5 марта 2021 года, на ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей китайского законодательного собрания объявлено, что 14-я пятилетка начинается в этом году.

Власти Китая представили проект экономического плана до конца 2025 года. В соответствии с документом, расходы на развитие технологий, таких как искусственный интеллект, будут расти как минимум на 7% ежегодно, что выше, чем в предыдущую пятилетку. Премьер-министр Китая Ли Кэцян заявил, что правительство поддержит венчурное финансирование стартапов и расширит налоговые льготы для предприятий, которые будут заниматься исследованиями и разработками.

14-й пятилетний план Китая направлен на передовые технологии и инновации. Ли Кэцян пообещал увеличить расходы правительства на фундаментальные исследования на 10,6% в этом году. В плане перечислены семь стратегических направлений, которые считаются важными для «национальной безопасности и общего развития».

1) Искусственный интеллект (ИИ)

Китай планирует сосредоточиться на разработке специализированных микросхем для приложений ИИ и разработке так называемых алгоритмов с открытым исходным кодом. Технология с открытым исходным кодом обычно разрабатывается одним лицом и лицензируется другими компаниями.

Также будет сделан упор на машинное обучение в таких областях, как принятие решений. Машинное обучение — это разработка программ ИИ, обученных на огромных объемах данных. Программа «учится» по мере поступления большего количества данных.

В последние несколько лет ИИ был ключевой сферой деятельности китайских компаний и центрального правительства. Крупные компании, такие как Alibaba и Baidu, инвестируют в эту технологию.

Китай и США соревнуются за доминирование ИИ. Группа экспертов под председательством бывшего генерального директора Google Эрика Шмидта заявили, что Китай вскоре может заменить США в качестве мировой «сверхдержавы в области искусственного интеллекта».

Согласно отчету Стэнфордского университета, Китай недавно обогнал США по количеству цитирований в журналах об искусственном интеллекте (ИИ).

В Китае мощная политика, которая помогает ИИ, и слабые нормы конфиденциальности. Наконец, последний аспект связан с регулирующей средой Китая. Как отмечают эксперты Harvard Business Review, в последние годы Китай принял ряд документов, способствующих развитию ИИ, в том числе, например, «Сделано в Китае — 2025», «План действий по развитию больших данных», «План развития искусственного интеллекта следующего поколения» и т. д. Эти документы подают четкий сигнал предпринимателям, инвесторам, ученым и прочим игрокам рынка ИИ: правительство поддерживает эту отрасль и в нее стоит инвестировать.

Отсутствие чётких политик и регулирующих норм в таких сферах, как конфиденциальность, тоже одна из причин, почему страна смогла так быстро догнать лидеров в некоторых сферах ИИ. Например, обилие камер наблюдения создает большой рынок для ИИ-компаний, которые специализируются на распознавании образов и лиц.

2) Квантовые вычисления

Это совершенно другая концепция по сравнению с компьютерами, которые мы используем сегодня. Квантовые вычисления рассматриваются как еще одна область конкуренции между США и Китаем.

Национальная лаборатория квантовой информатики Китая создана на участке площадью 37 гектаров рядом с небольшим озером в провинции Хэфэй провинции Аньхой.

Технологии, разработанные на этом объекте немедленно используются в вооруженных силах. В частности, в институте исследуются технологии в области квантовой метрологии. Это позволяет измерять небольшие изменения физических параметров, таких как гравитация с беспрецедентной точностью. Технология может быть использована для того, чтобы улучшить скрытность подводных лодок. Подводная лодка с квантовой навигационной системой могла бы работать под водой более трех месяцев без необходимости появления на поверхности.

Еще одна ключевая задача лаборатории – построить первый в стране квантовый компьютер, который может взломать зашифрованное сообщение за считанные секунды.

Китайские физики разработали и протестировали прототип квантового компьютера, использующего фотоны, который продемонстрировал квантовое превосходство на модельной вычислительной задаче, связанной с «сортировкой» фотонов в оптической цепи.

Квантовый компьютер создатели назвали Jiuzhang (Цзючжан), это сочетание переводится как «девять глав», или «девять частей», название отсылает к древнему китайскому трактату «Математика в девяти книгах»). Результаты решения модельной задачи «сортировки» на таком компьютере квантов света — фотонов опубликованы в начале декабря 2020 года в Science. Коллектив из 24 авторов в основном представляет Научно-технический университет Китая в г. Хэфэй и ещё несколько научных заведений КНР.

