Часть I. Бессмертие в мировой культуре
Часть II. Фёдоров, Циолковский и другие
Часть III. Таинство Воскрешения

***

Тектология против смерти: космический гуманизм Богданова

На ранней фазе советского проекта идеи бессмертия нередко рассматривались не как фантастика, а как стратегический ориентир развития человечества, предполагающий коренное преобразование природы, общества и самого человека. Материализм новой эпохи стремился подчинить не только экономические и социальные процессы, но и естественные биологические пределы — старость, болезнь, смерть. Показательны в этом смысле взгляды Александра Александровича Богданова — одного из наиболее ярких мыслителей начала XX века, врача, философа и организатора научного эксперимента.

Богданов рассматривал возможность радикального продления жизни через науку и социальную кооперацию. Его эксперименты с переливанием крови были частью более широкой идеи: обновление организма, восстановление жизненных сил, сохранение здоровья — всё это должно было стать научно управляемым процессом, поставленным на службу коммунистическому будущему. Кровь, по его замыслу, была не только физиологическим носителем жизни, но и символом и средством биосоциальной солидарности. Переливание крови превращалось в акт обмена жизнью, в прообраз новой формы братства — не только духовного, но и телесного.

За этой биомедицинской практикой стояла и философская программа. В своём учении о тектологии — универсальной науке об организации — Богданов описывал человечество как единый организм, способный к саморегуляции, развитию и преодолению деструктивных процессов. Старение и смерть здесь трактовались как формы энтропии, а задача науки — как построение новых моделей устойчивого, «бессмертного» порядка.

В своём утопическом романе «Красная звезда» Богданов показывает развитое марсианское общество, где достигнут контроль над природой, существуют социальная гармония и высокая биотехнологическая культура. Здесь человек уже не обречён на страдание и смерть — его жизнь становится управляемой, организованной, включённой в общее дело. Таким образом, проект бессмертия получает социальное, научное и космическое измерение, становясь не личной утопией, а общечеловеческой задачей. В этом контексте идея бессмертия встраивалась в логику социалистического переустройства мира.

Богданов оказал огромное влияние на формирование культурной и научно-образовательной политики раннего Советского государства через свои идеи, которые были восприняты и активно развивались его единомышленниками. Одним из их трансляторов стал Анатолий Васильевич Луначарский — первый народный комиссар просвещения РСФСР, отвечавший за идеологическое и культурное строительство новой эпохи.

Идеи о бессмертии проникли в систему образования, культуры и научной политики. Концепт будущего человека — нового, гармоничного, организованного, бессмертного — становился осевым вектором гуманитарных проектов Народного комиссариата просвещения.

Богостроительство: проект превращения человека в бессмертного бога

Особое место в истории русской мысли занимает движение богостроительства. Его ядром была идея превращения человека в бога, в том числе — в смысле обретения им бессмертия. Оно мыслилось как практическая задача философии, науки, культуры и социального преобразования.

Для представителей этого направления — Александра Богданова, Анатолия Луначарского, Максима Горького — бог не предшествует миру, а вырастает из него. Он является идеальной проекцией человечества, высшей формой социальной и духовной эволюции. Следовательно, бессмертие есть коллективная цель, достижимая через развитие науки, технологии, морали и организационных форм жизни. В этом контексте Богданов создаёт свою тектологию как универсальную науку об организации, которая должна привести к преодолению распада, старения, смерти. Луначарский как первый нарком просвещения интегрирует богостроительные идеи в политику формирования «нового человека», который будет не просто гражданином нового общества, а существом иного антропологического порядка.

Несмотря на резкую критику со стороны В.И. Ленина, обвинившего богостроителей в подмене материализма идеализмом, направление сохраняло устойчивую популярность у революционной и постреволюционной интеллигенции. Причина — в глубокой потребности соединить научную картину мира с экзистенциальным и метафизическим пафосом, в стремлении не только изменить общество, но и победить смерть. Бессмертие мыслилось здесь не как отвлечённая категория, а как предельная цель коммунистического проекта.

