Вардан Багдасарян: Ментальная карта как средство преодолеть раскол

Ментальная карта России – задача её составления сколь амбициозная, столь и необходимая для будущего страны и народа. При отсутствии карты нельзя отправляться в путь, нельзя рассчитывать на победу в сражении. Вспоминаются слова Сенеки о корабле, не знающем своего курса, а потому и не имеющего попутного ветра. Безусловно, для нового исторического прорыва России нужно, как минимальное условие, знание ее ментальной природы. При выдвижении стратагемы новой российской мобилизации (а без нее в наступающем очередном переделе мира не выстоять) необходимо знать те факторные потенциалы, на которые следует опираться. Надо также знать и то, что ни в коем случает в России делать нельзя и даже в тех случаях, если где-то и у кого-то это и привело к успеху.

«Мы положили больного на операционный стол, вскрыли грудную клетку, но оказалось, что у него другая, неизвестная нам анатомия», — так прокомментировал в свое время провал либеральных реформ в России 1990-х годов один из главных разработчиков политики «шоковой терапии» Джеффри Сакс. В словах американского экономиста важно не только признание либерального провала, но и фиксация наличия у России иной «анатомии», применительно к которой западный обществоведческий инструментарий не работает. Соответственно, возникает запрос на выявление этой анатомии, ее научное, а затем учебное и управленческо-технологическое описание. Попытка такого рода разработки и предпринимается в книге философа, одного из учредителей Изборского клуба Виталия Аверьянова «Ментальная карта и национальный миф». Безусловно, одной книги для представления ментальной топологии России недостаточно. Но важный шаг сделан.

Ментальная матрица народа находит символическое выражение в национальной мифологии. Под мифом в данном случае понимается не вымысел, и не картина мира дохристианской эпохи, а национальная семиосфера, сопряженная с глубинными кодами цивилизационного бытия народа. И Аверьянов в своей книге погружается в сферу русских национальных кодов. Утверждается и убедительно обосновывается использование применительно к обществу понятий социального и духовного ДНК. Социальные и духовные коды народа, как этот показывает автор, не просто аналогия по отношению к естественным наукам, а реальность исторического существования любых общностей. Фактически Аверьяновым применяется методика декодирования русского национального мифа. Эта методика подразумевает синтез обращения к истории, психологии, поэзии, кинематографу, пословицам, героике. Выявленные коды России позиционируются в качестве «защиты от мировой тьмы». Их можно определить в качестве фундамента Русского Катехона. Одновременно выявляются антикоды, представляющие собой ложные ценностные установки, подрывающие Русскую миссию.

Не Русь с князем Владимиром во главе выбрала православие, а православие выбрало Русь. Это принципиально иная – миссиологическая модель восприятия истории, в сравнении с моделями низводящими русское мессианство до уровня идеологического концепта в череде общественно-политических вариаций интеллектуальной истории России. Признание же высшей русской миссии позволяет переосмыслить российский исторический процесс в проекции истории человечества, развилки между его спасением и гибелью. Выходя на этот уровень смыслов, раскрывается, в частности, кажущееся первоначально оксюмороном понятие «Святая Русь». Скрещивается, казалось, не скрещиваемое – христианская святость – категория универсальная и русскость – категория национальная. Но через такое скрещивание сама русскость становится характеристикой наднациональной. Отсюда и предлагаемый образ Русского Ковчега, как мира этнической симфонии, на котором можно быть представителем любого этноса, оказываясь при этом русским. «Святая Русь» мыслится как ось мировой истории, а не как ее придаток, и даже не как одна из многих осей.

Особо акцентирована в книге в качестве антикода для России ментальная установка потребительства. Русская культура во всех своих воплощениях во все времена была культурой антипотребительской, утверждающей презрение к богатству. Богатство и комфорт высмеивались в народном фольклоре, изобличались юродивыми. Показана борьба с этим антикодом в отечественном кинематографе. Само соединение темы российского кино (его меметики) с русской идеей дает много нового материала для ее осмысления.

Интересна предложенная автором типологизация русских ментальных первообразов. Одним из ключевых в раскрытии национального мифа выступает в книге образа блаженных-юродивых, «дураков» русской сказки. Аверьянов пишет о феномене коллективного юродства в России, о народной ухмылке в отношении действий власти. При этом и сами представители высшей власти в России принимали зачастую на себя образ юродивого. Через раскрытие феномена юродства дается в том числе и ключ к постижению природы русской свободы. Интересен в этой же связи и другой представленный психологический первообразов – архетип лихого человека, разбойника.

Книга Аверьянова не является национальной апологетикой, примеров которым предостаточно. Наряду с духоподъемными примерами в истории России, даются в ней и примеры падения в бездну. Раскрывается двойственность ментального образа русского человека, где есть и святость, и разгул дионисийской стихии, есть икона, есть и топор. Методологически эта двойственность разрешается через дихотомию реального и идеального. Идеальная Россия (или Россия Небесная) – это и есть Русская мечта – важнейший ценностно-смысловой ориентир в семантике Изборского клуба. Коллективное движение к мечте и составляет суть русских исторических прорывов. Напротив, забвение мечты или отдаление от нее составляло суть русских смут.

Национальная мифологическая картина мира может иметь как вертикальное, так и горизонтальное проецирование. Вертикальное сечение вскрывает уровни от Небесного–идеального до Земного–реального. Оно могло быть дополнено и уровнями инфернального, анти-небесного. Горизонтальное проецирование национальной мифологии выводит в сферу сакральной географии. К основным сакрально-географическим символам России в книге относятся прежде всего Херсонес, Волга, Москва, Сталинград. А за ними далее и Урал, и Сибирь, и Брянщина, и подмосковный Новый Иерусалим… Оказывается, что каждая из территорий, входящая в пространство русского мира, вносит свою лепту в формирование цивилизационной сакральной карты России.

Книги по обществоведческой проблематике, как известно, могут иметь разные социальные последствия: одни из них выносят приговор всему обществу, другие встают на одну из сторон конфликта и катализируют борьбу, третьи предлагают повестку общественного консенсуса. Представленная Аверьяновым книга относится именно к третьему типу. Нет нужды говорить о том, что историческое сознание современного российского общества расколото. Патриоты за Российскую империю противостоят патриотам за СССР, и дивиденды от этого конфликта извлекают только враги России. Аверьяновым, да и в целом Изборским клубом, в противоположность дискретному подходу к прошлому, предлагается версия поступательной российской истории, в которой строители красной империи оказываются преемственны православным имперостроителям. Идеалы имперостроительства разных периодов российской истории, несмотря на замену категориального аппарата, воспроизводимы.

Советский Союз распался в значительной степени ввиду переориентации от сферы идеального к установкам на комфорт. Уход же от идеального был в свою очередь запрограммирован разрывом с религией. Ранее пала и Российская империя, имевшая также много внутренних изъянов и не сумевшая справиться с вызовами модерна. Соединить в строительстве «Пятой империи» лучшее из прежних империй российского прошлого, купировав то, что привело их к гибели, и составляет фактически политическую рецептуру Изборского клуба.

ИсточникЗавтра
Вардан Багдасарян
Багдасарян Вардан Эрнестович (р. 1971) — российский историк и политолог, доктор исторических наук, декан факультета истории, политологии и права Московского Государственного Областного Университета (МГОУ), профессор кафедры Государственной политики МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель регионального отделения Российского общества «Знание» Московской области, руководитель научной школы «Ценностных оснований общественных процессов» (аксиологии). Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...