ТРИБУНА ИЗБОРСКОГО КЛУБА В СЕРБИИ
Александр ПРОХАНОВ
В 1991 году нас разгромили, так же страшно, как разгромили потом и вас. После крушения СССР у России больше не было государства, это была иллюзия государства. Русская экономика оказалась в руках врага. Казалось, что с Россией покончено раз и навсегда. Но случилось чудо, как оно неоднократно случалось в русской истории. Из-под асфальта натовской оккупации стал вновь пробиваться цветок Русского государства. Мы изгнали американских эмиссаров из внешней политики и внешняя политика России стала самостоятельной, суверенной. Мы стали возвращать в наше историческое сознание константы, которые в свое время сделали Россию великой державой. И по мере того, как формировалось новое русское государство, возникла потребность в идеологии этого государства. Ибо если есть идеология – есть государство, а нет идеологии – нет и государства.
Изборский клуб стал ответом на этот запрос. Изборский клуб – это собрание патриотически настроенных интеллектуалов, среди которых есть технократы и люди духовного звания, есть художники и экономисты, политические прагматики и мистики, поэты и военные. И этими силами мы создаем новые идеологические постулаты, в которых предполагается развитие русской государственности. Эти постулаты, в самом упрощенном виде выглядят таким образом:
1. Российское государство на новом этапе своего развития воспроизводит свои фундаментальные, глубинные черты, суть которых в соединение под русским куполом огромного количества народов, культур и религий. Русский народ – центральный народ в создании вот этого огромного, евразийского сообщества, союза.
2. Внутри этой конструкции господствует идея высшей справедливости, не той социальной справедливости, которая была заложена в основание Советского Союза, а справедливости Божественной. Справедливости, которая устанавливает гармонические, симфонические отношения не только между человеком и человеком, человеком и государством, между народами и культурами, но даже и между машиной и природой.
3. И еще один важный постулат — это развитие, рывок, это стремительная модернизация и перевод России на новый цивилизационный уровень.
Вот в этой триаде будет происходить развитие сегодняшнего Российского государства. Как только ростки этого развития стали заметными, Америка, НАТО, страны Запада усилили давление на новую русскую государственность. Когда обнаглевшая, безнаказанная, привыкшая повелевать миром натовская военная машина окружила Россию огромным количеством баз, Россия дает отпор этой агрессии на Украине. Россия в своем стремлении предотвратить превращение Украины в антироссийское государство присоединила Крым. Это породило острейший современный конфликт, грандиозную турбулентность, захватившую не только Европу, но и весь мир в целом, возникла глобальную непредсказуемость. Мы приехали в Сербию рассказать нашим сербским братьям об этих процессах и поделиться с ними верой в то, что и Сербия преодолеет то поражение, которое она потерпела.
Итак, современный мир вступил в посткрымский период своей истории. Почему Россия решилась на этот беспрецендентный акт, акт воссоединения с Крымом?
Государственный переворот в Киеве, после майдана, эта громадная энергия всеобщего энтузиазма, связанная с новой украинской национальной идеей, хлынула на восток, в те регионы, где проживают в основном русские. Эта украинская энергия, которая хлынула с Майдана, была чрезвычайно жестокой, чрезвычайно радикальной. Это был огненный украинский смерч, который подразумевал немедленную украинизацию русских регионов, неслучайно Киев фактически проигнорировал требования о правах своих граждан на обучение и вещание на русском языке. Конечный смысл этого переворота и этой вспышки был в том, чтобы в кратчайшие сроки превратить Украину в НАТОвское государство, создать на южных границах России масштабный русофобский, антироссийский плацдарм для подрывных операций против России.
Создание этой НАТОвской базы предполагало изгнание России, российского Черноморского флота из его главной базы – Севастополя, и привод в эту замечательную бухту, в эту славную гавань кораблей 6-го американского флота, который базируется в Средиземном море. Это создавало бы мощнейшее доминирование американцев во всём средиземноморском регионе и стратегическое давление американских военных сил, проецируемое на огромную глубину российского пространства. Севастополь является для нас святыней, политой русской кровью — и вдруг, представьте, по этому городу марширует американская морская пехота.
Присоединение Крыма к России означало удар по НАТОвской экспансии — мы таким образом вырвали Крым из-под носа НАТОвских генералов, их экспансии на восток был положен предел.
Сегодня Донбасс превращён в руины и полит кровью. Десятки тысяч людей погибли в результате попытки украинцев «украинизировать» Донбасс. Присоединение Крыма к России предотвратило подобную же жестокую, кровавую украинизацию Крыма. Таким образом были спасены тысячи и тысячи русских жизней, Чёрное море не окрасилось русской кровью. Города Крыма и сейчас принимают туристов.
