В Японии заявили о необходимости блокады южных Курил для решения спора с Россией. Японский политолог, бывший дипломат Акио Каватао написал в своей статье в японском Newsweek о том, что следует заблокировать южные Курилы, чтобы побудить Россию интенсивнее заниматься проблемой островов. Впрочем, проблема существует только для Японии, но не для России.
«Журналистская правда» обсудила возможность блокады Курил со старшим научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений РАН, руководителем Европейского института демократии и сотрудничества Наталией Нарочницкой.
Подобное провокационное нагнетание поступает в сторону России с разных сторон. Санкции, протесты, различного рода давление идет по всей границе нашей территории. Но собака лает – караван идет.
Заявление, высказанное политологом, не имеет никакой опасности. Наша военная инфраструктура делает эту блокаду невозможной. Я уверена, что ни один здравомыслящий японский политик никогда на такое не пойдет. Так как это нарушение международного права. Япония с Россией находится в дипломатических отношениях. Существует международный закон о том, что территории нельзя блокировать, это приравнивается к агрессии и войне. Такие высказывания поступают для того, чтобы мы не расслаблялись.
Японская концепция 50-х годов
У нас многие пишут «Южные Курилы» – с большой буквы. Но я этого делать не советую. Так пишут только если есть официальное географическое название. Это как раз и есть японская концепция середины 50-х годов. Они утверждали, что якобы в Сан-Францисском договоре имелись в виду не все Курилы, что Шикотан и Хабомаи – это южные Курилы, и они не имелись ввиду. Такого нет, южные нужно указывать с маленькой буквы, как например, южное Подмосковье. Это обозначение указывает просто на то, что они находятся южнее других Курильских островов. Писать с большой буквы – значит признавать японскую концепцию. У нас журналисты повсеместно так пишут. Такого понятия нет, это единая географическая система, которая именуется как Курильские острова. Откройте британскую энциклопедию и там это будет так.
Позиция России в территориальном споре
Мы не отрицаем, что была декларация, в которой мы обещали передать территории в качестве акта доброй воли. То есть распорядиться своим, а не возвращать чужое, как они ставят этот вопрос. Последние годы Дмитрий Лавров заявлял, что Японии необходимо признать итоги Второй мировой войны, подтвердить свой отказ, который она подписала в Сан-Франциском договоре статье 2. (По условиям Сан-Францисского мирного договора, Япония признавала утрату своего суверенитета над Тайванем и Пескадорскими островами, Парасельскими островами и островами Спратли, над Кореей, отказалась от «всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года»). И только после этого можно рассуждать о дальнейших событиях.
Тем более, уже не все пункты декларации Япония может выполнить. Декларация – это протокол о намерениях, если сохраняются те же обстоятельства. Не сохранились уже те обстоятельства.
Есть бессрочные договоры о военном сотрудничестве Японии с Америкой. Если мы им что-то подарим, то это немедленно расширяет территории, на которой действуют американские военные базы. Не было конвенции по международному морскому праву и много другого. В любом случае, наша позиция мудрая. Мы не отрицаем, что была такая декларация, но мы понимаем, что Япония сама не может ее выполнить.
Заключение мирного договора
По моему мнению, совершенно необязательно заключать мирный договор. История знает, случаи, когда состояние войны прекращалось без мирного договора. Например, с гитлеровской Германией у нас был мирный договор? Состояние войны с германским Рейхом было прекращено односторонними актами держав-победительниц: конгрессом США, Англией и постановлением нашего Верховного Совета через год, после того как это сделали Америка и Англия. Этот факт не мешает нам развивать отношения с Германией.