О ТУРЕЦКОМ ПОТОКЕ МОЖНО ЗАБЫТЬ

Михаил ДелягинМихаил Делягин

Указом президента Владимира Путина в России вводится комплекс специальных экономических мер в отношении Турции. Об этом сообщается на сайте Кремля. Постановление предусматривает временные ограничения или запрет на ввоз в нашу страну определенной категории товаров турецкого производства, а также на осуществление деятельности турецких компаний на территории России. С 1 января 2016 года для граждан Турции отменяется безвизовый въезд в нашу страну.

Исключение делается только для лиц, имеющих вид на жительство или двойное гражданство, а также для сотрудников дипведомств. Российским туроператором рекомендуется воздержаться от продажи путевок в Турцию. Приостанавливаются чартерные авиаперевозки между государствами. Кроме того, для обеспечения безопасности Владимир Путин постановил усилить контроль за акваториями российских морских портов в Азово-Черноморском бассейне. О том, как ситуация отразится на дальнейших отношениях Москвы и Анкары, рассказал политолог Михаил Делягин:

— Для двухсторонних отношений это значит не больше, чем уничтожение нашего самолета. Если турки думают, что они будут сбивать наши самолеты и после этого все останется по-прежнему, то они очень нелепые люди. Для Турции наши санкции означают потерю достаточно существенных денег, потому что и турецкие строители у нас работали, и огромные потоки российских туристов в Турцию были. Все это приносило большой доход. Правда, надо сказать, что масштабы мы пока не знаем, их определит только правительство.

Однако для нас это не будет означать неудобств, потому что турецкие строители в нынешних условиях являются лишними на нашем рынке. Очень обидно терять Турцию как туристическое направление, но в целом туризм сохранится. А если кто-то хочет отдыхать вместе с боевиками ИГ (организация запрещена в РФ) – здесь нет таких проблем.

Для нас значительно большей проблемой является потеря Египта, потому что хотя в Египет ездило меньше людей, но там был отдых зимой, в отличии от Турции. Турецкие потоки легко переориентируются на ту же Грецию. Турция очень сильно подорожала за последние 10 лет. А Египет заменить нечем, поэтому у нас задача помочь египетскому государству в преодолении терроризма и восстановлении турпотока.

Далее: о “турецком потоке” можно забыть. Мы в Турцию больше не будем поставлять газ. У них это национальная мечта, так что, скорее всего, теперь это будет Германия. И Турция потеряет со временем тот газ, который сейчас получают через Украину от нас. Конечно, потом этот поток может восстановиться, если они не будут выкручивать руки, как они перестанут вести себя так, как ведут сейчас, если не будут заниматься террористической деятельностью на территории Сирии.

Что касается России, то у нас могут завысить цены, например, на помидоры.

Но, надеюсь, правительство учтет свои ошибки введения антисанкций в августе прошлого года, когда оно не ограничивало произвол российских монополий и поэтому подскочили цены. С другой стороны, бедность людей сейчас удерживает произвол монополии и без участия правительства Медведева. Поэтому единственное неудобство от этой ситуации для нас – это закрытие Турции как туристического направления.

Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...