В ночь на 29 декабря ОМОН и Росгвардия взяли штурмом Среднеуральский женский монастырь, задержав и этапировав в Москву бывшего схиигумена Сергия (Романова). 30 декабря Басманный суд Москвы принял решение о его заключении под стражу до 28 февраля 2021 года.

В отношении опального священника возбуждено уголовное дело по статье 110.1 («Склонение к самоубийству»), сообщает ТАСС. Кроме того, предъявлены обвинения по ст.148 (“Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий”), 330 (“Самоуправство”).

Почему к конфликту между о.Сергием и РПЦ присоединились светские власти? Кто виноват в его эскалации? Возможно ли его погасить? Каковы его последствия для Церкви и общества в целом?

На эти и другие вопросы в ходе интервью отвечает президент фонда «Русский предприниматель», эксперт РНК Сергей Писарев.

– Сергей Владимирович, конфликт между о.Сергием (Романовым) и Русской Православной Церковью (РПЦ) многие уже называют новым расколом. Почему он набирает всё новые обороты? Кому выгодно это непримиримое противостояние?

– Против о.Сергия в последние месяцы развернута настоящая информационная война. Даже руководители патриотических движений, известные православные эксперты, в том числе сектовед РПЦ Александр Дворкин и религиовед Андрей Ткачев, обвиняют о.Сергия, как говорится, во всех смертных грехах. Что он – бывший разбойник и убийца, который незаконно получил сан священника. Выступает против РПЦ и светской власти. Призывает к самоубийствам. Причастен к сексуальным домогательствам по отношению к детям. Сектант-царебожник, раскольник, ковид-диссидент и т. д. и т. п.

У меня возникает встречный вопрос: а если бы о.Сергий в своих проповедях (часто с очень неоднозначным содержанием) не критиковал церковноначалие и власть, то были бы к нему претензии со стороны руководства РПЦ и светской власти? Скорее всего – нет.  Пока о.Сергий строил монастыри и, что называется, «не лез в политику», его биография и его прошлое были общеизвестны и вполне «каноничны». Сектоведы, религоведы, православные эксперты и богословы, по понятным причинам, эту тему не поднимали.

 – Почему православные патриоты и эксперты не поднимали этих обвинений раньше?

– Одно из двух: или же они за последний год подтянули свои знания в сектоведении и религоведении, или же услышали (почувствовали) команду: «фас» («теперь можно»). Я знаком с батюшкой, несмотря на глубокое к нему уважение, даже для меня многие его высказывания непонятны и неприемлемы. Но, обвиняя схиигумена РПЦ в том, что он – лжесвященник, гипнотезер, убийца и чуть ли не педофил, призывающий детей к самоубийству, те, кто это говорит, разве не наносят разрушительный удар по самой РПЦ? Не становятся невольно «рядовыми бойцами» Бжезиинского, заявившего, что после развала СССР у Запада остался только один враг – Русская Православная Церковь? Я уже не говорю о том, что подобные неоднозначные обвинения только укрепляют веру в правоте о.Сергия его и без того многочисленных сторонников и защитников.

 – И тем не менее, что же такого крамольного провозглашает опальный священнослужитель?

– В своих проповедях он обвиняет руководство РПЦ, в том числе Патриарха Кирилла в закрытии церквей в период пандемии, «коронабесия», в грехе экуменизма, контактах и сближении с Римско-католической церковью. К Президенту у него звучали претензии в связи с тем, что он якобы предает интересы России. На этих основаниях он называл антихристами и Патриарха Кирилла, и Президента Путина, что, на мой взгляд, очевидный и грубый перебор.

Его требования о том, чтобы и Патриарх, и Президент приехали к нему с покаянием во грехах, причем в трехдневный срок («…а иначе Россию в целом постигнут кары небесные») выглядят, в лучшем случае, как предельная политическая наивность, в худшем – как провокация, с элементами мазохизма и непомерной гордыни. Для людей, знающих о.Сергия (по крайне мере для меня и тех, кого я знаю) всё это крайне непонятно, необъяснимо и не похоже на прежнего о.Сергия.

Были высказывания, которые, при желании, можно отнести к «антисемистским», «разжигающим межнациональную рознь»: захват власти в России жидомасонами и т.п. Эта тема была поддержана и развита известным политическим деятелем с Украины – Эдуардом Ходосом. К слову, бывшим руководителем Еврейского Конгресса Украины.