После разрушения Советского Союза в 1991 году русские оказались самым большим в мире разделённым народом. Эта разделённость была грандиозной травмой для каждого русского человека. Эта разделённость подрывала его глубинные, делая его неспособным совершить настоящие исторические деяния. Присоединение Крыма к России означало соединение русских Крыма с материковой Россией, преодоление этого чудовищного разделения. Это соединение породило во всём русском народе, вплоть до живущих на побережье Тихого Океана, ощущение счастья, радости и великой духовной победы, огромного духовного подъема.
Крым — это мистическая для России земля. Если угодно, это алтарь, на котором на протяжении многих веков русские молились. Молились во время сражений, во время великих трудов и великих переселений. В Крыму, у храма Херсонеса, произошло крещение русского князя святого равноапостольного Владимира — и свет православия из Крыма хлынул по всей великой России. В Крыму вершилась великая русская культура, поэзия, литература, там творили величайшие русские художники. Крым усеян русскими костями, которые делают его громадным русским мемориалом. Поэтому присоединение Крыма к России было своеобразным внесением этого алтаря в новое русское время. Недаром оно, произойдя практически без единой капли крови, воспринято русским народом как религиозное чудо.
Но чудо не даётся даром, чудо приходится защищать. Мы вступили в жестокий конфликт с НАТО и с Америкой. Острота этого конфликта столь велика, что некоторые политологи считают вероятной ценой его разрушение русской государственности и отстранение Путина от власти. Русское государство достигло такой силы, такой целостности, такой степени возрождения, что оно решилось кинуть вызов американцам, которые претендуют на единоличное управление историей. Американское мессианство, согласно которому США – самая сильная, просвещённая, совершенная и Богом избранная страна, и поэтому Америке позволено управлять всеми остальными странами — это мессианство было посрамлено действиями России. Пресловутая «американская мечта» столкнулась с русской мечтой.
Что же такое русская мечта? Это провозглашение и реализация божественной справедливости, к которой так чувствительно сегодняшнее человечество. Человечество желает справедливости, оно бредит справедливостью. Поэтому необходимо помнить, что это конфликт высших, религиозных смыслов. Ибо сегодня человечество сражается не только на Земле, но и, говоря языком пафосным, старомодным — человечество сражается и на небесах. Это схватка смыслов, схватка великих религиозных космогонических концептов.
Сербию проглотила враждебная ей Западная Европа. Сербия находится в желудке у Европы, и Европа переваривает Сербию. При этом духовно Россия никогда не уходила из Сербии, так же как Сербия никогда не уходила из России. Мир находится сейчас на грани тектонических перемен. Есть все основания считать, что монолит Евросоюза и монолит НАТО не являются вечными. При их ослаблении могут пробиться скважины и каналы, через которые русское влияние в Сербии будет усилено и станет политическим. Это моя точка зрения.
Когда мы говорим «Сербия», мы подразумеваем Великую Сербию. Нас пригласила сюда партия «Третья Сербия». Это молодые энтузиасты, которые персонально не изведали психологический крах и поражение предшествующего поколения сербских политиков. И в недрах этой партии мы слышим, как бурлит и дышит сербская футурология. Вот почему мы здесь.
Мирослав ПАРОВИЧ, лидер партии «Третья Сербия»
Прежде всего – спасибо вам за хорошие слова. Через несколько дней Сербия будет отмечать шестнадцатилетие агрессии НАТО на нашей земле. Я бы хотел воспользоваться случаем и поблагодарить господина Проханова за то, что он в те трагические дни был с нами и показал на деле братские отношения сербов и русских, доказал тогда, что это не только слова. В нашем народе есть поговорка, которая гласит: «Запомни и верни тем же». Вы должны знать, что мы всегда вернем вам добром за ваше добро. Спасибо вам!
Епископ Городецкий и Ветлужский АВГУСТИН
Планета Земля — уникальная планета, на которой совершается уникальное воспроизводство жизни. Сегодня учёные не находят окончательного ответа на вопрос о происхождении жизни на Земле. Многие из них пришли к выводу, что эту планету мог сотворить только Господь Бог. Мы не по своей воле пришли в этот мир, но в этом мире уже все для нас устроено. Мы рождаемся в мире объективных законов физики, химии, биологии и наследственности. Здесь, на земле, есть уникальная по своим свойствам природа, здесь изначально действуют закон Бога и Церковь Бога.