На определённых задачах квантовые компьютеры в теории способны значительно превосходить по производительности компьютеры стандартной архитектуры. Такое их желаемое свойство называют квантовым превосходством (quantum supremacy).

Новому квантовому компьютеру Jiuzhang потребовалось около 200 секунд, чтобы произвести вычисления, тогда как самому быстрому суперкомпьютеру в мире потребовалось бы для этого около 2,5 миллиарда лет. Это яркий пример квантового превосходства, когда сложная задача решается быстрее в триллионы раз. Решить сложную вычислительную проблему с помощью классического компьютера чрезвычайно сложно, а иногда и вовсе невозможно, но теоретически ее можно эффективно решить с помощью квантовых методов.

Исследовательские группы под руководством Цзянь-Вэй Пэна в лабораториях Китайского научно-технологического университета в Хэфэе и Шанхае сконструировали и запрограммировали фотонный компьютер Jiŭzhāng, имеющий квантовое превосходство в сравнении с компьютером Sycamore от Google, который полагается на технологию электронных сверхпроводников.

3) Интегральные схемы или полупроводники

Проблема в сложности цепочки поставок полупроводников. Тайваньская TSMC и южнокорейская Samsung — два самых продвинутых производителя микросхем, но они полагаются на инструменты из США и Европы.

Поскольку в Китае нет компаний, которые могут разрабатывать и производить инструменты, необходимые его производителям микросхем, он полагается на компании из других стран. Это то, что Китай хочет изменить.

В своем пятилетнем плане Китай заявляет, что сосредоточит внимание на исследованиях и разработках в области инструментов проектирования интегральных схем, ключевого оборудования и основных материалов.

Чипы невероятно важны, потому что они входят во многие устройства, которые мы используем, например смартфоны, но они также важны для других отраслей.

4) Наука о мозге

Китай планирует исследовать такие области, как предотвращение заболеваний головного мозга.

Но он также говорит, что планирует изучить «вычисления, вдохновленные мозгом», а также «технологию слияния мозга и компьютера».

Такая работа уже ведется в США в компании Илона Маска Neuralink. Маск работает над имплантируемыми интерфейсами «мозг-чип» для соединения людей и компьютеров.

5) Геномика и биотехнология

К концу 2022 году продукция биологической индустрии Китая, как предполагается, достигнет 10 трлн юаней /1 доллар США — 6,6 юаня/. С 2011 года совокупный среднегодовой рост биоиндустрии Китая превышал 15 %. По объему производства ферментативной продукции Китай занимает первое место в мире, страна также лидирует в мире по годовому объему потребления биоэнергии. В регионе Пекин – Тяньцзинь — Хэбэй, в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян сформированы кластеры биологической индустрии.

После вспышки коронавируса в прошлом году важность биотехнологий возросла.

Китай заявляет, что сосредоточится на «инновационных вакцинах» и «исследованиях биологической безопасности».

6) Клиническая медицина и здоровье

Китайские исследования будут сосредоточены на понимании прогрессирования рака, сердечно-сосудистых, респираторных и метаболических заболеваний.

Правительство также заявляет, что будет исследовать некоторые «передовые» технологии лечения, такие как регенеративная медицина. Это касается лекарств, которые могут восстанавливать или восстанавливать поврежденные клетки, ткани и органы.

Китай заявляет, что он также будет изучать ключевые технологии для профилактики и лечения основных инфекционных заболеваний.

7) Глубокий космос, глубокие земли, глубокие морские и полярные исследования

В последнее время освоение космоса является одним из главных приоритетов Китая. Пекин заявил, что сосредоточится на исследованиях «происхождения и эволюции Вселенной», исследовании Марса, а также глубоководных и полярных исследованиях.

В декабре 2020 года китайский космический корабль вернулся на Землю, доставив камни с Луны. Это был первый раз, когда Китай запустил космический корабль с внеземного тела, и впервые он собрал образцы грунта Луны.

В июле 2020 года Китай запустил миссию на Марс под названием Tianwen -1.

В докладе говорится, что Китай планирует создать национальные лаборатории и укрепить академические программы для поддержки этих технологий. Разработка вакцин, глубоководные исследования и развитие технологий распознавания голоса также находятся в приоритете властей.

В документ включено, помимо прочего, видение Китая на 2035 год. К этой дате страна ожидает «значительного прорыва в основных технологиях и стремится войти в число самых инновационных стран мира».