– В чем сила проповедей о.Сергия? Как вы объясните его феномен?

– О.Сергий, безусловно, яркая, сильная личность, молитвенник и проповедник. Настоящих подвижников в современной Церкви немного. Именно благодаря духовному подвигу таких священников, как о.Сергий, Православие последние 25 лет переживает второе рождение.

С одной стороны, прихожан подкупает безоглядная смелость его обличений, он, что называется, режет правду-матку! С другой – ему явно не хватает политической грамотности, что иногда граничит с откровенной наивностью. Впрочем, для него как раз это совершенно естественно, поскольку «политикой он не интересуется», «телевизора не смотрит», живет в лесу, свои силы и время посвящает молитвам, жизни монастыря в широком смысле этого слова.

Именно его аскеза, дела и искреннее служение Богу делают его проповеди особенно сильными, привлекают в монастырь тысячи последователей. Когда человек глубоко и искренне верит, то становится пастырем по сути своей. А вот формальное, «не горячее и не холодное» служение Церкви отвращает потенциальных прихожан от Церкви, что, к сожалению, «еще встречается» и в современной РПЦ.

– Когда появились политические мотивы и обвинения в проповедях о.Сергия?

– Если судить по публикациям в СМИ, то по времени они совпали с пандемией коронавируса и частичным запретом на богослужения весной 2020 года. Примерно тогда же в ближнем окружении о.Сергия появился журналист Всеволод Могучев, который затем стал называть себя его пресс-секретарем. С его подачи проповеди о.Сергия начали широко тиражироваться через соцсети, прежде всего, YouTube. О.Сергий начал зачитывать тексты по бумаге и у многих сложилось впечатление, что он не сам их готовил. В лексиконе стали появляться не характерные для него обороты речи, которые он иногда с трудом проговаривал.

Невольно появляется мысль, что такого пресс-секретаря к о.Сергию мог “подвести” кто-то заинтересованный в этом конфликте. Может быть, имеет смысл разобраться, кто именно готовил эти тексты? И почему произошел такой резкий крен в политику и радикальные призывы? Прежде о.Сергий с огромным уважением относился к Президенту Путину, особенно после возвращения Крыма, и сам бывал на полуострове после 2014 года со специальной духовной миссией ( “Блаженны миротворцы” ).

– Что известно про новоявленного пресс-секретаря? 

– Ранее он работал на телеканале “Крик ТВ” и был далек от Православия, более того, в СМИ мелькали сообщения, что он является членом некой масонской ложи («Помощник опального отца Сергия оказался членом масонской ложи» ).  Недавно размещенный в YouTube видеоролик о задержали и избиении Могучева в отделении полиции – очень похож на симуляцию и отдает дешевым PR (youtube.com ). Интересно проследить дальнейшую судьбу Могучева, особенно, когда подтвердился постановочный характер этого ролика. Как может “рупор” бескомпромиссного схиигумена, его официальный представитель быть таким двуличным? Вполне возможно, что он с чьей-то подсказки воспользовался политической наивностью о.Сергия и спровоцировал его на радикальные высказывания. И теперь сможет монетизировать свою скандальную известность в соцсетях. Не говоря уже о его возможном небескорыстном участии во всей этой истории с самого начала. Так думают многие, кто следит за этой ситуацией.

Собрание масонов 2015 г. в Челябинске. URAL.KP.RU.   Человек, «похожий» на В.Могучева.

 – Насколько обоснованы обвинения в незаконности рукоположения в сан о.Сергия? По церковным канонам можно простить раскаявшегося разбойника и преступника, принять его как инока и монаха, но не как священника, пастыря…  

– Знакомство с Библией говорит о том, что среди последователей Христа, ставших апостолами, были люди с тяжелым прошлым. В частности, гражданин Рима Савл просто занимался преследованием первых христиан и был виновен в их мученической смерти. Но затем раскаялся, уверовал во Христа, стал его активным последователем, известным как апостол Павел. Или хрестоматийный пример князя Владимира, крестителя Руси. Будучи язычником он совершал кровавые грабительские походы, содержал сотни наложниц – но после покаяния и крещения Церковь приняла его, более того, признала равноапостольным. И, если я не ошибаюсь, апостолы по сути были первыми священниками и епископами новой Церкви.

