Руслан Смоленский — ровно такой же, как Ондржей Коларж. Зачем этот скандал нужен был «тарусскому Коларжу» — это отдельный вопрос. Судя потому, что он заявил о намерении стать «центром формирования новых смыслов» — главной его целью и было оказаться в центре внимания.

Выходец из Литвы, он в юношеском возрасте в 1991 году оказался в России — но, очевидно, что-то из литовского отношения того времени к Советскому Союзу  в себя впитал. В 1990-е годы закончил Обнинский институт атомной энергетики, но не по титульной специальности физика-атомщика, а по специальности то ли психолога, то ли пиарщика. И работал в различных структурах менеджерско-бюрократического толка в Калужской области, пока в 2011 году его вынесло с муниципального уровня на областной, и он даже оказался вице-губернатором при Анатолии Артамонове.

Правда, хотя статус вице-губернатора он до 2019 года сохранял, — но в прописанном функционале никак не удерживался и его приходилось перебрасывать с одного направления на другое: то он отвечал за молодежную политику, то за социальные вопросы, то за культуру, то за религию…

Влияние и значимость его стали сильно падать уже к 2016 году и Артамонов стал постепенно отдалять его от себя. К 2019 году он был уволен и отправлен, как считали, в ссылку, на муниципальный уровень, в Тарусу. Портал «Калужские новости» про нового врио главы Тарусского района писал так: «Один из вечных замов губернатора Калужской области Русла Смоленский в этом году сильно сдал. Справедливости ради надо заметить, что спускаться чиновник начал еще в прошлом году. Тогда падение Смоленского относительно 2016 года составило 8 пунктов. В этом году он опустился с 28 на 60 место.

Эксперты отмечают, что Смоленский сильно отдалился от первого лица региона. Он было взялся замещать его в отрасли связанной с безопасностью, но особенных успехов не достиг. … «Губернатор оставил Смоленскому только казачество и православие». Одно из самых значительных падений года».

После чего его и отправили в  Тарусу, где особых успехов тоже не наблюдалось и избавиться от приставки «врио» «тарусский Коларж» не мог полтора года. Пока не продавил через депутатов свою антисоветизаторскую инициативу. И, что интересно, продавал он ее 21 октября, а 22 октября был, наконец, утвержден в должности главы администрации. Так что, возможно, даже не он был ее реальным автором — и лишь расплатился ею собственное утверждение.

Конечно, понятно, что Смоленскому очень нужно было напомнить о себе. Тем более сейчас, когда «Единая Россия»  начинает работу по формированию своих списков перед будущими парламентскими выборами — и впереди проводимые ей праймериз. И Смоленскому, в его тарусской ссылке, очень нужно было повысить свою значимость.

Но это означает и то, что ничем кроме подобного скандала он доказать своей партии, что он ей нужен — не мог. С одной стороны, не мог предъявить реальных результатов работы.  С другой стороны, не понимал, что ее, саму эту партию может заинтересовать, — во многом и потому, что она сама не знает ни своих целей, ни абриса образов того будущего,  которому она зовет. С третьей стороны — Смоленский же, по сути, человек без серьезного базового образования — менеджер, если чему-то и учился, то «управлению персоналом».

После окончания Института, за 12 лет до повышения до уровня вице-губернатора — сменил  до десятка мест работы, дольше всего пробыв в 2005-10 гг. главой администрации Мещовского района Калужской области. Откуда с понижением был переведен заместителем главы администрации Козельского района, где проработал менее шести месяцев, а в январе 2011 стал заместителем начальника управления делами мэра Калуги.

Переводился с места на место — а с единственного места, где продержался долго — был переведен с существенным понижением…

Не хватало образования — не хватало фантазии. Правда — в 2011 году окончил еще и РГГУ, с присущим тому либерально-антисоветским уклоном, да еще — по специальности «муниципальное управление» — то есть тоже сугубо прикладной без фундаментальных знаний в какой-либо дисциплине. А поскольку службу не оставлял — то понятно, что учился заочно. С вытекающими последствиями.

