3 декабря в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова состоялось заседание комитета по культуре Всемирного русского народного собора. Посвящено оно было судьбе русского реалистического театра. Фактически речь шла о ситуации, сложившейся во МХАТ им. Горького. Большинство участников поддержали ту часть коллектива, которая выступает за возвращение президенту Татьяне Дорониной полномочий, позволяющих участвовать в управлении театром. Известный писатель, председатель Национальной ассоциации драматургов России Юрий Поляков, принимавший участие в мероприятии, изложил «Культуре» свою точку зрения на конфликт.
— Как так вышло, что проблемы МХАТ им. Горького обсуждают на заседании Всемирного русского народного собора?
— Я участвую в съездах Всемирного собора с его основания и могу утверждать, что ВРНС традиционно обращается к самым актуальным вопросам жизни Отечества и Русского мира. Такой вектор задает патриарх. А театр традиционно имеет огромное влияние на наше общество, и, если влияние становится тлетворным, это угрожает не только нравственному здоровью, но и нашей национальной безопасности.
— Как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию с доронинским театром?
— Вы невольно назвали МХАТ имени Горького «доронинским». И не оговорились, так оно и есть, хотя ситуация сложилась там странная. Президент МХАТ Татьяна Васильевна Доронина, оскорбленная нарочитым небрежением со стороны «новой команды», почти год не появляется в театре, которым руководила тридцать лет. С ней не согласовываются пьесы, принятые к постановке. Она не участвует в обсуждении готовности спектакля к премьере. Без консультаций с ней снимаются из репертуара любимые зрителем спектакли. Ведущие актеры, выразившие несогласие с такой «преемственностью», стали фактически изгоями, им запрещают играть… Разве это нормально? Я сотрудничаю с МХАТом 20 лет, здесь поставлены пять моих пьес, и мне больно на все это смотреть. Не сомневаюсь, вина целиком на «кризисных менеджерах» Боякове и Прилепине, они должны были выстроить отношения с великой актрисой, как подобает. Обязаны! Покойная Людмила Вербицкая до последнего момента была влиятельным президентом СПбГУ. Президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова остается ключевой фигурой этого музея. Значит, можно, если есть желание и такт?
— Про конфликт вокруг МХАТа часто говорят так: «патриоты» демонтируют «патриотический» же театр. Парадокс…
— Знаете, «младореформаторы», десантированные во МХАТ, — «православные русские патриоты» с весьма скромным стажем. «Обращение» того же Боякова, по-моему, носит прагматический характер, на самом деле он остался тем же «куратором» «Золотой маски» и делает из МХАТа циклопическую «Практику» с ее неизбывной идеей разрушения традиционного русского театра. Возникает вопрос: если «партия и правительство», как выразилась госпожа Бравицкая, решили создать «русский православно-патриотический кластер», то почему они выбрали для этого не какой-нибудь провальный «Электротеатр», а успешный, самый русский, патриотичный и православный театр Дорониной? Загадка…
— Кто-то из выступающих сказал, что МХАТ им. Горького на тридцать лет «законсервировал» театр. Как соблюсти баланс между развитием и сохранением традиции?
— Не «законсервировал», а сохранил, и в этом огромная заслуга Дорониной. В любой культуре должны быть нормативные, канонические театры, сберегающие традицию, именно они тот «нулевой меридиан», от которого идет отсчет новизны. Без нормы театр лишается своей воспитательной функции. Если Гамлет с самого начала транссексуал, зрителю, особенно молодому, наплевать на его «быть или не быть». Разрушить нормативный театр можно, а восстановить очень трудно. «Ах, во МХАТе теперь читают стихи!» В ЦДЛ тоже читают. И что?
— Какой выход Вы видите для доронинского театра и для русского реалистического театра?
— По поводу всего реалистического театра надо говорить отдельно. А в случае с МХАТ имени Горького выход единственный — Татьяна Доронина должна стать хотя бы полномочным президентом театра, возглавляющим авторитетный художественный совет. Да и помощники ей нужны другие, понимающие свое место.
— Вы положительно оценили предложение ввести худсоветы в государственных театрах.
— Художественные советы — это наш традиционный культурный институт. Лично мне в моей довольно долгой творческой жизни художественные советы очень помогли. Кстати, в доронинском МХАТе худсовет был и серьезно влиял на ситуацию.
— Однако я разговаривала с некоторыми режиссерами, и ни один эту идею не поддержал. Как Вы думаете, будет ли она реализована?
— Потому что худруков приучили считать себя диктаторами, а они всего лишь лидеры творческих коллективов. Но для реального лидерства необходим талант. Если таланта маловато, начинаются диктаторские замашки. Чужого мнения боятся, когда в своем не уверены. У президента Путина, к слову, несколько советов, в одном из них — по культуре — я заседал 14 лет. И Владимир Владимирович не стеснялся советоваться с нами, смертными…
— Многие воспринимают это как идею ввести цензуру…
— Слово «цензура» в нашей традиции имеет одиозное значение. Я бы говорил о механизмах ответственности деятелей культуры перед обществом.
— Нужна ли альтернативная концепция закона «О культуре», как здесь говорили, или достаточно существующей?
— Безусловно. Вариант, подготовленный командой Владимира Толстого, требует серьезной доработки, да и текст написан как-то не по-русски.
— Сегодня некоторые выступающие сетовали на то, что мало отечественных качественных пьес, кто-то отметил, что очень мало детских пьес. Может ли это положение улучшить Совет по современной драматургии при Минкульте, который Вы предложили создать?
— Крен в «новую драму» кончился тем, что современных русских пьес, способных удержаться в репертуаре, почти нет. Но моя идея создания такого Совета практической поддержки пока не нашла. Обходимся силами Национальной ассоциации драматургов (НАД), созданной при поддержке Министерства культуры.
— Расскажите, пожалуйста, о фестивале «Смотрины» и конкурсе «Автора — на сцену!». Какие задачи призваны решать эти мероприятия?
— С целью продвижения нормальной современной драматургии НАД и ООО «Театральный агент» учредили конкурс «Автора — на сцену!», 17 декабря состоится подведение итогов второго сезона. Десять авторов-победителей получат сертификаты на полмиллиона рублей каждый для постановки своих пьес. А «Смотрины» — мой авторский фестиваль, кстати, единственный в России фестиваль здравствующего драматурга. С 1 по 13 ноября в Москве театры из разных городов играли мои пьесы на сцене «Вишневого сада». Зрители принимали очень хорошо.
— Поздравляем с недавно прошедшим юбилеем: 12 ноября Вам исполнилось шестьдесят пять лет. Не поделитесь творческими планами?
— Спасибо. Заканчиваю новую пьесу. Называется — «В ожидании сердца». Мне кажется, современный российский театр тоже пребывает в ожидании сердца…