Отечественная ПРО: оружие обороны или первого удара?
Владислав Шурыгин
На казахстанском полигоне Сары-Шаган успешно проведен испытательный пуск противоракеты ближнего действия, входящей в состав российской системы противоракетной обороны. "Целью проведения пуска явилось подтверждение тактико-технических характеристик противоракет системы ПРО, находящихся на вооружении войск воздушно-космической обороны", — пояснили в пресс-службе Минобороны.
Эти испытания позволяют вспомнить о том, как создавалась отечественная система ПРО, какие технические решения легли в её основу и что за уникальное оружие прикрывает сегодня Москву.
Создание советской противоракеты шло одновременно с работами в США по созданию системы ПРО "Сейфгард", где создавалась близкая по характеристикам противоракета ближнего перехвата "Спринт". Но технические сложности при реализации данного проекта оказались такими, что американцы закрыли проект после нескольких неудачных пусков.
Советская же противоракета ближней зоны, разработанная в ОКБ "Новатор" (Свердловск) под управлением Льва Вениаминовича Люльева, была не только доведена до этапа испытаний, но и успешно прошла их, показав уникальные характеристики, после чего была принята на вооружение, получив обозначение 53Т6. Впервые в мире была создана ракета с осевой перегрузкой более 100 единиц, необходимой для перехвата головок БР в ближней зоне поражения. В этой ракете уникально всё!
Уникален двигатель П.Ф.Зубца и твердотопливная смесь для него с огромным удельным импульсом. Уникальна система управления двигателем с помощью команд, изменяющих вектор тяги путём впрыска газа из камеры сгорания в закритическую область сопла.
Уникальна бортовая аппаратура, вписанная в крайне ограниченные вес и габариты противоракеты, но обладающая радиационной стойкостью. Считается, что ракета может поражать цели не только штатной боеголовкой мощностью в 10 килотонн, но даже кинетическим ударом — такова точность её наведения!
Уникальны шахтные пусковые установки — противоракета должна была вылетать из шахты буквально, как пуля. За одну секунду крышка должна была раскрыться, автоматика, получив сигнал о раскрытии крыши, обеспечить прохождение сигнала на пуск ракеты, двигатель — запуститься и ракета — взлететь. Как утверждают западные источники, скорость отстрела крышки ШПУ составляет 0,4 секунды!
В 1980 г. началось строительство позиций противоракет под Москвой. В 1982 г. — монтаж оборудования. К 1985 г. всё было завершено, и ракеты встали на боевое дежурство в 68‑ми пусковых шахтах, завершив создание системы ПРО А-135, прикрывающей Московский промышленный район. Ядром этой системы является уникальная радиолокационная станция Дон-2Н.
С тех пор прошло ровно 20 лет. К сожалению, полное отсутствие финансирования привело к тому, что система ПРО Москвы начала деградировать: в конце 90-х были сняты с вооружения 32 противоракеты дальнего перехвата 51Т6, и, таким образом, противоракеты ближнего перехвата 53Т6 остались единственным средством ПРО Москвы. Но их служба не вечна, серийное производство противоракет обоих типов было прекращено в 1992-93 гг. Срок службы ракет подобного типа в советское время ограничивался сроком в 10 лет, но заложенный в них запас прочности позволил несколько раз (в 1999, 2002 и 2006 годах) продлевать их сроки эксплуатации после соответствующих испытаний.
За эти годы США не только вышли из договора по ПРО, но разработали и начали разворачивать собственную систему ПРО: GBMD и THAAD. Первая система (стратегическая) предназначена для борьбы с межконтинентальными баллистическими ракетами противника, вторая (тактическая) — для прикрытия военных баз и стратегических объектов от входящих в атмосферу боеголовок баллистических ракет малого и среднего радиуса действия. Расчёт американцев был прост: по мере "угасания" России как высокотехнологической державы будет пропорционально "усыхать" и её ракетно-ядерный потенциал, дойдя за следующие 10–15 лет до уровня, гарантирующего американской ПРО успешное отражение остатков российских МБР после нанесения по России упреждающего ракетного удара.
Но специалисты по ПРО эти планы американцев считают утопичными. Во-первых, ракетно-ядерный меч России не "усох", а, наоборот, проходит сегодня полную модернизацию и пополняется совершенно новыми средствами поражения. А во-вторых, отечественная система ПРО имеет огромный модернизационный потенциал и способна за кратчайшие сроки выйти на качественно новый уровень. По ряду параметров (скорости полета, величины кинетической энергии и времени реакции) 53Т6 до сих пор не имеет аналогов в мире. Генеральный конструктор А-135 Анатолий Басистов заявлял, что "противоракеты Люльева 53Т6 могут осуществлять поражение баллистических целей на дальностях в 2,5 раза больших и на высотах в 3 раза больших, чем мы сейчас их аттестовали. Система готова выполнить задачи и по поражению низковысотных спутников, и другие боевые задачи".
Кроме того, в американских СМИ появились сообщения, что законсервированные шахты ракет 51Т6 могут быть использованы для развертывания отечественной системы носителей гиперзвукового оружия, защиты от которого у США просто нет… То есть отечественная ПРО способна превратиться из оружия обороны в оружие первого удара.