В контексте философии богостроительства фигура Максима Горького занимает особое место. Он был не только крупнейшим литератором эпохи, но и выразителем особого типа антропологического оптимизма, в котором бессмертие понималось не как метафора, а как конкретная цель человеческого развития. Горький видел в человеке существо, способное выйти за пределы своей биологической природы, преобразовать мир — и, в пределе, преодолеть смерть.

Революция мыслилась им не только в социальной, но и в антропологической перспективе. Смерть же, соответственно, понималась как исторический пережиток, как временное и устранимое явление, которому можно противопоставить силу науки, коллективного знания и труда. По Горькому, человек обязан выйти за пределы страха, инстинкта самосохранения и физиологической конечности. Он должен стать самотворящим существом, созидающим не только культуру, но и собственную природу. В этом плане Горький последовательно продолжал линию богостроительства, в духе которого человек должен стать бессмертным богом. Эта позиция особенно проявляется в его поддержке идей Александра Богданова, с которым Горького связывало многолетнее сотрудничество, в том числе в рамках знаменитой Каприйской школы — альтернативы ленинской школы в Лонжюмо.

Художественным выражением этих идей стала пьеса «Дети солнца» (1905 г.), в которой Горький выстраивает образ научной утопии, противопоставленной миру страха и смерти. Главный герой, химик Павел Протасов, верит в то, что свет знания, просвещения и науки способен изгнать смерть, тьму и невежество. Он говорит о будущем человечестве как о «детях солнца» — существах, свободных от ужаса, болезней и конечности. Здесь бессмертие оказывается своеобразной религией будущего. Хотя Протасов трагически не понимает социальной реальности, сама пьеса сохраняет веру в возможность человека выйти за пределы смерти через знание и преобразование мира.

Максим Горький, как известно, был знаком с идеями Николая Фёдорова и в значительной мере разделял их пафос. В кругу дореволюционной интеллигенции взгляды Фёдорова на воскрешение предков, преодоление смерти через труд, науку и нравственное усилие активно обсуждались в качестве альтернативы как религиозному смирению, так и западному индивидуализму. Горького привлекала не религиозная сторона философии Фёдорова, а её деятельная установка, устремлённая к преодолению хаоса, стихийности и тления в человеческой природе. Для Горького, как и для Фёдорова, смерть была не онтологической неизбежностью, а позорным остатком неустроенности, вызовом, на который человек — как существо разумное и трудовое — обязан ответить. В этом пересечении — две линии русского бессмертия: православно-космическая и революционно-материалистическая, обе стремящиеся к одной цели — превращению смерти в преодолимую задачу человеческого разума и воли.

Одним из ранних и мощных художественных воплощений идеи преодоления смерти в русской литературе стало поэтическое произведение Максима Горького «Девушка и смерть» (1892 г.), опубликованное лишь спустя четверть века. В этом философском сказании, написанном в форме романтической баллады, Смерть предстаёт не всемогущей роковой силой, а уставшим, почти человечным существом, способным к состраданию. Против неё восстаёт живая человеческая любовь — смелая, светлая, побеждающая страх. Смерть отступает: девушка, посланная на казнь властителем, не теряет достоинства и в финале уходит словно в иное измерение, не подчиняясь судьбе. Эта поэма вызвала сильнейшее впечатление у И.В. Сталина, который отзывался о ней с восторгом: «Посильнее, чем «Фауст» Гёте», — указывая тем самым на глубокую эмоциональную силу и нравственный радикализм текста. Готов ли был Сталин принять идеологию бессмертия? Данная оценка позволяет считать, что он как минимум задумывался об этом.

Биокосмизм: революция против смерти

Одним из наиболее смелых и философски радикальных направлений в раннесоветской мысли стало движение биокосмистов, объединившееся в начале 1920-х годов в Общество биокосмистов-имморталистов. Это течение прямо опиралось на философию общего дела Н.Ф. Фёдорова, но доводило её до открытого научно-политического манифеста, провозгласившего три задачи человечества: личное бессмертие, космоплавание и воскрешение мёртвых. Основные программные установки были изложены в текстах Александра Агиенко, писавшего под именем Святогор, — анархиста, философа и одного из первых идеологов русского иммортализма. «Мы утверждаем, — манифестировал позицию движения Агиенко, — что теперь же на повестку дня необходимо во всей полноте поставить вопрос о реализации личного бессмертия. Пора устранить необходимость или равновесие натуральной смерти… Если двинем силы, цель которых — реализовать бессмертие, — то эти силы, как бы другие им ни противодействовали, смогут нарушить равновесие смерти и явить равновесие бессмертия. Ведь прежде всего к равновесию бессмертия стремится каждая жизнь.

