СИРИЯ: СИТУАЦИЮ ОСЛОЖНЯЮТ ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ
Максим Шевченко
Конфликт на Ближнем Востоке – одна острейших тем, которую даже эксперты в костюмах обсуждают темпераментно, в горячих спорах и обсуждениях. В Москве, в редакции «Парламентской газеты» состоялся круглый стол на тему «Сирийский конфликт: возможные сценарии». «Вести Сегодня» выделила ключевые позиции экспертов.
…Официально мероприятие уже закончилось, а участники все никак не расходились. Несколько сирийцев продолжали беседу с телеведущим Максимом Шевченко – на общем для всех английском языке. «Вы понимаете, с этими людьми (радикалами в Сирии) в принципе невозможен диалог. Если у вас другая точка зрения – вы должны быть убиты. Неважно, что вы хотите сказать. Вы против ИГИЛ? В вас тут же стреляют…»
Максим Шевченко, телеведущий, эксперт по Ближнему Востоку:
— Развитие событий зависит от воли держав, которые принимают участие в сирийском конфликте извне. На сегодня есть несколько внешних игроков, которые будут принимать участие в построении послевоенного расклада. Эти силы опираются на Турцию, Саудовскую Аравию, Катар. Есть силы, которые сотрудничают с Израилем.
Ситуацию осложняет еще внутренние конфликты в стране.
Сирийское перемирие должно идти на двух фронтах: внутри Сирии (это, к сожалению, язык войны) и внешний переговорный процесс между Россией, Турцией, Саудовской Аравией и Катаром, а также ЕС и США и Ираном. Каждая из этих стран заявила о наличии своих представителей в Сирии: за спиной Джабат ан-Нусрой стоит Саудовская Аравия, за спиной Асада – Иран и об этом же заявила Россия.
Что касается сирийской свободной армии, то как только будет достигнут консенсус между Россией, Саудовской Аравией, Ираном и Турцией, ситуация будет резко меняться.
Есть два сценария развития событий.
Первый: раздел Сирии и создание новых государств, суннитского, алавитского, других. Считаю, что этот вариант поддерживают США и Израиль. Если исчезнет Сирия, то Голанские высоты де-факто станут территорией Израиля. Израиль – один из главных продюсеров ближневосточного конфликта.
Если же Сирия остается в своих границах, то она выходит из колониального формата. Я за то, чтобы сирийцы сами сформировали свое государство. И Россия поддерживает именно этот сценарий – никакого раздела Сирии.