Еще одно странное обвинение в адрес о.Сергия, что при общении со спонсорами он якобы использовал гипнотическое воздействие. Это прозвучало на «Вести ФМ» в программе В.Соловьева со стороны его православных гостей-экспертов. Даже неправославный Соловьев предложил им сначала разобраться в ситуации, а уж потом озвучивать на всю страну свои «бескомпромиссные выводы». Ничего не скажешь – мудрый человек, Владимир Соловьев. В конце концов деньги «из-под гипноза», все до копейки, пошли на строительство монастырей и помощь нуждающимся. Это общеизвестно.

– Была ли альтернатива непримиримости и взаимного неприятия о.Сергия и РПЦ? Возможно ли погасить конфликт и что нужно было для этого сделать? Церковь и Православие учит смирению гордыни и любви к ближнему, но в нашем случае этого не наблюдается …

 Прежде всего нужно понимать, что на сегодня «о.Сергий», – это не только бунтующий монах-одиночка, но еще, как минимум, три группы «участников» конфликта:

  1. Священники и сестры монастыря.
  2. Прихожане монастыря.
  3. Сторонники о.Сергия из других регионов РФ.

Ночной штурм женского монастыря крепкими парнями в камуфляже, масках, с дубинками и даже с автоматами – для этих людей, очевидно, останется в памяти, как один из самых тяжелых моментов в их жизни. На сегодня для них церковноначалие и власть и правда могут совпасть с понятием «антихриста», что не есть хорошо и для них (искренне верующих во Христа), и для РПЦ, и для общества в целом, а значит и лично для Патриарха и Президента. (Но для кого-то все это – очень даже хорошо…). Пока же события вокруг монастыря напоминают имущественный, а не идейно-религиозный конфликт (Екатеринбургская епархия осталась без денег).

Когда в России случается большая беда, Президент В.Путин приезжает туда и погружается в самую гущу человеческого горя, конфликта, проблемы, разбирается лично и всегда находит наилучший выход из ситуации. Конфликт с о.Сергием и его сторонниками для РПЦ – это, очевидно, общецерковная беда. Но никто из архиереев не стал встречаться и разговаривать с «заблудшими» священниками, сестрами, прихожанами монастыря, сторонниками о.Сергия. Митрополит Кирилл в итоге лишь сподобился написать «открытое письмо»; при новом митрополите Евгении, похоронив надежды всех, кто надеялся на мирное решение конфликта, в монастыре появились ОМОН и бойцы Росгвардии («Захват с камер Среднеуральского женского монастыря силовиками: как все было на самом деле» ). Может юридически и политически это решение безукоризненно правильное, но монастырь – это ведь не только «здания, сооружения» и о.Сергий!

– Если священник, и тем более архиерей, не готов выйти к своей пастве и вступить с ними в дискуссию, то какова его квалификация как священника? Имеет ли он моральное право на это звание?

– Вопрос риторический и не мне об этом судить. Огромная удача для РПЦ, если в ее лоне появляются сильные проповедники! Их надо лелеять и холить, всячески ограждая от примазавшихся проходимцев. Вместо этого РПЦ иногда действует, как светский бюрократический аппарат, для которого инициативы снизу и ростки живого пастырского служения – прямая угроза сонному благополучию чиновников от Церкви. Хотя и среди «сильных проповедников» встречаются личности талантливые, но неоднозначные, взять того же Андрея Кураева. Так что и церковноначалие можно понять. В подобных ситуациях им тоже не просто. Но, как говорится: «Кто говорил, что будет легко?».

– Совершенно непонятно, почему понадобилось задержание о.Сергия проводить так нарочито грубо?

 – Действительно, несколько автобусов с омоновцами в полном боевом облачении подъехали к монастырю ночью. Зачем против монахинь и их духовника-старца – ночью и оружно? Как будто о.Сергий – это всесильный губернатор-коррупционер или главарь преступной группировки. Светская власть в данном случае продемонстрировала свое отношение к церковным разногласиям, как к чисто имущественному спору вокруг зданий монастырского комплекса – так считают сторонники опального схиигумена и многие из тех, кто следит за конфликтом.

