Американское издание U.S. News опубликовало рейтинг «самых могущественных» стран мира. Первую тройку самых могущественных стран мира составили США, Россия и Китай. В топ-5 также попали Германия и Великобритания. При оценке учитывались военные, дипломатические возможности, а также экономический потенциал претендентов.

Что любопытно, замыкают рейтинг, с наименьшим влиянием в мире Эстония, Латвия, Литва, Словения и Словакия. Как бы они ни пыжились, ни изображали из себя значимых участников мировой политики, но даже их нынешние хозяева американцы выше в рейтинге поставить их не смогли. Даже по блату. Объективность, видимо, ещё имеет для них какое-то значение.

Самое важное, на что стоит обратить внимание, так это на то, что главным критерием этого рейтинга является понятие могущество. Это геополитический термин. В геополитике могущество определяется как power, то есть, совокупность дипломатических, военных и лишь в третью очередь, экономических возможности государства. Таким образом, представленный  рейтинг, ни что иное, как табель геополитического могущества. И среди мировых могуществ Россия занимает 2-е место. Это абсолютно объективно, если оценивать ситуацию с геополитической точки зрения.

Американцы вообще мыслят очень геополитически. И как бы либеральные идеологи не умаляли значимость и влияние геополитики, американцы всегда исходят в первую очередь из геополитической логики. В США геополитику преподают во всех значимых учебных заведениях. Особенно там, где готовят силовиков.

Можно сколько угодно отмахиваться или не отмахиваться от геополитики, но они мыслят и, самое главное, действуют именно так – в оптике геополитического противостояния двух типов цивилизаций – морской и сухопутной. В их системе координат Америка №1 среди морских цивилизаций. Ей противостоит цивилизация №1 среди сухопутных цивилизаций – это Россия.

Что же касается Китая, то он вытянулся на третье место за счёт своего гипертрофированного экономического могущества и военного потенциала. Но с точки зрения именно геополитического критерия, то есть, исходя из категории power-могущества, – see power США и land power России – это и есть два основных игрока на мировой арене. Китай же классическая геополитика относит к береговой зоне – rimland. Современная геополитика, конечно, чуть сложнее, и оперирует понятием распределённого могущества, но это уже отдельная тема.

Теперь к аутсайдерам. Латвия, Эстония и Литва – это действительно очень значимые государства. Но в большой геополитической игре – Великой войне континентов – они играют роль некой старой калоши, которую кидают в своего противника, чтобы его подразнить. Это тоже очень важная функция – калоша летит, ударяет в лоб, противник в бешенстве, что может спровоцировать серьёзный конфликт двух мировых геополитических цивилизационных полюсов. А без калоши никак войну не начать. Поэтому в этом рейтинге каждый находится на своём месте. И Латвия, Литва и Эстония занимают там своё геополитическое место.

Могут ли лидеры этой тройки поменяться местами? Вот возьмёт Китай, и обойдёт нас в плане увеличения power, скажем, вырастет в сторону большей военной мощи? Конечно, исключить этого нельзя, и Китай вполне может обойти нас. Например, когда спровоцирует, бросив свою геополитическую калошу, а затем выиграет реальную войну. Например, военным образом вернёт Тайвань. Или же каким-то образом осуществит экспансию на Юг, допустим, в Австралию, установит геополитический контроль над Австралийским континентом. Или осуществит ещё какой-то геополитический выход, который изменит картину мира. Почему бы не начать процесс стремительного формирования Азиатско-Тихоокеанского геополитического блока, перехватив контроль со стороны США над Японией? Всё это, безусловно, чисто гипотетические варианты, но именно так и формируется геополитическое могущество.

Иными словами, чтобы нарастить power, Китай должен продемонстрировать возможность действовать. Именно действие power. Не потенциал могущества, не военный потенциал, а реальные геополитические возможности в действии, приводящие к приросту военного, политического и геополитического влияния Китая в мире.

Вы скажете, что это даст Америке повод обвинить Китай в агрессивных планах. Да это пожалуйста, сколько угодно. В этом суть противостояния и вытекающего из него могущества. Вся диалектика сосуществования России и Запада выстраивается на взаимных обвинениях, причём мы меньше обвиняем, больше воюем и побеждаем, они больше обвиняют, меньше побеждают, но именно так формируется геополитический субъект: когда он участвует в великой войне континентов, в геополитической битве континентов за power, за могущество, за влияние.

ИсточникЗавтра
Валерий Коровин
Коровин Валерий Михайлович (р. 1977) — российский политолог, общественный деятель. Директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ, член Евразийского комитета, заместитель руководителя Международного Евразийского движения, главный редактор Информационно-аналитического портала «Евразия» (http://evrazia.org). Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...