В повестку дня мы включаем и «победу над пространством». Мы говорим: не воздухоплавание — это слишком мало, — но космоплавание. И космическим кораблём, управляемым умудрённой волей биокосмиста, должна стать наша Земля…

И третья наша задача — воскрешение мёртвых. Наша забота — о бессмертии личности во всей полноте её духовных и физических сил. Воскрешение мёртвых — это восстановление в той же полноте ушедших в гроба. При этом мы отнюдь не впадаем в трясину религии или мистицизма. Мы слишком трезвы — и религии, и мистике объявляем войну».

Это заявление было не утопической метафорой, а программным тезисом философского и научного действия, соответствовавшим логике революционной эпохи, стремившейся к тотальному преображению бытия. Биокосмизм формулировал альтернативу буржуазной науке, утверж­дая необходимость нового типа мышления — биокосмического разу­ма, нацеленного на полную ликвидацию смерти, освоение Вселенной и восстановление личностного бытия во всей полноте. Эта установка выводила советский проект за рамки социального — в сферу метафизического действия, где человек должен не приспосабливаться к миру, а творить его заново, отменяя конечность, смерть и гравитацию.

Мавзолей как символ идеи обретения бессмертия

Бальзамирование тела Ленина в 1924 году, отказ от традиционного захоронения и размещение его в Мавзолее на Красной площади были не только актом политической сакрализации, но и глубоко символическим жестом, соотносящимся с идеологией преодоления смерти. Это был публичный вызов самой идее смерти, замена финала на «переходное состояние», в котором тело вождя сохраняется до «новой эры», когда наука овладеет искусством воскрешения.

В контексте 1920-х годов, когда активно обсуждались перспективы бессмертия, реанимации мёртвых, техногенного преодоления биологической конечности — решение о бальзамировании Ленина воспринималось не как консервация прошлого, а как жест в будущее. В кругах биокосмистов и левых футуристов циркулировала идея будущей реанимации Ленина как первого шага ко всеобщему воскрешению и триумфу жизни над смертью, что наделяло Мавзолей функцией научно-мессианской капсулы времени.

Сегодня возникает необходимость переосмысления статуса Мавзолея. Вместо отказа от него как от «пережитка» возможно совершенно иное направление — утверждение его как символа будущего, как памятника идее бессмертия, высшей цели человеческого и народного развития, а не просто реликта революционного прошлого. В эпоху, когда Россия вновь обращается к вопросам духовной идентичности, традиционных ценностей и большого исторического замысла, Мавзолей Ленина может обрести новую идеологическую функцию — не как мавзолей ушедшего, а как знак предстоящего преображения.

Советская фантастика как лаборатория бессмертия: что нельзя науке, то можно фантастам

Во второй половине XX века, в усло­виях консервации академической науки, ужесточения идеологического контроля и вытеснения философских тем за пределы допустимого, идеи бессмертия — как предельной цели разума и науки — были вытолкнуты из пространства официальной дискуссии. Их обсуждение продолжилось в жанре научной фантастики, который в советской культуре стал альтернативной формой философствования, пространством для размышлений о границах человеческой природы, будущем разума и судьбе человека.

В 1950–1960-е годы тема бессмертия появляется в рамках оптимистического нарратива научного прогресса, но приобретает гуманистическую и космологическую окраску. В романе Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» (1957 г.) описано далёкое коммунистическое будущее, где человечество преодолело болезни, старение, страх и войну. Бессмертие в этом мире не проговаривается впрямую, но подразумевается как естественный результат гармонии науки, нравственности и планетарного сознания. Человек будущего — это не просто биологически долговечное существо, но и носитель нового типа мышления, свободного от эгоизма и разрушения.

