Украина – банкрот
Михаил Делягин
Верховная рада поддержала законопроекты кабинета министров Украины, которые предоставляют правительству право вводить мораторий на выплату долга внешним коммерческим кредиторам "для защиты национальных интересов". Данный документ будет действовать до 1 июля 2016 года, однако он еще не подписан президентом. По мнению постоянного эксперта Накануне.RU, экономиста, руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина — это фактически последний шаг страны перед объявлением дефолта. В списке тех, кому можно не платить, почему-то находится и Россия – ее назвали частным кредитором, речь идет о выкупленных евробондах Украины на 3 млрд долларов.
Вопрос: Верховная рада разрешила правительству приостанавливать выплату внешних долгов перед частными кредиторами. Хотели бы услышать Ваш комментарий по этому поводу — почему Украина пытается реструктурировать частные кредиты?
Михаил Делягин: По сути, это подготовка к объявлению дефолта, то есть правительство официально получило право объявлять дефолт. Это право у него и так было, но, видимо, нужна некоторая подготовка. Пока объявлен отказ от обязательств перед частными кредиторами, потом — перед всеми остальными.
Но мне представляется более существенным введение понятия "недобросовестный кредитор", то есть это кредитор, который хочет получить свои деньги обратно и настаивает на исполнении обязательств, которые взяла на себя Украина. Такой кредитор теперь будет рассматриваться как "недобросовестный", и ему на основании украинских законов можно будет не возвращать денег вообще. По сути, украинское государство в своем нынешнем виде легализует механизм избирательного обмана кредиторов — мол, тем, кто нам долги простит или долги отсрочит, мы платить не будем официально, а всех остальных мы обзовем "недобросовестными" и не будем им платить тоже.
При этом естественно, что хозяева нацистской хунты деньги получат — скорее всего, они реструктурируют займы в обмен на бесплатное предоставление тех или иных украинских активов – это касается в первую очередь США, и во вторую очередь немцев, французов, поляков и прочих европейцев, а Российской Федерации не будут платить ничего.
Я думаю, что это было вполне понятно, вполне предсказуемо и очевидно, когда национальным героем государства является Бандера – платить русским как-то противоестественно.
Вопрос: А брать у русских деньги – нормально?
Михаил Делягин: Грабить тех, кого вы призываете убивать – это определенный гуманизм. А лозунг "москалей на ножи" не является каким-то эвфемизмом.
Вопрос: По мнению Киева, купленные Россией на $3 млрд в 2013 году украинские евробонды также относятся к частным кредитам и, соответственно, должны попасть под действие моратория, как это так вдруг получилось?
Михаил Делягин: Это называется – откровенное вранье. Потому что это государственный долг. Но здесь на фоне остального вранья – это уже несущественно. Мысль о том, что украинские руководители могут говорить правду – она уже даже не смешна. Они просто не хотят платить, и не будут платить. Впрочем, это уже тенденция, оказывается, "проклятая Россия" расстреливала людей на Майдане. Как же можно таким платить деньги?
Вопрос: Как должна реагировать Россия на такое заявление Украины про реструктуризацию "частных" кредитов?
Михаил Делягин: Россия должна просто начать вести себя как нормальное государство, российское руководство должно прекратить превращать Россию в урну для плевков. Мы должны ввести понятие "враждебное государство" на юридическом уровне. Мы должны прекратить экономические поставки на Украину. Мы должны немедленно ввести Украину в состояние международного банкротства, потому что по соглашениям, которые были заключены между государствами России и Украины, мы должны были потребовать досрочного погашения долга прошлой осенью. Просто потому что Украина сорвала договоренности. Мы не должны поставлять туда никакой газ, только транзит. А если они воруют у своих хозяев из Европы – то пусть разбираются сами со своими хозяевами. Мы должны прекратить поставки угля, по крайней мере, на зиму. Мы должны конфисковать имущество нацистских бандитов на территории Российской Федерации, людей, которые причастны к массовым убийствам. А не облизывать их с ног до головы, не рассказывать, какие они хорошие – для начала. Все банки – все украинские структуры, которые финансируют "Правый сектор" и другие нацистские организации, должны быть вне закона на территории Российской Федерации.
Вопрос: Опять же США и Европа скажут, что мы душим молодую демократию?
Михаил Делягин: США и Европа подписывали документы Нюрнбергского трибунала, так же, как и наша страна — это во-первых. А во-вторых, вне зависимости от того, что мы делаем – мы все равно будем "виноваты во всем". И по-моему, это уже понятно после заявлений французского МИДа. Французы "кинули" нас с "Мистралями", совершенно нагло и цинично, просто сказав: "мы вам корабли не отдадим и платить тоже не будем полную стоимость". И это после того, как мы простили им убытки, которые из-за этого понесли, и просили просто вернуть деньги, которые мы на эти "Мистрали" уже потратили. Нам собираются вернуть две трети, и то – при условии, что мы откажемся от права заблокировать эти поставки третьим странам. От нас требуют, чтоб мы сначала отказались от этого права, а потом, может быть, нам дадут две трети денег. Извините, это бред. Завтра эти корабли будут переданы бесплатно "в дар" Украине. История с малайзийским "Боингом" показала, что нас обвинят во всем и всегда. То есть если на Украине будет дождь – нас в этом обвинят. Если там будет засуха – нас тоже обвинят и в этом. Нас уже обвинили в том, что это Россия убивала людей на Майдане. Дальше уже некуда идти. Но они придумают что-нибудь еще.
Вопрос: Но помимо обвинений, могут последовать новые санкции?
Михаил Делягин: Мы живем уже год без внешнего финансирования. То, что какие-то санкции не введены – ничего не значит. Формально нам могут давать кредиты, на практике – нам их не дают.
Вопрос: Яценюк взывает к Западу и говорит, что должны быть сделаны реальные шаги помощи Украине. Запад вообще собирается помогать? Или, может, долги простит?
Михаил Делягин: Запад никогда никому никакие долги не прощает. Последний раз это было в 1991 г., когда списали половину долгов ЮАР за ликвидацию режима апартеида и замену белого расизма – черным. Но они будут реструктурировать долги в обмен на изъятие – бесплатное или почти бесплатное — украинских активов. Там достаточно много интересного – есть чем поживиться. Логика той же самой Германии, которая нуждается в украинских черноземах с 1941 г., в принципе, не изменилась.
Вопрос: Как долго еще продержится экономика Украины, и за счет чего?
Михаил Делягин: Во-первых, Украина – страна достаточно теплая. Там можно прожить "с огорода" – это не северный Урал, даже не Средний Урал, поэтому она погрузится в такое натуральное хозяйство. Народ будет разбегаться, но в Евросоюз не очень будут пускать. К нам тоже будут не очень пускать, я думаю. И народ быстро одичает. Будет такой "большой Сомали" в центре Европы. И превращение уже идет полным ходом, потому что говорить о наличии там государственности – это такая хорошая шутка. Киевские власти до сих пор не контролируют карательные батальоны, они до сих по не контролируют "Правый сектор" и они совершенно не контролируют западных наемников, которые там резвятся, как хотят.
Накануне.ru 20.05.2015