Духовность как фактор развития общества
Муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов
В словарях много различных определений духовности, однако, в каждом из нас уже живёт понимание того, что означает это слово. Для меня духовность – это неразрывность мировоззрения и образа жизни, которые основываются на таких личных жизненных принципах как нравственность, добродетель, милосердие, справедливость, снисходительность, твёрдость духа, воля, терпение.
Известен хадис Пророка Мухаммада (САС), который сказал, что был послан, чтобы довести нравы людей до совершенства. Действительно в наших религиях мы видим побуждение к тому, чтобы каждый человек совершенствовал свой внутренний мир и соотносил свои каждодневные поступки с принципами нравственности и духовности. Мы понимаем, что общество, состоящее из высокодуховных людей способно на великие преобразования. Свобода, равенство и братство достижимо теми нациями, в которых критическая масса нравственных и моральноориентированных людей превысит тех, кто ориентиром и принципом своей жизни берёт гонку за материальные блага, власть над ближним и постоянное накопление капитала. Постоянное внутреннее напряжение, борьба всех против всех, разделение общества на классы, разрыв между богатыми и бедными – всё это может подкосить любой народ и государство.
Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой, говори о них так, как хочешь, чтобы они говорили о тебе, думай так, как хочешь, чтобы думали о тебе. Всё это является духовными принципами, объективными законами мироздания, означающими, что к нам обязательно возвращается всё то, что мы думали, говорили и делали. Как плохое, так и хорошее. Поэтому принципы нравственности должны сопровождать нас не только во время уединённых молитв, общения со своими родными и близкими, но и во всех сферах нашей жизни – в работе государственных органов, при совершении финансовых сделок, и так далее.
Проживая в России, будучи представителем коренного российского народа, чьи предки живут на этих землях свыше тысячи лет, исповедуя религию, которая уже в 922 году стала государственной религией Волжской Булгарии, впитав в свою культуру и личные убеждения многонациональность и многоконфессиональность нашей российской нации, безграничность нашей страны, взаимную дружбу народов и веру друг в друга, сегодня я испытываю большое беспокойство относительно будущего наших детей. Оно связано именно с потерей духовных и нравственных ориентиров, которые позволят им сохранить то великое наследие, которое мы получили от наших предков. Естественно, что каждый человек, обладающий разумом и доброй волей должен на своём месте и исходя из своих духовных, интеллектуальных и материальных ресурсов прилагать усилия к возрождению самого себя, своей семьи, своего народа, страны и государства.
Принципы просветительской работы ДУМ Саратовской области
Значительная часть деятельности нашего управления направлена на то, чтобы принципы нравственности и морали превалировали в нашем обществе над потребностями в удовлетворении своих материальных нужд любыми средствами, здесь я говорю об образовательных и воспитательных проектах, направленных в первую очередь на молодое поколение, в том числе на профилактику радикальных воззрений, потому что радикализм является синонимом невежества, а невежество — это враг нравственности и морали.
Я полагаю, что все управления мусульман в той или иной степени сталкивались с проявлением радикальных мнений среди молодого поколения. Вместе с этим формы деятельности муфтиятов могут отличаться в силу того, что в разных регионах сложилась различная среда и традиции. Так Саратовская умма сегодня является многонациональной и многокультурной. Поэтому изначально мы выбираем такие формы работы, которые удовлетворяют и объединяют не только мусульман, но и представителей иных групп общества.
В работе с мусульманской молодёжью мы стараемся показывать по каким правовым нормам и принципам развивается государство и общество, какие этнокультурные традиции и особенности мы имеем в нашем регионе, какие традиции сложились у нас в течении столетий сосуществования различных религий и культур. Очевидно, что такая работа даёт свой результат, несмотря на объективные материальные сложности у религиозных и общественных организаций, взаимодействующих с молодёжью.
Противопоставить невежеству можно только системные знания и здесь многое зависит от личности самого имама, который должен работать со всеми группами общества, для детей он должен быть добрым воспитателем, к которому они бы тянулись, для подростков заботливым и мудрым наставником, чей авторитет был бы непререкаем, для старшего поколения степенным собеседником и соратником в благих делах.
Система подготовки имамов требует особого подхода. Обучение мусульманского религиозного деятеля должно быть тесно привязано к обществу, в котором он в дальнейшем будет работать. Так в Саратовской области студенты медресе, а в дальнейшем институтов и магистратур, в обязательном порядке проходят многодневную практику в различных районах под опекой имамов. Таким образом, они получают опыт и реальное понимание ситуации на местах. Крайне сложно приходится тем имамам, которые с институтской скамьи начинают работать в мечети, обладая только теоретической подготовкой.
