время сформирован новый механизм в системе управления военной организацией государства", — констатировал министр.
По материалам газеты «Завтра»