Мы наблюдаем масштабную политическую революцию во всей Европе

Джульетто КьезаДжульетто Кьеза

Итальянский журналист, бывший депутат Европарламента и автор книги "Русофобия 2.0" дал «Царьграду» эксклюзивное интервью. Об отношении европейцев к России, политической революции и глобальной войне, грозящей человечеству, господин Кьеза рассказал нашему журналисту.

— Как изменилось отношение к России в Европе с 2014 года?

— Операция России в Сирии значительно переменила "психологическую обстановку" в Европе. Руководящие западные элиты не ожидали ни самого этого решения Путина, ни эффекта, которое оно произвело на общественное мнение. Некоторое время они находились в растерянности, как вообще реагировать на такой шаг. СМИ, не получив установки от политических сил, зачастую не знали, как комментировать, что говорить о действиях России. А в ситуации, когда промолчать нельзя, некоторые из них случайно говорили правду. И многие изменили отношение к России.

Многие, но не большинство, я хочу быть предельно честным. Большинство всегда манипулируемо.

В целом у европейцев до сих пор крайне мало информации из России, и запрос на нее очень высок. Я это наблюдал в своем "Фейсбуке", когда сделал передачу, посвященную общению Путина с народом во время прямой линии, включавшую прямую трансляцию ответов Путина. Я переводил, комментировал и одновременно следил за реакцией итальянских зрителей. Результат удивительный. Передача началась в рабочий день, в 11 утра по римскому времени, и продолжалась 3 часа. За это время ее посмотрели 85 тысяч человек. Затем передача была разделена на три ролика, каждый из которых в "Фейсбуке" набрал уже более 250 тысяч просмотров.

То есть очень большое количество людей уже не верят тому, что говорят европейские официальные источники и ищут правдивую информацию. Это серьезный поворот в сознании людей. Монополия на ложь, которая царила в европейских СМИ последние несколько лет, рушится на глазах.

— Какие союзники есть у России в Европе?

— Я бы сказал, что это не политические силы или государства, а люди на улицах, обычные люди. Не забывайте, что Россию в глазах европейцев очерняли последние лет 50, не меньше. Сложившиеся за десятилетия стереотипы быстро не сломаешь.

Кроме того, у манипуляторов есть большое преимущество. В России практически отсутствуют каналы коммуникации с европейской аудиторией. Есть канал Russia Today, который транслирует информацию по-английски, но миллионы европейцев не знают английского! Кроме того, даже RT не создает объемного образа России, который бы мог воспринять простой европеец, — понять, что такое Россия, чем и как она живет.

Тем не менее, сейчас условный европейский "человек на улице" не чувствует враждебности по отношению к России и россиянам. Несмотря на попытки искусственно создать враждебность и страх к России и ее президенту, рядовые граждане по-прежнему испытывают скорее любопытство и желание выстроить хорошие отношения с Россией. Пропаганда доходит лишь до определенной глубины сознания и дальше не проникает.

Конечно, нам говорят постоянно, что Россия — агрессивная и дикая, пытаются убедить, что россияне — примитивные и плохие люди. Пропаганда ведется систематически и на протяжении многих лет, что, безусловно, оставляет след в общественном сознании.

Единственный способ бороться — создавать собственные каналы коммуникации. Я подчеркиваю, не информационные, а именно коммуникационные!

Приведу в пример американцев, которые умеют выстраивать эту стратегию мастерски. Они создали Голливуд, через который сделали образ жизни американцев образом жизни всего мира. Нисколько не стесняясь, Штаты разговаривали с миром так, будто они представляют весь мир и имеют право единолично говорить от лица всех.

И мир верил.

Они подарили миру картины красивой жизни. Своей жизни. Мы знаем Америку не столько через информацию из СМИ, сколько через эти образы. Люди не слушают, не читают, а смотрят — люди "любят глазами". А что они знают о России? Да почти ничего.

Россия может начать с сети иностранного вещания. Есть немало журналистов — итальянцев, французов, немцев, — которые являются друзьями России, знают и любят эту страну. И они могут свое знание и свою любовь передать европейскому зрителю. Но ваше собственное телевидение сейчас слишком американизировано.

