Кризис глобализма начнется с США?
Георгий Филимонов
Первые дебаты между Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом, главными претендентами на кресло в Овальном кабинете, победителя не выявили. Интрига по-прежнему сохраняется. Америка разрывается между двумя политическими трендами — глобализмом, национальной идеологией последних десятилетий, и изоляционизмом. Кандидат от республиканцев Трамп решил расставить акценты сразу: «Хиллари Клинтон избирается, чтобы быть президентом мира. Я избираюсь, чтобы быть президентом Соединенных Штатов. И защищать интересы именно граждан США».
На первый взгляд сложно представить себе, что американский миллиардер, заработавший состояние на строительном бизнесе и завязавший тесные деловые связи на глобалистской Уолл-стрит, искренне выступает с позиций изоляционизма. Но дело в том, что рядовые американцы практически не интересуются международной политикой, они предпочитают голосовать за того кандидата, который формулирует внятную экономическую программу, которая включает социальные преобразования и самое главное — медицинское страхование и приемлемые цены на топливо в ближайшей бензоколонке.
Впрочем, в первом раунде дебатов Трамп не смог устоять перед искушением коснуться международной темы. «Я опубликую свою налоговую отчетность, как только она (Клинтон) опубликует 33 тысячи своих писем, которые пропали», — заявил он, намекая на ливийский скандал вокруг Клинтон, которую обвиняют в утечке информации, повлекшей гибель дипломатического персонала США и посла США в Ливии, который погиб в Бенгази от рук террориста.
Правда, в основном Трамп все же предпочитает рассуждать на экономические темы: о восстановлении национальной промышленности, создании новых рабочих мест и пересмотре торговых соглашений с Китаем, Евросоюзом, Канадой и Мексикой. Об ужесточении миграционного законодательства и укреплении доллара, который позволит США сквозь пальцы смотреть на нестабильность в остальном мире. Чтобы собрать дополнительные обвинения против глобализма демократов, Трамп «проехался» и по ФРС США, обвинив ее руководство в надувании «жуткого пузыря», превратившего страну в «крупного должника».
В следующем раунде дебатов от Трампа стоит ожидать атаки на Клинтон по вопросам об источниках финансирования избирательной кампании демократов через Фонд семьи Клинтон, донором которого стал и украинский олигарх Виктор Пинчук, вложивший в него с 2006 года, по данным The New York Times, не менее $13 млн.
Что касается Клинтон, то она стремилась привлечь на свою сторону часть все еще колеблющегося традиционного электората Демократической партии — этнические меньшинства и молодежь, предлагая экономику, которая «работает для всех». Экс-госсекретарь обещает поднять минимальную заработную плату, обеспечить бесплатное или очень дешевое высшее образование для детей из семей с низкими доходами, объявив о намерении финансировать более высокий уровень жизни среднего класса, повысив налоги на американцев с самыми высокими доходами. Самые состоятельные должны вносить вклад в благосостояние всех, уверена Клинтон. Обладая нетривиальными навыками самопрезентации, она пытается обратить себе на пользу абсолютно всё, в том числе и недавние проблемы со здоровьем, из-за чего ей пришлось отказаться от нескольких встреч с избирателями.
От того, кто возглавит Белый дом, будет зависеть судьба не только Америки, что понятно абсолютно всем. На распутье оказались и российско-американские отношения, испорченные санкционной политикой Барака Обамы. Клинтон пытается оправдать агрессивную политику своего патрона, обвиняя Москву в хакерских атаках на серверы Демократической партии. Трамп парирует тем, что вина России не доказана и взломать американские сайты мог кто угодно.
Как и следовало ожидать, «маркером» всей электоральной гонки стало отношение кандидатов к президенту России Владимиру Путину.
Клинтон обвиняет российского лидера в «агрессивности», в то время как Трамп проявляет должное уважение, выражая готовность найти общий язык с Москвой. «Нам нужно проявлять больше единства, чтобы не позволять России занять более агрессивную позицию в Европе и на Ближнем Востоке», — отметила ранее Клинтон, добавив, что следует «быть умнее в том, как мы ведем себя по отношению к Владимиру Путину и его амбициям».
Между тем кандидат от демократов не отрывается от реальности, оставляя себе пространство для маневра: «С Путиным нелегко. Но я не думаю, что у нас есть альтернатива постоянному взаимодействию с Россией».
В оценках дебатов западные СМИ, забыв о декларируемой ими объективности, разделились на два лагеря. «Радио Свобода», находясь под управлением Государственного департамента, публикует исключительно негативные отзывы о кандидате-республиканце, в то время как журнал Forbes считает, что Трамп прав относительно валютной политики Китая и называет его «меньшим злом» для Америки, чем Клинтон. «Внешнеполитическая программа Трампа — запутанная и неопределенная, но выбор в пользу Клинтон — путь к бесконечной войне», — утверждает обозреватель Forbes Даг Бандоу, напоминая о Сирии, Ливии, Йемене и других разрушенных государствах Ближнего Востока.
Телекомпания CNN, близкая к кругам транснационального бизнеса, отдает Клинтон победу на выборах. Но Трамп не отчаивается, просто заявляя о том, что «не смотрит CNN». В ответ он приводит опросы тех изданий, которые отдали победу ему: Time — 59% против 41%, CNBC — 61% против 39%, Variety — 55% против 45% и The Hill — 59% против 36%.
Некоторые наблюдатели видят в этой картине начинающийся раскол в американской политической элите, все эти годы остававшейся в принципе консолидированной. Пока это не раскол, это просто предварительные итоги информационной войны, победитель которой определится 8 ноября. Но глобалистам придется нелегко при любом исходе.