С другой стороны, у старшего поколения имамов не должно быть ревностного отношения к активной молодёжи, наоборот, стремление молодых имамов повышать свой уровень образования необходимо поддерживать.
Мы знаем, что радикализм почти всегда, хоть и строится на искажениях тех или иных идеологий, но вызывается внешними факторами – социально-экономической несправедливостью, войнами, разного рода конфликтами и так далее. Современный период развития общественных институтов, в том числе религиозных, характеризуется взрывным ростом потребности в самоидентификации и самореализации у молодого поколения. На фоне глобализации и отсутствия информационных рамок, мы можем наблюдать, как распадается связь между поколениями и теряется духовная преемственность, которая сохранялась даже в самый сложный период советского секуляризма.
Проявлениям радикализма столько же лет, сколько и всему человечеству, вопрос только в том, как с этой болезнью бороться, лечить её или забивать и загонять в подполье к печали будущих поколений. Сегодня я как мусульманин готов быть самокритичным, но не склонен заниматься самобичеванием, потому что нынешний радикализм в среде мусульман это на самом деле очень небольшая часть тех экстремистских проявлений, которые были и есть на Земле. Не бандитов, убийц и пьяных водителей, давящих на дорогах детей, а именно мусульман записали в самую неблагонадёжную часть нашего общества и всё последнее время нам приходится оправдываться за тех, кто на самом деле не имеет к Исламу никакого отношения.
Взаимоотношения государственных органов и религиозных организаций, чиновников и религиозных деятелей
Ещё один вопрос, решение которого необходимо для сохранения стабильности в обществе, особенно в регионах с компактным проживанием мусульманского населения – неприкосновенность достоинства и статуса имама и ученого.
Для мусульманских сообществ, независимо от этнической принадлежности, характерно в высшей степени уважительное отношение к имамам и учителям. Положение мусульманских учёных возвеличено в Коране и Сунне, поэтому, когда подрывается авторитет имама, то разрушаются устои исламской внутриконфессиональной конструкции, это приводит к разделению на общины, взаимной вражде, обособлению молодёжи. Мы прекрасно понимаем, что, если молодёжь перестаёт слушать имамов, они обязательно начинают слушать кого-то еще.
Государство должно быть заинтересовано в развитии религиозных организаций и помогать мусульманским религиозным деятелям повышать свой уровень богословского образования, а значит укреплять свой авторитет среди прихожан. Важно, чтобы в среде религиозных деятелей появлялись свои магистры и доктора Исламского богословия, чтобы они становились известными и на мировом уровне, представляя Российскую школу Исламского богословия.
Такие действия государства могут послужить укреплению роли и авторитета мусульманских религиозных деятелей, а значит предотвратить отрыв молодёжи от официальных религиозных центров в сторону групп с радикальными воззрениями.
Сегодня же, к сожалению, можно наблюдать гипертрофированное внимание ко всему, что делают мусульманские религиозные деятели. Скажем прямо, что мы сегодня очень тщательно подбираем слова, чтобы не вызвать всплеск недопонимания, а порой и искажённой передачи средствами массовой информации наших призывов к обществу и государству. Фактически, у нас сегодня нет свободы самовыражения. Учёные зачастую гораздо более честны и прямы в своих оценках тех или иных процессов, чем мы. А между тем именно за имамами стоят тысячи и тысячи последователей, которые видя, что власть и немусульманское сообщество не взаимодействуют и не учитывают мнение официальных мусульманских управлений, перестают воспринимать государство в качестве авторитета, а общество в качестве сограждан и соотечественников.
Можно привести множество примеров. Когда мы говорим о мусульманских платках и проблеме запрета религиозной литературы, это вызывает непонимание и негативную реакцию чиновников. Когда тоже самое говорят такие известные учёные как Сюкияйнен, Малашенко, или ваш коллега по клубу Максим Шевченко, никаких проблем с этим нет. Уверен, что государству и обществу в лице таких уважаемых институтов гражданского общества, как Изборский клуб, начать вопринимать мусульманских религиозных деятелей в качестве полноправных партнёров, которые также, как и остальные россияне доброй воли, хотят видеть свою страну и всю российскую нацию единой, процветающей, высоконравственной и счастливой.