Лично мне самому причина ареста о.Сергия так же до конца непонятна. В официальные версии многим верится с трудом. Призыв: «Кто готов умереть за Родину?» назвать «склонением к самоубийству», даже не знаю, как комментировать. Два других обвинения: «нарушение права на свободу совести и вероисповедания» и «самоуправство» – это, очевидно, внутрицерковные разногласия. Но представители РПЦ утверждают, что они никакого отношения к аресту о.Сергия не имеют. То есть вышеперечисленное – это повод, а настоящие причины?

Критика Президента В.Путина? Так его 24 часа в сутки кто только не критикует, и даже за деньги «Газпрома». Критика Патриарха Кирилла? Тоже не новость. «Мазать» Патриарха и РПЦ грязью – для очень многих, даже в России, – это «правило хорошего тона» в «хорошем обществе». Сомневаться в коронавирусе и критиковать антиковидные мероприятия? Неужели кто-то и вправду считает, что это делает только о.Сергий?

Остается (из того, что озвучено в СМИ) «антисемитизм» и обличение «жидомассонского заговора» в высших властных кругах РФ. Судя по приговорам суда в отношении Душенова и Платонова к этой теме государство относится предельно внимательно и строго. Но этого обвинения официально нет. Может быть пока?

Истинную причину знают те, кто принимал решение. Я могу лишь рассуждать и предполагать, но думаю, что со временем ясность и в этом вопросе появится.

– Кому стало лучше после, так сказать, «наведения порядка» в Среднеуральском женском монастыре? Кто выиграл от этого и кто проиграл?

– На мой взгляд, этот внутрицерковный конфликт мог быть разогрет искусственно. Он целенаправленно раздувался по разным каналам. Заинтересованы в нём антиправославные и антироссийские силы. Минувшим летом в монастырь прилетала Ксения Собчак, которая по итогам своего визита сделала явно заказную телепередачу о приходской школе, в которой якобы допускаются сексуальные домогательства. Характерно, что ранее она в трогательной заботе о детях, да еще и так далеко от Москвы, замечена не была. Это та самая Собчак, которая известна своими ультралиберальными и антирелигиозными взглядами. Чего стоят только ее издевательское облачение в православного священника или поездка в Церковь на венчание в катафалке. Тем не менее Екатеринбургская митрополия встретила ее, как партнера и союзника. После посещения Храма на Крови Ксения Анатольевна получила в дар икону Пресвятой Богородицы со словами: “Ксения, примите подарочек от уральских православных, чтобы у вас хорошее впечатление осталось“. Кто был заинтересован и кто организовал ее визит на Урал? И это лишь один из общеизвестных примеров того, что «либеральная общественность» РФ активно принимала участие в этом, казалось бы, сугубо внутрицерковном конфликте.

Ксения Собчак во время съемок скандального фильма в  Среднеуральском женском монастыре. Рядом с ней пресс-секретарь о.Сергия Всеволод Могучев. Скриншот с видео  youtube.com

Непомерно раздутый в СМИ, он очень напоминает ситуацию на Украине. В этой стране антироссийским силам в исторически короткий срок удалось натравить друг на друга две части одного народа, русского. В ситуации с о.Сергием раскол разворачивается внутри РПЦ. Налицо прямой ущерб РПЦ, Президенту, обществу в целом, а кукловоды-организаторы могут оставаться в тени и с удовольствием потирать руки. Если, конечно, они существуют. В чем собственно и предлагал разобраться В.Соловьев своим собеседникам и слушателям.

С учетом приближения разного рода избирательных событий, подобного рода конфликты явно на руку тем, кто не заинтересован в стабильности современного российского общества.

В заключение хочу попросить православных критиков о.Сергия: умерьте пыл! Найдите время и желание доброжелательно и детально разобраться в этом конфликте. В конце концов что-то из сказанного о.Сергием могло бы стать поводом для разбора и разрешения всем известных современных проблем внутри РПЦ. И без вас, желающих оттоптаться на РПЦ за счет этого конфликта, среди либералов и людей светских найдется предостаточно. Даже если о.Сергий не прав (или не во всём прав), ведь рядом с ним оказались сотни, если не тысячи, любящих Христа, искренних и верных патриотов России и Церкви.

ИсточникРоссия — Ноев ковчег
Сергей Писарев
Писарев Сергей Владимирович (р. 1960) — предприниматель и общественный деятель, президент Фонда «Русский предприниматель», член координационного совета общественного движения «Собор родителей России», постоянный член Изборского клуба. Подробнее...