В произведении Сергея Снегова «Люди как боги» (1966–1977 гг.) бессмертие уже открыто задано как свойство высокоразвитой постчеловеческой цивилизации, способной управлять материей, временем и пространством. Однако в центре сюжета — не технические подробности, а моральная зрелость таких существ, способных нести ответственность за бесконечное бытие. Здесь бессмертие мыслится как этическая и цивилизационная планка, которую нельзя достичь без внутреннего преображения.

В 1970–1980-е годы тема бессмертия в советской фантастике приобретает экзистенциальную глубину и трагическую напряжённость. У братьев Стругацких (в романах «Град обречённый», «За миллиард лет до конца света») идея вечной жизни теряет статус светлой утопии и превращается в философскую ловушку. Бессмертие здесь сопряжено с повтором, бессмысленностью, потерей цели, скукой. Оно становится проверкой на подлинность человеческой сущности, лишённой боли, страха и конечности.

Генрих Альтов рассматривает бессмертие в рамках научного эксперимента и предельной рациональности. В повести «Клиника «Сапсан» (1966 г.) описывается попытка добровольца пройти через уникальное медицинское испытание, цель которого — приостановить процессы старения и проверить возможность физического бессмертия. Автор поднимает вопрос: что произойдёт с человеком, если смерть будет отодвинута? Смогут ли такие люди преобразовать мир или же утратят связь с его сущностью? Альтов подчёркивает не столько технологическую сторону, сколько этическое и экзистенциальное напряжение, связанное с самой возможностью выйти за пределы биологического срока. Бессмертие здесь — не фантазия, а гипотеза, подвергаемая испытанию на человеке и человечестве.

Владимир Щербаков, уже в постсоветский период, обращается к теме бессмертия не в футурологической, а в ретроспективной модели, перенося действие в мифическое прошлое — в образ Атлантиды. В его произведениях амброзия выступает как вещество, дарующее физическое бессмертие, но не сопровождаемое нравственным развитием. Это бессмертие приводит к вырождению и гибели цивилизации, ставшей неспособной нести моральную ответственность за вечную жизнь. Подобная трактовка отражает сдвиг от научной фантастики к зарождающемуся жанру отечественного фэнтези, где миф, история и утопия сливаются в единое повествование о пределе человеческих возможностей и падении без духовного роста.

Советская фантастика не просто сохраняла дискуссию о бессмертии — она моделировала её в разных антропологических сценариях, предлагая тем самым многомерный взгляд на пределы человеческого. Можно сказать, что научная фантастика стала культурной лабораторией размышлений о бессмертии, продолжая дискуссию, закрытую в академической науке.

В отличие от западных трансгуманистических нарративов, ориентированных на индивидуальное выживание, советская линия тяготеет к коллективной судьбе, моральной ответственности, исторической миссии. Бессмертие здесь — не товар и не эгоизм, а испытание зрелости человечества. И если наука молчала, то литература — фантастика — продолжала ставить вопрос: что значит быть человеком, если человек живёт вечно?

Последствия достижения бессмертия: заглянуть за черту

Обретение человеком бессмертия — это поворотный пункт в истории человечества, чреватый глубинными последствиями.

Во-первых, возникает проблема демографического взрыва. При сохранении рождаемости в условиях отсутствия смерти население будет расти экспоненциально, что приведёт к перенаселению, экологическому напряжению и конфликту за пространство и ресурсы.

Во-вторых, бессмертие способно привести к социальной стагнации и закреплению власти. Смена поколений — один из механизмов обновления элит и идей. Если бессмертные будут удерживать ключевые позиции на протяжении столетий, это создаст предпосылки к вечной олигархии, культурному застою и потере исторической гибкости.

В-третьих, под угрозой окажется моральная структура выбора и ответственности. Страх смерти играет роль ограничителя и мобилизующего фактора. При его исчезновении возможна деградация мотивации, размывание этики, утрата трагической и героической меры поступков.

В-четвёртых, нарушится историческая и культурная преемственность. Бессмертный человек рискует утратить чувство сопричастности к предкам, родовой линии, традициям. Это может вызвать распад идентичности и социальную изоляцию в вечной длительности.

В-пятых, бессмертие усилит социальное неравенство, если останется доступным только для избранных. Это приведёт к новой кастовой структуре, разделяющей человечество на бессмертных и смертных, — с потенциально конфликтным характером.

