Пентагон заявил о завершении вывода американских войск из Афганистана. Главный вопрос, который стоит сегодня на повестке дня: что дальше и как быть России? И здесь важно не допустить или хотя бы не повторить тех принципиальных, системных ошибок, которые были допущены тогда ещё Советским государством в период нашей предыдущей афганской кампании.
Конечно, в первую очередь всех беспокоят насущные проблемы. Например, уже сейчас на границе Афганистана и Узбекистана, в Термезе, скопилось большое количество беженцев из Афганистана. И по мере роста их количества будет нарастать проблема. Неконтролируемый миграционный поток из Афганистана в Среднюю Азию взорвёт относительную социальную стабильность в регионе, что неминуемо скажется на южных рубежах даже нынешней РФ. Это не говоря о том, что мы в ответе за стабильность Средней Азии в целом, ведь это зона наших прямых стратегических интересов, пространство, в нынешнем виде построенное и обустроенное русскими в рамках единого государственного имперского проекта, и нам не всё равно, что там происходит.
Не исключено, что, уходя из Афганистана, американцы на это и рассчитывали — на неконтролируемые, неуправляемые процессы, на непредсказуемость талибов*, на стихийность афганского общества и, как следствие, на нарастающий каскад проблем, которые рано или поздно ударят по главным противникам США — России и Китаю.
Об этом — надежде на дестабилизацию России и Китая — тем или иным образом уже проговариваются западные политики. А министр обороны Британии Бен Уоллес вообще открыто подстрекает афганских беженцев двинуться на север по суше. Он прекрасно понимает, к чему это приведёт, — к гуманитарной катастрофе, специалистами по устроению которых являются британцы и их юные последователи — политики молодого и очень зелёного государства США.
Это системный подход Запада — сдерживать, подстрекать, дестабилизировать, разрушать своих оппонентов. Желательно чужими руками или — совсем идеально — руками друг друга. Заговоры, цареубийства, мятежи, перевороты, революции, диверсии и гуманитарные катастрофы — это тот инструментарий, с помощью которого англосаксы расправляются со своими оппонентами столетиями. И Россия в этом списке — номер один. Поэтому и отвечать нужно так же системно.
Афганистану Западом уготовлена роль главного дестабилизатора региона в качестве системной и постоянной проблемы России и Китая. Байден так и говорит: на сегодня главная задача — сосредоточиться на сдерживании России и Китая. Находясь в Афганистане, американцы не могли этого делать, ибо это было бы актом прямой агрессии, чреватой войной с двумя державами, обладающими ядерной триадой. А вот исподтишка, подстрекая, направляя, советуя и провоцируя, — самое то. Если что — «нас там нет, не мы, не я».
Отсюда и формулирование ответа. Это должен быть ответ настолько системный, чтобы устранял сами предпосылки к дестабилизации, в самом их зародыше. А этого возможно достичь лишь посредством эффекта присутствия. Иными словами, находясь за пределами Афганистана, мы обречены на бесконечное отражение атак оттуда, инициированных, спланированных и подготовленных нашими западными «партнёрами».
Это сейчас талибы танцуют под «Гудбай, Америка» и проклинают проклятых янки, празднуя освобождение Афганистана от назойливого западного присутствия.
Но пройдёт немного времени — и рядом с лидерами талибов появятся незаметные, подобострастные, очень вежливые, но коварные советники, которые будут нашёптывать, подсказывая или планируя нескончаемые провокации против «малого» и «красного» шайтанов — России и Китая.
Возможно, они и сейчас уже там. И не обязательно это откровенные англосаксы с сигарой и бокалом виски. За десятилетия в Британии подготовлена и обучена обширная агентура из местных — носителей западного цивилизационного проекта, преданно и даже экзальтированно служащих Западу.
Под прикрытием рукотворных внутренних конфликтов Западом (на деньги саудитов или других союзников США на Ближнем Востоке) будут создаваться вооружённые банды, которые будут направляться на север, прямо вслед за потоками беженцев, прикрываясь ими, или внутри этих потоков. Возможно, эти банды уже сформированы и укомплектованы. Кому-то же, убегая, американцы оставили тонны оружия.