Приведу пример: в России широко освещалась тема 30-летия Чернобыльской катастрофы. У нас же почти ничего об этом не было сказано. Как это было, как русский народ через 30 лет смотрит на это, как катастрофу осмыслили философы, писатели и так далее.

— Часто вижу в мировых медиа сравнения местных политиков и Путина, всегда не в их пользу. Можно ли говорить о том, что Владимир Путин создал в Европе моду на иной тип политического деятеля?

— Путин — уникальное явление. Это человек практический, прагматик, яркий, твердый, уверенный. Он умеет говорить так, что его понимают все, независимо от страны, культуры, социального положения. По крайней мере, на Западе — точно понимают. И очень важная часть его харизмы — это человек, который знает, что происходит, и понимает, что делать.

Наши политики, руководство европейских стран — это болтуны. Профессиональные лжецы, которые не берут во внимание общественное мнение. Но, как я писал в своей книге "Русофобия 2.0", проблема Путина — в том, что это одиночный игрок. На всей международной арене у него нет достойного противника.

Зато у Европы есть возможность сравнить, и подумать о своих собственных лидерах. Европейский и американский истеблишмент вызывает только один вопрос: как можно решить сложнейшие глобальные проблемы, имея столь низкий интеллектуальный уровень, который показывает руководство Запада? Эти руководители слишком близоруки, они смотрят только на 3-4 года вперед, когда им придется переизбираться. Им недоступно масштабное стратегическое мышление, без которого не решить стоящие перед Европой и всем миром проблемы. Путин выигрывает в глазах европейцев, потому что это другой тип руководителя — стратег, смотрящий в будущее.

Но есть и другая сторона проблемы — гражданское общество. У нас в Европе уже не функционирует демократия. Я не говорю, что ее совсем не было. В течение 40 лет после Второй мировой войны люди так или иначе участвовали в жизни государства, Европа была welfare ("благополучной") были партии и профсоюзы, в обществе шла борьба интересов — и это нормально. Ненормально то, что происходит сейчас, когда борьба исчезла. Общество мертво. И это дает простор для разрушения традиционной морали, для коррупции и так далее.

— Значит, разговоры евроскептиков имеют под собой основание? ЕС вскоре рассыплется, как карточный домик?

— Кризис ЕС будет углубляться. Не берусь прогнозировать, дойдет ли до его распада, но следующие годы точно будут очень трудными для Европы. Доверие к традиционным партиям тает с каждой минутой, а евроскептицизм становится все более популярным.

Раньше между населением и властью существовал этакий неформальный общественный договор: "Голосуйте — и мы дадим вам благополучие", — говорили политики. Люди верили и голосовали. Но ситуация коренным образом изменилась. Обещания руководящих кругов стали несбыточными из-за кризиса. Теперь они как бы говорят: "Голосуйте за нас, но мы вам ничего не дадим, да еще укажем, как надо жить поскромнее". Ну и кому нужны такие политики?

Люди ищут какую-то альтернативу правящим партиям. Это происходит по всей Европе: в Великобритании, Испании, Италии, Бельгии, Голландии, Финляндии… Результатом этого поиска становится появление новых политических сил. "Движение пяти звезд" в Италии, "Сириза" в Греции, Podemos в Испании.

И вот, старые партии умирают, новые создаются, но пока туман не рассеялся — мы живем в переходный период. Происходит масштабная политическая революция против старой Европы, которая не представляет интересы народов. Вся система власти представляет собой бюрократическую структуру, раздираемую внутренними противоречиями и неспособную решать проблемы. И при этом она пытается продолжать (по привычке) претендовать на мировое доминирование.

— Дальнейшая дезинтеграция внутри ЕС уже привела к власти ряд националистических партий. Это опасная тенденция или просто следствие неопределенности переходного периода, когда нет внятной альтернативы?

— Рост национализма вполне естествен в условиях отсутствия демократии. Так что в ближайшее время, я полагаю, национализм на политической карте Европы будет преобладать. И не только национализм, но даже локализм. Уже есть примеры: Барселона, Каталония, Сардиния. Автономии требуют некоторые регионы Франции. В Бельгии общество раскололось по национальному признаку. Великобритания, которая хочет отделиться от ЕС, сама вот-вот потеряет Шотландию.