XX век – это совершенно новый этап в истории всего человечества. Все, о чем мечтали выдающиеся люди разных народов – все эти мечты, идеи, проекты реализовывались и апробировались в этом ушедшем столетии. Мы знаем, что в ХХ веке с человечеством как будто что-то произошло. Возникло ощущение, будто правители Европы, а может быть и всего мира, на каком-то виртуальном совещании как будто договорились: давайте попробуем жить без Бога. И они повели по этому пути свои народы. И вот на сегодняшний день мы пожинаем плоды этой трансформации.
Чтобы народы всей планеты никогда не забывали о самом главном — Бог нам дал предупреждение, Апокалипсис. Бог сказал нам: «Если вы не будете слушать Меня и жить по Моей воле, то на Земле произойдёт то, о чём сказано в Апокалипсисе». Но если государственная власть оставляет объективный закон Бога и разрывает свои отношения с Церковью Бога — тогда включается для всех народов новая парадигма. Я назвал её «телесной цивилизацией». Сегодня все народы приняли эту атеистическую, научно-техническую, электронную, финансовую цивилизацию. И в основе этой цивилизации господствует грех.
Для «телесной цивилизации» всё больше и больше требуется энергии — и надо забрать эту энергию у тела Земли. Газ, нефть, вольфрам, молибден и другие невозобновляемые ресурсы просто отбираются у Земли. На наших глазах наша уникальная планета разбирается на кусочки и на части. И это одна из причин, почему очень важно возвращение в геополитическое пространство великой России. Когда это возвращение произойдет, станет всем свободно дышать — потому что все народы, что отошли от Советского Союза, центром которого являлась Россия, сегодня не могут наладить нормальную жизнь на своей территории. Они уже не смогут себя защитить так, как они были защищены, когда они входили или в состав дореволюционной Российской империи или в состав Советского Союза.
Мы знаем, когда окончилась Вторая Мировая война, все народы мира сказали: «Больше такой войны никогда не будет». Ну а теперь вспомним вместе с вами: был ли после этого хотя бы один день, чтобы не было войны? Сегодня считается, что в США 93% верующего населения. А что это за вера, если на живых людей в 1945 году сбросили две атомные бомбы? Что это за вера, если над вьетнамским населением на протяжении десяти лет испытывали все виды оружия? Что это за вера, если на глазах у всего мусульманского мира убили иракского лидера Хуссейна? А потом сказали: «мы ошиблись». Какая это вера, если на глазах у всех людей, у всего человечества, о чём показывали через телевидение и интернет, разорвали на части Каддафи? И здесь сегодня встречаются два народа, которые на себе реально испытали, что такое Косово, и что такое 1992-1993 годы в России.
Я как человек, рождённый в России, всю свою жизнь (а мне сейчас 70 лет) размышлял об одном: «Зачем Бог дал такую огромную территорию русскому народу? Зачем Бог дал нам 18 миллионов квадратных километров? Зачем он дал всю таблицу Менделеева, все природные ресурсы?» И мы знаем, что должен быть на Земле такой народ, который способен помогать тем, кто слабый, кого напрасно обижают, кого несправедливо обижают.
Мы приехали к вам как на родину, к очень близким, родным нашим собратьям. Я наполнен величайшим счастьем, – в моих словах есть только одна искренность. И я потрясен тем, что нахожусь на земле, которую когда-то приняли за свою родину представители нашей эмиграции. Я потрясен тем, что, наконец, осуществилось мое мощное внутреннее желание, что я нахожусь на той земле и дышу тем воздухом, которым дышали святые Савва Сербский, Николай Сербский и, конечно, всеми россиянами любимый Патриарх Павел.
В Изборском клубе собрались не любители, собрались не просто размышляющие о жизни, но собрались, как правило, православные патриоты и глубочайшие профессионалы, в том числе и те люди, которые работали в государственных структурах. Изборский клуб может стать эталоном для всех народов Европы, который поможет осознать, что лучшие люди этих народов: Италии, Франции, Германии, Голландии, Бельгии, Испании и других стран — должны перестать быть пешками в руках некой силы, обладающей феноменальными научными и финансовыми возможностями, но при этом лишенной ответственности перед Богом и перед будущим человечества.
Виталий АВЕРЬЯНОВ, исполнительный секретарь Изборского клуба
Возникновение Изборского клуба само по себе стало знаком перемен. В наш клуб в настоящее время входят 35 постоянных членов, каждый из которых в эпоху Ельцина олицетворял внутреннее, духовное сопротивление происходившему тогда с Россией.
