ЧЕМ ВЫШЕ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ, ТЕМ ТРУДНЕЕ МАНИПУЛИРОВАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Фурсов Андрей ИльичАндрей Фурсов

Каждая цивилизация имеет механизмы, корректная работа которых поддерживает ее жизнеспособность. Культурный код цивилизации включает в себя Веру, собственно культуру как таковую, традиции и понятийный аппарат. В эпоху модерна многое из этого отчасти сохранялось системой образования. Безусловно, наличие даже самого лучшего академического образования не сможет компенсировать в человеке отсутствие духовных качеств, любви к Родине, чувства долга и т. д. Однако человек, не получивший образование, в современном мире не обладает достаточными познаниями, чтобы избежать участи становления объектом манипуляции.

Уникальным в рамках парадигмы модерна был опыт советского образования. Советская школа давала человеку академическое, глубокое знание, выверенную систему ценностей и убеждений, которые не только делали его достойным гражданином своей страны, но и помогали ему разобраться в любом вопросе благодаря полученному базовому понятийному аппарату. Школа не только учила, она и воспитывала, прививая основы взаимопомощи, товарищества и альтруизма. С крахом советской системы начала разрушаться и школа.

То, что происходит сейчас в нашем образовании, является следствием отсутствия правильных ценностных ориентиров у его кураторов. Так, прошлый министр образования, не таясь, заявил: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». Возникает резонный вопрос: что это — глупость или предательство? О каких положительных сдвигах в нынешний кризис системы образования может идти речь, если целеполагание реформаторов лежит в плоскости, абсолютно чуждой ценностям русской цивилизации?

Следует отметить, что разрушение образования — беда не только русских людей. Глобалистская элита, центром которой являются США, встретилась с проблемой чрезмерной образованности народных масс, и, следственно, их неконтролируемостью. Была поставлена задача изменить ситуацию: в итоге на Западе начала реализовываться масштабная программа по разложению общества объектами псевдокультуры, после чего был запущен быстрый эффективный демонтаж системы образования. Впрочем, достаточно очевидно, что на Западе все-таки сохранилось образование высокого уровня — это образование элит.

Историк, член Изборского клуба Андрей Фурсов поясняет этот тезис: «"Геополитический контекст образовательной реформы" — такая формулировка, на первый взгляд, может вызвать удивление. Однако сегодня, когда геополитические противостояния приобретают всё более выраженный информационный характер, когда политическая дестабилизация достигается с помощью сетецентричных войн, т. е. информационно-культурного воздействия на сознание и подсознание групп и индивидов (как это делается, мы могли наблюдать в ходе так называемых "твиттерных революций" в Тунисе и Египте), а результат этого воздействия во многом зависит от уровня образования объекта воздействия (чем выше уровень образования, тем труднее манипулировать человеком), состояние образования становится важнейшим фактором геополитической борьбы».

С этими словами ученого нельзя не согласиться. Если мы хотим сохраниться как цивилизация, нам необходимо принять радикальные шаги в создании нормальной, функционирующей системы образования. Иначе Россия просто не сможет выжить в тяжелых катаклизмах XXI века. Какой же должна быть эта система? Формированию многих, но не всех ее параметров должно способствовать восстановление советской системы — в особенности той, которая действовала в эпоху Сталина. При этом, разумеется, нельзя слепо копировать советскую систему. Позаимствовав положительный глубинный опыт советских педагогов, например, Антона Макаренко, мы должны отбросить марксизм и истмат как предметы, не соответствующие пути нашей цивилизации.

В школах должны культивироваться традиционные ценности, патриотизм и сознание исторической преемственности и единства всей Русской Истории. Для всех желающих должны преподаваться основы всех традиционных конфессий России-Евразии, ведь без этого не будет полноценного понимания нашей цивилизации. Вера укрепит молодых людей и наставит их на правильный путь. В остальном советский опыт является единственным для нас приемлемым путем в образовании. Также необходимо вернуть воинский элемент образования: ГТО, сборы, военную подготовку. Это не только правильное занятие для молодежи, но и гарантия обороноспособности нашей державы. Школа в первую очередь обязана готовить развитую физически, духовно и интеллектуально личность, являющуюся неотъемлемой частью своей Родины.

Андрей Фурсов
Фурсов Андрей Ильич (р. 1951) – известный русский историк, обществовед, публицист. В Институте динамического консерватизма руководит Центром методологии и информации. Директор Центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Академик Международной академии наук (Инсбрук, Австрия). Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...