Однако все эти риски не являются фатальными. Они становятся угрозами лишь в том случае, если бессмертие реализуется стихийно, фрагментарно, вне политико-этического контроля. При целенаправленном и пакетном подходе, включающем демографическое регулирование, институциональное обновление, этическое программирование, технологическое равенство, — эти вызовы могут быть системно решены.

Бессмертие требует новой модели общества, основанной не на борьбе за ресурсы и власть, а на ответственности за бесконечность.

С другой стороны, бессмертие открывает принципиально иную перспективу человеческого существования. Во-первых, это преодоление конечности, которое устраняет онтологический страх и зависимость человеческой мотивации от угрозы смерти. Жизнь освобождается от фатального лимита и становится пространством неограниченного развития, самосовершенствования и накопления смысла.

Во-вторых, бессмертие может сопровождаться преодолением ресурсной зависимости, если технологический прогресс приведёт к переходу на постдефицитные формы экономики: синтетическую энергетику, автоматизацию, замкнутые циклы производства. При этом исчезает основа эксплуатации — нехватка ресурсов. Где нет дефицита и страха, там и нет механизмов угнетения и насилия.

Россия как цивилизация Воскресения

Россия как особый тип цивилизации восприняла идею Голгофы не отвлечённо, а экзистенциально и исторически конкретно — как глубинную онтологическую структуру своего бытия. В русской культуре крестная жертва Христа — не просто сюжет вероучения, но смысловая матрица всей народной и государственной судьбы. Через образ «смертию смерть поправ» оформляется не отрицание страдания, а его преодоление и освящение, переход через гибель к воскресению.

Россия не раз стояла на краю исторической смерти — под Ордой, под Наполеоном, в годы революции, в огне Великой Отечественной вой­ны. Но каждый раз, пройдя через историческую Голгофу, она обретала силы для возрождения, как бы подтверждая архетип: через смерть — к жизни, через распятие — к воскресению. Огромное количество жертв, принесённых на алтарь Победы, особенно в XX веке, воспринимается не только как цена, но как освящённая сила, преобразующая само понятие смерти. В этом глубинном историко-культурном опыте победа над смертью — не фантазия и не утопия, а реальность, опирающаяся на память, веру и жертву.

Именно этот глубинный историко-культурный опыт России — опыт жертвенности, воскресения и победы над смертью — предопределяет её уникальную способность выдвинуть идею бессмертия как формы коллективного спасения, а не индивидуалистического прорыва или спасения, уходящего от мира. В российской традиции бессмертие мыслится не как удел избранных, как в западных моделях трансгуманизма или элитарного иммортализма, и не как отказ от земного в пользу отрешённого покоя, как в ряде восточных религиозно-философских систем. Российская идея — это бессмертие как всенародное делание, как общий подвиг, направленный на преображение мира и восстановление полноты жизни для всех, включая умерших.

В этом смысле бессмертие не замыкается на индивиде, а раскрывается как солидарная задача человечества, и прежде всего — народа, прошедшего Голгофу истории.

Россия может предложить антропологический проект, в котором бессмертие соотнесено с нравственным и историческим призванием, а не с биологическим эгоизмом или метафизическим бегством. Это — бессмертие соборное, деятельное, преодолевающее не только смерть, но и распад человеческих связей.

Коды вечности и коды смерти

В сакральной географии традиционных культур стороны света несут не только пространственные, но и символические значения, отражающие ключевые этапы жизненного цикла и метафизические состояния бытия. Восток ассоциируется с началом, рождением, восходом, с приходом света и жизни. Юг — зона тепла, страсти, но и разложения, символ гниения, истощения плоти, упадка форм. Запад — это угасание, смерть, исход, туда уходит солнце, туда направляется душа после земного пути. В сакральной картине мира Запад не только завершает путь жизни, но и несёт смерть, становясь символом исчерпанности, отрыва от начала, распада связи с истоком. И это в реальной истории западной цивилизации находит непосредственное подтверждение. Напротив, Север — это пространство холода, покоя, чистоты, неподвижности, в котором замирает время и утверждается вечность.

