Соединенные Штаты пытаются сейчас временно перестроить рынок углеводородов, заигрывая с государствами, которых они сами долгое время душили санкционными ограничениями. Вашингтонские стратеги рассчитывают сделать «слабым звеном» в российской оборонительной линии Венесуэлу. Она долгое время поставляла тяжелую нефть в США, и поскольку перерабатывать ее могли только американцы, считалась, по сути, их бесправной колонией. Белый дом даже не заботило, кто находится у власти в Каракасе. Но президенту Уго Чавесу удалось выстроить отношения с Россией и Китаем и продемонстрировать миру, что латиноамериканская страна с мощной ресурсной базой может избавиться от вашингтонского диктата и добиться политической и экономической независимости.

США, естественно, начали давить на Венесуэлу, тем более что Вашингтон тогда стремился укрепить свои позиции на глобальном нефтяном рынке, выводя из игры основных соперников (под санкциями оказалась треть мировых запасов). Тяжелую нефть Венесуэлы заменили российской тяжелой нефтью и нефтепродуктами, однако в эпоху «крестового похода» против Москвы Америке необходимо заполнить 10% своего импорта именно тяжелой нефтью в связи с соответствующей структурой нефтепереработки.

Естественно, в Вашингтоне вновь вспомнили о Венесуэле и решили обратиться к Каракасу по принципу: «Эй, ты, иди отсюда, ну а теперь иди сюда». Американцы начали переговоры с правительством Николаса Мадуро о возобновлении поставок нефти. Все их действия направлены на то, чтобы склонить лидера Венесуэлы к сотрудничеству, проще говоря — купить, причем задешево и ненадолго. Ведь ни о каких инвестициях в нефтедобывающую отрасль Венесуэлы со стороны американцев речи не идет, хотя для восстановления ее нефтяной промышленности, по оценкам, надо 7–8 лет и четверть триллиона долларов инвестиций. Так же как не идет речи о снятии санкций, разблокировании золотого запаса страны в зарубежных банках (около $2 млрд) и, наконец, об отмене вознаграждения в $15 млн, которое США назначили за информацию о причастности Мадуро к наркоторговле. То есть венесуэльскому президенту предлагается вступить в сделку с людьми, объявившими на него охоту и назначившими награду за его голову.

Заместитель госсекретаря по политическим делам Виктория Нуланд поспешила подтвердить, что никакого поворота в стратегии Белого дома по Венесуэле не предвидится и оппозиционный лидер Хуан Гуайдо всё так же признается американской администрацией легитимным президентом страны.

Такая позиция США однозначно свидетельствует о временном характере сделки. Как только появится альтернативный поставщик, ситуация вернется на круги своя и народ Венесуэлы останется под санкционным давлением. «Дайте нам короткую передышку, мы выкрутимся из этой ситуации с апокалипсическими ценами на бензин, — словно бы говорят американцы, — и продолжим вас мочить».

Внутри Венесуэлы, конечно, уже начались брожения. Ведь если Уго Чавес опирался на довольно широкую народную коалицию, после его смерти произошла поляризация сил, которая привела к попытке мятежа Гуайдо. Если сейчас Мадуро даст слабину и начнет сотрудничать с США, пусть даже по продаже нефти, существует большая вероятность, что его снесут. Согласившись «помочь Вашингтону с Россией», он продемонстрирует непоследовательность и недостаточную жесткость, превратившись в «венесуэльского Горбачева». Вопрос в том, готовы ли американцы хоть на какие-то компромиссы и что они могут предложить Мадуро. Ведь, по слухам, заблокированный в лондонском банке золотой запас Венесуэлы уже давно «испарился».

К тому же сговор с Вашингтоном будет весьма неоднозначно воспринят в Латинской Америке. Страны континента видят в НАТО и возглавляющих альянс США угрозу миру, о чем заявил вчера экс-президент Боливии Эво Моралес. Более того, положение выходцев из Латамерики (прежде всего Мексики) в самих США с каждым годом ухудшается, и ряд экспертов не исключают их масштабных выступлений в защиту своих прав по типу прогремевшего не так давно движения BLM.

ИсточникИзвестия
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...