В прошлом году Китай потратил около $23 млрд на исследования в области  технологий четвёртой промышленной революции. Для сравнения, США потратили $97 миллиардов на фундаментальные исследования в 2018 году, что составляет около 17% от общих расходов США на НИОКР, согласно отчету Национального научного фонда. Пятилетний план Китая предполагает, что расходы на фундаментальные исследования составят 8% всех расходов на НИОКР в период до 2025 года.

Помимо заимствования технологий, китайские лидеры применяли решительный, методичный и дисциплинированный подход к разработке собственных инноваций. Усилия Пекина по освоению ключевых технологий были масштабными, направлялись государством и финансировались государством. Государственное финансирование было ключевой тактикой Китая: расходы Китая на фундаментальные исследования почти удвоились в течение только что завершившегося 13-го пятилетнего плана.

Для сравнения, правительство США не уделяло много внимания развитию технологий в последние десятилетия.

При построении мировых сетей 5G — пятого поколения беспроводной связи, которые обеспечат беспрецедентную возможность подключения устройств, подход США был такой: «пусть рынок делает это». Данный подход по оценкам американских экспертов близок к полному провалу. Например, сейчас нет американских компаний, которые конкурируют с китайской Huawei Technologies, которую Трамп ещё в августе 2019 года назвал «угрозой национальной безопасности».

Доктор Эрик Шмидт, бывший генеральный директор Google и председатель Комиссии национальной безопасности по искусственному интеллекту, 23 февраля 2021 г. на заседании Комитета Сената США по вооруженным силам заявил: «Угроза китайского лидерства в ключевых технологических областях — это национальный кризис, и с ней нужно бороться прямо сейчас».

Эксперты института Gatestone (США) отмечают, что «Америка начинает мобилизоваться. Технологии — настоящая гонка вооружений нашей эпохи».

В этом кризисе США придется придерживаться подхода, основанного на принципе участия всего общества.

США, чтобы конкурировать с Китаем, придется отказаться от «фундаментализма свободного рынка». Американские эксперты заявляют – «Нам нужно начать серию «Манхэттенских проектов», и быстро».

Напоминаем:

Манхэттенский проект — кодовое название программы США по разработке ядерного оружия, осуществление которой началось 13 августа 1942 года. Перед этим исследования велись в «Урановом комитете» ( с 1939 года). В рамках проекта были созданы три атомные бомбы: плутониевая «Штучка» (взорвана при первом ядерном испытании), урановый «Малыш» (сброшена на Хиросиму 6 августа 1945 года) и плутониевый «Толстяк» (сброшена на Нагасаки 9 августа 1945 года).

Руководили проектом американский физик Роберт Оппенгеймер и генерал Лесли Гровс. В Манхэттенском проекте приняло участие более 130 000 человек, а его стоимость составила почти 2 миллиарда долларов США (около 22 миллиардов долларов в настоящее время).

Аналог в СССР – Атомный проект: Создание 20 августа 1945 года Специального комитета для руководства всеми советскими работами по атомному проекту во главе с Л.П. Берией и под научным руководством И.В. Курчатова.

Вашингтону также не привыкать к усилиям «сверху вниз», таким как быстрая мобилизация во время Второй мировой войны, гонка на Луну и строительство системы автомагистралей между штатами. «К сожалению, — признают американские эксперты, — свободный рынок не может справиться с чрезвычайной ситуацией, с которой сейчас столкнулась страна. Мобилизационный подход Китая работает, и Америка должна действовать быстро».

Брэндон Вейхерт, автор книги «Победа в космосе: как Америка остается сверхдержавой», сказал экспертам Gatestone, что необходимо инвестировать не менее 1 триллиона долларов, а желательно больше в технологии.

Многие согласны. Дэвид Голдман, заместитель редактора Asia Times, рекомендует восстановить федеральные исследования и разработки на уровне администрации Рейгана. Это означает дополнительные 200 миллиардов долларов таких расходов в год. Американцы, говорит Вайхерт, воспринимают инновации «как не более чем причудливые экзотические технологии, которые с большей вероятностью можно увидеть в следующей версии «Звёздного пути», чем в реальном мире».

Китайцы, по его словам, «осмеливаются мечтать, потому что они понимают, что воплощение этих мечтаний в жизнь в Китае обеспечит выживание, процветание и установление правил нового мирового порядка Коммунистической партии».

***

Заявленный на Всекитайском собрании народных представителей российско–китайский политический тандем предполагает и тандем технологический. А это предполагает дальнейшую интеграцию мобилизационных решений по развитию инноваций.

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...