Я сам европеец и мне, конечно, не хотелось бы видеть распад Европы. Значит, нужно ее переделать.

Европа, которая сейчас существует, — это Европа банков. В начале века произошел настоящий политический переворот, когда власть перешла от профсоюзов и парламентов к бюрократическим структурам, находящимся в руках международных инвестиционных банков.

Сегодняшняя Европа антидемократична. Но если мы "сломаем" Европу вообще, то она исчезнет с политической арены как единый организм. А что смогут сделать на этой арене Бельгия или Италия в одиночку, как им отстоять свои интересы перед более крупными и агрессивными игроками? Единственная страна, которая по-прежнему сможет самостоятельно существовать в такой ситуации, — Германия.

— Каким образом необходимо менять Европу? У нас, в России, сейчас началось бурное духовное возрождение, люди обращаются к вере, к Богу. Может, и Европе нужно вспомнить о нематериальных ценностях?

— Я человек нерелигиозный. Но я вижу, что в нынешнем атеистическом обществе есть только один бог и имя ему — Деньги. Западные люди ведут себя как верующие, но только верят в золото — не в духовные ценности, а в силу денег.

Значит, нужно коренное изменение восприятия всего общества, которое привыкло измерять все деньгами. Необходимо объединение всех духовных сил человечества, чтобы преодолеть эту страсть к "золотому тельцу". Когда это произойдет, случится большой антропологический скачок.

Запад не может претендовать на решение этой проблемы и никогда не сможет возглавить этот процесс. Этот скачок невозможен без объединения сил с Азией и Африкой, с китайской, индийской и другими незападными цивилизациями. Но, к сожалению, именно западная культура сейчас все еще доминирует и не терпит конкуренции.

Мы живем в очередной поворотный момент истории человечества: либо мы сумеем совершить этот скачок из цивилизации денег к цивилизации духовности и гармонии с природой, либо будет чудовищная глобальная война. Она неизбежна, поскольку мы живем в ситуации сильнейшего неравенства. Небольшая часть мирового сообщества аккумулировала у себя богатства и оружие. Это безумные люди, и они не остановятся перед тем, чтобы уничтожить часть человечества — просто чтобы сократить население Земли и "расчистить" для себя ресурсы.

— И где выход из этого положения?

— Самоограничение.

Вот мы создали деньги. В течение веков они существовали как средство обмена между людьми. А сейчас деньги стали виртуальными и стремятся к бесконечному количеству. А в природе не существует ничего бесконечного. Мы должны строить общество цикличности и самоограничения, ведь мы не можем непрерывно развиваться и расширяться, иначе мы погубим планету, на которой живем. Мы портим воду и атмосферу, пытаемся искусственно изменить саму человеческую природу. Даже банальные мобильные телефоны сломали нашу жизнь, ритм нашего существования. Извращение окружающего мира приводит к извращению внутреннего мира человека, и большинство людей об этом даже не задумываются. На протяжении 50 лет человечество целенаправленно ломает и уничтожает собственную природу, и будто не понимает, что рано или поздно она будет сломана.

Кризис нарастает быстрыми темпами, а возвращение в русло нормального существования, отличного от потребительского, потребует перевоспитания миллиардов людей. Нам нужны политические лидеры, способные донести это до человечества, способные взять руль и сделать очень быстрый и уверенный разворот.

Мало поменять всю систему образования — необходимо изменить и ум родителей, которые должны осознать, что большая часть того, чему их учили в детстве, — ошибочна. И важно понимать, что, если мы не начнем меняться сейчас, через 50 лет будет уже поздно. Если политические лидеры не найдут в себе решимости, буквально в ближайших поколениях нас ждет катастрофа, которая приведет к гибели миллиардов людей. А каким будет тот новый мир, который вырастет на обломках нашего, этого никто не может спрогнозировать.

Источник

Джульетто Кьеза
Джульетто Кьеза (итал. Giulietto Chiesa; 1940-2020) — итальянский журналист и политический деятель. Депутат Европарламента в 2004 – 2009 гг. Лидер движения «Альтернатива». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...