Россия, как говорят в науке, проходит сейчас «точку бифуркации» или «точку перехода». Для меня критерием того, что данная точка уже во многом пройдена, является одно наблюдение: чем более усиливается нажим Запада на Россию, тем более усиливается внутренняя мобилизация России.
Сегодня многие говорят о начале новой «холодной войны». Для России это проявляется в первую очередь не в санкциях и не в финансовой войне, которая ведется против нас, а в том, что на рубежах России разожжен очаг горячей гражданской войны. Причем здесь есть парадокс. Многие из тех тысяч людей, которые поехали из России добровольцами на Донбасс, живя долгие годы в условиях либерального государства, испытывали состояние растерянности и кризиса смысла жизни. А сегодня в Новороссии они этот смысл обрели. Внутри же самой России, спокойной и довольно зажиточной – произошло отделение овец от козлищ по признаку того, как они относятся к событиям на Донбассе.
Санкции и финансовая война против России парадоксальным образом начинают приносить ей пользу. В течение многих лет члены Изборского клуба говорили о необходимости импортозамещения — и сейчас, под давлением обстоятельств непреодолимой силы, эти тезисы приняты властью России как руководящие. Россия начала реализовывать меры продовольственной безопасности, переноса акцента на развитие собственного сельского хозяйства, начала менять баланс во внешней торговле и активизировать поиск незападных приоритетных союзников и партнеров во внешней политике. Россия все ближе подходит к тому ключевому и пороговому моменту, когда произойдет запуск суверенной финансовой системы. Многие из этих процессов находятся ещё в самом начале, но они уже происходят.
Всё, что я говорю, свидетельствует об одном: прозападная политика в итоге является невыгодной для не-западных народов, особенно если это крупные народы. Может показаться, что США и Запад поддерживают те страны, которые вступают в НАТО и в другие союзнические организации — однако, в конечном счете, самостоятельная политика выгоднее.
В 1990-е годы, после разрушения «Последней Империи», как её называли, нам пытались внушить, что время империй прошло и теперь мир будет состоять из национальных государств. Но даже в те годы некоторые из западных учёных проговаривались. Например, американец Хью Тревор-Ропер в 1993 году откровенно сказал, что малые нации не могут обладать настоящим суверенитетом, потому что так или иначе они будут входить в большие имперские системы и подчиняться им.
В 90-е годы в России глубоко сопереживали Сербии, всем сердцем ее поддерживали. Однако русский народ не имел возможности влиять на ту власть, которая была ему навязана. И в то же время события в Югославии конца 90-х годов способствовали тому, что в России начались перемены, стал меняться курс.
Перед Сербией в перспективе – сложный и большой выбор. Он связан с тем, как будет меняться ситуация и в Европе, и в России, и в Америке. Хотя Евросоюзу пока удается удерживать Грецию, однако события мирового кризиса показали, что ЕС – конструкция неустойчивая и склонная к дезинтеграция. Эта неустойчивость была заложена англосаксами при создании данного объединения, в котором Германия является мотором и спонсором, но не реальным руководителем политического процесса. И это является миной, заложенной под сам Евросоюз. Приведу в пользу этой точки зрения лишь два аргумента. Это, во-первых, известный тайный документ «канцлер-акт», подписанный немцами по указке американцев в 1945 году, который должен действовать до 2045 года. И, во-вторых, это введение системы евровалюты, которое было невыгодно Германии, и навязано ей англосаксами и французами как условие согласия последних на воссоединение западной и восточной Германии. (Не секрет, что инициатива разделения Германии в 1945 году принадлежала не СССР, а США и Британии.)
За счет диспропорций в механизмах формирования органов управления ЕС и принятия в нем политических решений, ряд восточных стран, в частности, Польша, Румыния, страны Прибалтики оказываются прекрасным инструментом в руках англосаксов, чтобы навязать всей Европе вещи, которые ей совершенно не выгодны. И делают это восточные союзники США за небольшие подачки. Однако, такое мироустройство не может быть долгим и стабильным.
Что касается США, то они находятся не в лучших временах. Они очень спешат внести в Восточную Европу хаос, в том числе и через Украину, вновь повязать европейцев кровью и общим преступлением. В целом ситуация далеко не безоблачная и опровергающая тех, кто говорит о радужных перспективах вступления восточноевропейских стран в НАТО и в Евросоюз.
На наш взгляд, Сербия могла бы стать не только мостом, но и точкой силы, альтернативной тому, что нам навязывает мир глобализации. Трагичность истории состоит в том, что попытка стать такой точкой силы в 1990-е годы оказалась в чём-то несвоевременной. Но человек не выбирает своевременности своих деяний. Честный человек, в конечном счете, действует исходя из того, что он считает должным.