Но чему-то научился: стилю скандального эпатажа Юрия Афанасьева.

И раз, как писали СМИ, Таруса была для него явной ссылкой, подводящей итог его не особенно удачному пребыванию на областном уровне, а возраст постепенно приближался к полувековому юбилею — ему нужен был шум и скандал, который и мог бы вернуть ему потерянное и, возможно, поставить в фокус общественного внимания.

Его вандализм, конечно, найдет почитателей — на антисоветско-монархическом фланге общества, в каком ни будь Фонде «Возрождение» или на телеканале «Царь-град», среди мечтающих о возвращении на столетия назад: даже не в мир «Великой России» Столыпина, а в мир «Святой Руси» его ультраправых оппонентов.

Только, вообще-то, он антиконституционен. Потому, что противоречит принятым конституционным положениям о преемственности современной РФ по отношению к СССР (статья 67-1). И теперь встает вопрос: подлежат она исполнению — или нет. И как в РФ должно караться действие, противоречащее вновь принятым поправкам в Конституцию…

Но и кроме этого. В стране сформировался и еще существует так называемый «крымский консенсус», который объединял сторонников национального суверенитета, практически большую часть которого в обществе которого составляли сторонники именно «советского наследия».

«Тарусский эксцесс» по факту является надругательством над памятью и символикой этой части общества. Руслан Смоленский на сегодня представляет власть и государство. Следует ли из этого, что власть и государство перешли к политике разрыва с этой частью общества, надругательства над его памятью — или они сочли, что Крым — достаточная компенсация, которая обеспечит терпение по отношению к себе «просоветского сектора»…

И не является ли выходка «тарусского Колларжа» некой пробой пера перед официальной волной десоветизации, массовых переименований и следующего этапа переписывания истории…

Да, эта часть общества достаточно пассивна и обладает известными возрастными характеристиками. Но ведь волна давления и надругательств так или иначе будет выкристаллизовывать в ней точки Сопротивления… Выкристаллизовывать и радикализовывать. И подводить к выводу, что для сохранения своих ценностей и своей символики — нужны не методы работы КП РФ, — а совсем другие…..

Ведь с точки зрения тех, кто ощущает свою сущностную связь с советским этапом истории, подобные Смоленскому — такие же оккупанты, как уничтожавшиеся Николаем Кузнецовым гитлеровские наместники.

Но есть и еще один важный момент. «Тарусский Колларж» заявляет претензию на формирование новых национальных смыслов. Тогда смыслы, которые предлагают он и ему подобные — это образы прошлого вместо образов будущего. И других — ни он, ни подобные ему — дать не могут. И единственное, что предлагают — обрушение страны в дореволюционную архаику? Будущее, как забытое прошлое… Не случайно в последние годы работы в Правительстве области, единственное, чем ему доверяли заниматься — это были церковь и казачество.

Возможно — на их поддержку или обещания поддержки он и рассчитывал, устраивая свою обскурантистскую акцию.

Но важно и другое: то, что значимые политические силы, и сегменты власти постоянно обращаются либо к церковному стилю, либо к дореволюционной символике,  и постоянно проклинают российскую революция, мечтая о неком эрзац-восстановлении образов архаичного прошлого — шаг за шагом и последовательно доказывает, что других образов у них для страны нет. И на вопрос о том, какой Россия должна быть в будущем — у них есть лишь ответ из далекого прошлого.

То есть — никакого новой эпохи и нового мира, никакого целеполагания целеполагания будущего они предложить не могут.

И хотя страной правят они — и они претендуют на то, чтобы  направлять ее движение вперед — куда страну вести они не знают. И если даже пытаются что-то сформулировать, то ничего, кроме: «В церковь, на молитву!», — они предложить не могут.

ИсточникКМ
Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...