В нашем обществе распространено мнение, что история представляет собой знание фактов прошлого. Это не только неточное, но в корне ложное определение. Здесь дело не в знании, не в фактах и не в прошлом. Дело вообще в другом.
Человек живет во времени. И человек живет в процессе мышления. Мысль и время тесно связаны между собой, неразрывно переплетены друг с другом. Мысль и время неотделимы. Все логическое мышление и всякое мышление вообще обязательно строится вдоль оси – от начала к концу, от посылки к заключению. Поэтому любое умозаключение, любое размышление – это маленькая история, где есть завязка, процесс и разрешение, финал, результат. И главное – есть смысл. Мышление не может быть бессмысленным.
Так вот история – и история цивилизации, религии, страны, народа или отдельной личности – это, прежде всего, смыслы. Не факты, не прошлое, не знание – именно смыслы. Если мы знаем какой-то факт, смысл которого нам абсолютно непонятен, это не имеет ни малейшего отношения к истории. История начинается там, где начинается смысл. В конечном счете всякая история – как действительная, так и воображаемая, – это история мысли, это сама мысль, это свидетельство человеческого бытия. Ведь бытие человека исторично – в той мере, конечно, в какой оно осмыслено.
Прошлое – это только часть истории. Оно необходимо нам как посылка, как начало, как заданность базовых параметров, как предопределенный вектор. С прошлого начинается мышление. Более того, прошлое становится историческим прошлым только в том случае, если мы понимаем его смысл. Бессмысленное прошлое вообще ни для чего не нужно – это ничто. А осмысление прошлого необходимо не само по себе, а для того, чтобы правильно мыслить в настоящем. Более того, прошлое должно быть осмыслено, чтобы и настоящее, и будущее также имели смысл. Оказавшись в мире без прошлого, без начала, без истока, мы не будем знать, ни кто мы, ни куда нам идти. Нас просто не будет – будет бессмысленный квант иррационального присутствия, а не человек.
Но когда прошлое обретает смысл, тогда мы знаем: мы народ, мы культура, мы цивилизация, мы церковь, мы государство. Историческое прошлое объясняет нам нас самих. Благодаря ему мы обретаем полноценное бытие – историческое бытие. И это бытие в настоящем. Если мы знаем, кто мы, то мы знаем, что делать, куда идти, и главное – как быть. Ведь «быть» важнее, чем делать или идти. Но для человека «быть» – совсем не то же самое, что «быть» для животного или для камня. Человек не может быть, не мысля, не думая о бытии. Поэтому само бытие наше исторично.
А раз так, то история включает в себя настоящее время. История – это сегодня. Но сегодня имеет смысл только в том случае, если есть вчера. Силлогизм можно решать, только зная посылку. В настоящем мы решаем силлогизм – мы мыслим, но опорой для нас выступает начало – наши истоки, наша идентичность.
И наконец, история включает в себя будущее. Будущее созидается в настоящем с опорой на прошлое. В прошлом задан вектор, в настоящем он продлевается или останавливается, подчас отклоняется в сторону, сбивается с курса – все зависит от того, какое оно, настоящее. На самом ли деле оно настоящее или оно подложное, поддельное. История направлена в будущее – там ее цель, заданная в прошлом. Поэтому будущее тоже с необходимостью исторично. Там мы получим разрешение, заключение, результат: правильно ли мы делали, туда ли шли, и самое главное – были ли мы на самом деле, или нам только это казалось…
История – это сразу все три модальности времени – прошлое, настоящее и будущее в неразрывном смысловом единстве. Поэтому у будущего также есть своя история, и пишется она не только тогда, когда будущее настанет и превратится в прошлое – история будущего пишется уже сейчас, а ее главные смыслы были написаны в прошлом, когда все начиналось: народ, культура, страна, церковь. Когда начинались мы. На этом основаны пророчества, предвидения и в конце концов волевые проекты и планы. Все это – история будущего, и она не менее важна, чем история настоящего или прошлого. Все неразделимо связано. Tout se tient. Все три времени. Только все вместе они есть история.
История должна быть главной целью образования, воспитания, обучения. Через историю мы постигаем все: мысль, культуру, традицию, идентичность. История больше, чем профессия, история – это мы сами, это наша судьба.