В этой сакральной картографии Россия предстаёт как цивилизация Севера, как носитель архетипа вечности и бессмертия. Не случайно русская духовная традиция с её устремлением к преодолению смерти, идее преображённого тела и всеобщего воскресения формируется в северном ландшафте, в условиях борьбы с суровой природой, в опыте перенесённых бедствий и возрождений. В отличие от цивилизаций Запада, устремлённых к овладению миром, но несущих за собой линию смерти, исчерпанности и разрыва, или Востока, склонного к растворению личности, Россия выдвигает особую антропологическую парадигму — вечности через преображение, бессмертия не индивидуального, а соборного, выстраданного, искупительного, устремлённого к воскрешению. И именно Россия как «Северное царство» несёт в себе потенциал выдвижения мессианской идеи бессмертия как мировоззренческого и исторического проекта.

Россия, побеждающая смерть

Никогда ранее в мировой истории идея бессмертия не выдвигалась на уровне высшего государственного руководства как предмет политической и цивилизационной повестки. Даже в эпохи научных утопий и идеологических проектов XX века — от социализма до либеральной глобализации — преодоление смерти оставалось либо сферой метафизических размышлений, либо прерогативой научной фантастики. И именно Россия первой обозначила эту идею в государственном дискурсе. В 2025 году президент Владимир Путин в разговоре с писателем Александром Прохановым, который предложил включить в повестку идею «бессмертия как государственного проекта», не отверг её, а поддержал и зафиксировал как достойную обсуждения и развития. Тем самым была открыта новая смысловая и идеологическая перспектива, в которой бессмертие перестаёт быть абстрактной мечтой и становится цивилизационной задачей.

Выдвижение Россией проекта бессмертия открывает многослойные возможности, затрагивающие ключевые сферы её исторического бытия и будущего. Во-первых, это акт цивилизационного самоопределения. В мире, потерявшем метафизические ориентиры, Россия предлагает собственный антропологический идеал — человека не как носителя потребностей, а как образ духа, труда и преодоления. Бессмертие в этом контексте — не привилегия богатых, а соборная цель преображённого человечества, восходящая к традиции Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского, к идее воскрешения и воскресения как дела всеобщего спасения.

Во-вторых, проект бессмертия представляет собой геополитическую альтернативу западному трансгуманизму. В то время как на Западе вечная жизнь мыслится как удел элит и как технологически продлённый эгоизм, Россия может выдвинуть образ бессмертия как всенародного и всечеловеческого предназначения. Это идея, под знаменем которой реально может пойти человечество.

В-третьих, это инструмент внутренней идеологической мобилизации. Подобно тому, как в советское время идеей-мотором стал космос, сегодня бессмертие может стать новым мобилизующим смыслом — вызовом поколению, обществу, науке. Это даёт образ будущего, выходящий за рамки материального комфорта и конформистского бытия.

В-четвёртых, проект открывает перспективу научного и технологического рывка. Развитие высоких технологий может быть объединено под единой миссией, способной вдохновить интеллектуальные элиты и молодых учёных.

В-пятых, бессмертие позволяет переосмыслить исторический подвиг России, особенно в контексте Великой Победы. Смерть миллионов на полях войны — не конец, а начало новой борьбы, борьбы уже не только за территорию, но и за преодоление самой смерти как силы разрушения. Победа над смертью — логическое продолжение Победы 1945 года.

В-шестых, это возвращение метафизики в политику. В условиях мирового упрощения и торжества краткосрочных выгод Россия вновь говорит о высших смыслах — о преображении, воскрешении, вечности. Это восстанавливает онтологический горизонт, в котором государство — не обслуживающий аппарат, а инструмент осуществления судьбы народа.

Таким образом, выдвижение проекта бессмертия — это не бегство в утопию, а возвращение к великому замыслу, в котором Россия предстаёт как цивилизация, бросившая вызов смерти и готовая предложить миру путь Воскресения.

ИсточникЗавтра
Вардан Багдасарян
Багдасарян Вардан Эрнестович (р. 1971) — российский историк и политолог, доктор исторических наук, декан факультета истории, политологии и права Московского Государственного Областного Университета (МГОУ), профессор кафедры Государственной политики МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель регионального отделения Российского общества «Знание» Московской области, руководитель научной школы «Ценностных оснований общественных процессов» (аксиологии). Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...