Из всего этого вытекает сложное, но неизбежное решение: находясь за пределами Афганистана, мы обречены на нескончаемую войну с неутомимыми англосаксами, направляющими на нас потоки афганских «дикарей», как высокомерно определяют их в «цивилизованных» штабах. Устранить же множество источников проблем, уготованных для нас, можно только изнутри, находясь там, где эти проблемы зарождаются.
Формат этого присутствия — результат стратегического планирования и вытекает из задач: задач минимум (и тогда можно обойтись советниками) и задач максимум, предполагающих полноценное, в том числе военное, присутствие. В промежутке располагаются военные советники и «ихтамнеты», хорошо зарекомендовавшие себя в Сирии, Ливии и Центральной Африке.
Уже слышен вой, поднимающийся из глубин американских сетей «иностранных агентов»: «что, опять?», «наши мальчики», «на те же грабли». Этот вой, громче или тише, звучит всегда, во все исторические периоды, и источник его всё там же. Но у нас есть интересы государства, вопросы безопасности, стратегические и геополитические интересы, и весь этот набор «бытовых» контраргументов всегда направлен строго против них, играя на руку нашим оппонентам.
Пока же ситуация складывается для нас довольно благоприятно. Американцы ушли, начав процесс сворачивания своего глобального присутствия, а Россия уже проделала определённую работу в направлении установления двухсторонних отношений с режимом талибов.
По сути, решение вопроса с беженцами возможно лишь из Кабула, находясь там, с использованием всех имеющихся средств вплоть до ввода соответствующего задачам контингента южнее таджико-афганской границы.
Цель — попытаться стабилизировать, умиротворить ситуацию, успокоить местных жителей, продемонстрировав им безопасность, которую вполне могут обеспечить российские миротворцы.
И вот здесь самое время сказать о возможных ошибках. Главной (впрочем, из множества) ошибкой советской кампании в Афганистане стало… то же самое, что и у Запада всегда, — цивилизаторское высокомерие. Мы шли туда нести советскую, марксистскую, то есть, по сути, западную модернистскую идеологию с её материализмом, прогрессизмом и позитивизмом.
Мы называли это своим «интернациональным долгом», имея в виду интернационализм как универсальную методологию, основанную на классовом противостоянии, лежащем в основе марксизма. Всем это было понятно тогда, как и сейчас, или нет, но это было именно так. Мы пришли туда со своим идеологическим проектом, претендующим на универсализм в планетарном масштабе и в этой своей претензии на глобальное доминирование конкурирующим с проектом западным. Таким же материалистическим, прогрессистским и глобалистским.
Другое дело, что сделали мы там довольно много полезного, как для самого Афганистана и его жителей, особенно в плане инфраструктурного и промышленного развития, так и для самого «советистского» проекта. А это значит, что нельзя было уходить, всё бросив и не доведя до логического завершения. Этот уход и стал отправной точкой сдачи не только Афганистана американцам, но и советского проекта в целом, находящегося в полушаге от победы, то есть планетарного доминирования. Сегодня из Афганистана ушли американцы, и это стало отправной точкой сворачивания их глобалистского проекта.
То есть с глобалистскими проектами, как советским, так и западным, в итоге покончено. Впереди многополярный, плюральный мир, в основе которого не одна — советская или западная — цивилизация, а несколько цивилизаций. Отсюда уважение к традиции, многообразию культур, языков, религий и верований. Уважение и учёт такой категории, как идентичность, за сохранение которой цивилизации, народы, этносы, племена, те самые библейские язы́ки сражаются с оружием в руках, отстаивая право оставаться собой, а не стать безликой биомассой в западном либеральном или каком-то другом глобалистском проекте.
Учитывая это, мы станем своими в Афганистане, арабском мире, Латинской Америке, да и везде, перестав быть «малым шайтаном», «оккупантами» или «колонизаторами». И вместе, совместными усилиями, предотвратим не только назревающую в Афганистане рукотворную гуманитарную катастрофу, которую нагнетает сейчас Запад, но и множество других проблем, порождаемых западным цивилизаторским высокомерием.
* «Талибан» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.