31 октября на совещании в Астрахани, посвящённом проблемам Каспийского региона, президент Российской Федерации сообщил о подготовке нового закона — Закона о российской нации.

Эти путинские слова вызывали бурную общественную реакцию, множество оценок «за» и «против». Между тем, насущность такого закона очевидна. Этот закон, по-видимому, не будет содержать в себе уголовных статей и уложений, а будет иметь декларативную форму. Такой закон соответствует нынешнему уровню государственного развития. Сегодняшняя Россия — это сумма народов, культур, языков, верований, охваченных единой границей, существующих в едином экономическом и культурном пространстве. Это пространство — остаток другого, более грандиозного и великого, именуемого Советским Союзом, где была сформулирована концепция советского народа. Эта концепция, охватившая все народы Советского Союза, основывалась на общности территории, идеологии, общности исторической судьбы и деяний, связанных с преобразованием родины. Однако концепция советского народа не выдержала испытания перестройкой и была разгромлена.

Сегодня мы повторяем тот опыт. Он должен сформулировать идею сегодняшнего державного многонационального российского государства, которое наряду с существованием множества народов несёт в себе нечто наднациональное, общее и грандиозное, симфонически организующее жизнь и развитие всех находящихся в России народов. Эта установка должна сказать каждому из народов, что он драгоценен, что в нём есть неповторимые черты, важные всему государству, что в нашем народе нет национальных меньшинств и неполноценных народов, а каждый народ значителен, велик, поддерживает тот свод неба, под которым живёт, и несёт ответственность за существование всей державы. Что каждый российский народ является державообразующим, и смысл существования каждого из народов в том, чтобы, развиваясь, совершенствуясь, идя своим историческим путём, вливаться в историю России и российского государства, идти одновременно с развитием государства в целом.

Этому процессу есть противодействия, есть и опасения. Потому что постоянно продолжаются обособления народов. Эти народы, стремясь сформировать свою суверенность, свою идентичность, в 90-е годы, не чувствуя этого общероссийского интеграла, привели Россию на грань распада, о чём свидетельствуют кавказские войны, суверенитеты, те суверенитеты, которые захватывались в Татарстане, Башкирии и других регионах.

Особенно опасны сегодняшние тенденции, связанные с вымыванием русских из национальных республик. Русские почти полностью покинули ряд кавказских субъектов, русские уходят из Якутии, из Татарстана. Это негативно сказывается не только на экономической ситуации данных регионов, но и приводит к отчуждению этих регионов от всей России в целом. И я полагаю, что закон должен отметить этот момент и найти пути его преодоления, а именно: быть может, в самом законе или подзаконных актах должно быть сказано, что русским необходимо оставаться в системе управления региональных республик, что русские элиты должны присутствовать в национальных субъектах наряду с элитами национальными, так же, как национальные элиты перемещаются из своих регионов в центр и участвуют в общем федеральном управлении.

Этот закон, повторяю, соответствует уровню развития государства Российского и противопоставлен идее национального государства, ради которого был разрушен Советский Союз и которое проповедовалось при Ельцине. Национальное государство, заявил Путин в одной из своих статей, не состоялось. А противоположностью национальному государству является государство державное или, говоря языком старомодным, имперское, что отражает великую российскую традицию.

Источник

Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...