Украинский фашизм, как теоретическая проблема

Военная операция России по демилитаризации и денацификации Украины, в силу своего колоссального влияния на сложившийся мировой порядок, подняла множество вопросов. Одним из основных является вопрос о том, почему по истечению трех четвертей века после разгрома фашизма во второй мировой войне он вновь расцвел пышным цветом на Украине? Ведь украинский народ пострадал от фашизма в этой войне чуть ли не сильнее всех прочих советских этносов.

Для того, чтобы ответить на этот непростой вопрос требуется коренным образом пересмотреть представление о том, что такое фашизм. Распространенное в российском обществе теоретическое представление о фашизме, сформированное советскими обществоведами сразу после войны, не дает ответа на этот, как и на многие другие важные вопросы. Нельзя признать удовлетворительными и наработки западных ученых по теоретическому осмыслению феномена фашизма.

В нашем представлении фашизм — это модель национального строительства, основанная на делении входящих в состав нации этносов на «высшие» и «низшие». Фашизм означает господство, эксплуатацию и дискриминацию титульным этносом этнических меньшинств. В экономическом плане меньшинства лишаются части капиталов, личного имущества, привлекательных рабочих мест, доходов. В социальном плане этнические меньшинства лишаются возможностей использовать свой родной язык, обучать на нем детей, иметь собственные школы, университеты, музеи, театры, литературу, средства массовой информации. Меньшинствам запрещают исповедовать свою веру, уничтожают их храмы, памятники духовной и материальной культуры. Все это осуществляется усилиями государственного аппарата, партий и общественных организаций, учрежденных «высшими» — титульными этносами. Где-то эти партии и организации называются фашистскими, где-то фалангистскими, где-то салашистскими, где-то Ассоциацией помощи трону, где-то добровольческими батальонами.

На определенном этапе фашизм выходит за пределы породившей его страны и силой навязывает свою модель общественного устройства этносам, проживающим в других странах – начинает агрессивные войны.

В своем крайнем проявлении, при переходе от эксплуатации и дискриминации к порабощению и физическому уничтожению этнических меньшинств, фашизм трансформируется в нацизм.

Родился фашизм в Европе, как способ выхода из системного кризиса, в который попала значительная часть европейских наций после первой мировой войны. Эта модель национального строительства быстро набрала силу и распространилась по всему свету, в том числе и в Азии.

Распространение фашизма было остановлено в ходе второй мировой войны совместными усилиями наций, которые выбрали либерально-демократическую и советскую модели национального строительства. По итогам этой войны англосаксонские, советская и китайская нации установили нынешний – антифашистский мировой порядок. Функцию контроля за реализацией этого порядка Союзниками была возложена на Организацию объединенных наций

После распада СССР англосаксы предприняли попытки возродить фашистские порядки в ряде подконтрольных наций для того, чтобы использовать их в качестве орудия установления своего монопольного господства в мире. Постсоветская Украина стала одним из испытательных полигонов в реализации этой попытки возрождения «коричневой» чумы. Надо признать, эта попытка оказалась достаточно успешной. России пришлось пресекать ее силовым путем.

Более подробно наша теоретическая точка зрения изложена в книге «Европейский фашизм: проблемы идентификации и преодоления» (https://izborsk-club.ru/21621). Нами также опубликован ряд статей с разбором причин и форм развития фашизма на Украине в досоветский, советский и постсоветский период (https://izborsk-club.ru/19318, https://izborsk-club.ru/22002).

Наибольший интерес для читателей представлял бы теоретической разбор современной ситуации на Украине. Однако автор органичен в возможности публикаций на эту тему в силу того, что по месту проживания, в Латвии, он уже дважды осужден на тюремное заключение за антифашистские взгляды и публикации (https://izborsk-club.ru/22002). Поэтому теоретический разбор ситуации с трансформацией фашизма после второй мировой войны проводится нами в настоящей статье на материалах по истории тайской нации. Это небольшой раздел из готовящейся к изданию книги «Азиатский фашизм: извлечение уроков».

Тайский народ, как союзник японских фашистов

Сиам был единственной страной в Юго-Восточной Азии, которая к началу ХХ века не была превращена европейцами в колонию. Правда, страна лишилась в ходе европейских колониальных захватов значительной части своих территорий, которые отошли в пользу соседней Британской Бирмы и Французского Индокитая.

В 1940 г. в Сиаме проживало 14 млн человек, численность этнических тайцев при этом составляла около 10 миллионов человек. Тайцы традиционно исповедовали буддизм. Юг страны – провинцию Паттани — населяли этнические малайцы, попавшие в зависимость от тайцев в XVII веке. Малайцы исповедовали ислам, обучали детей в своих школах на родном языке и не поддавались ассимиляции, которую пытались проводить тайцы. Кроме того, в стране жила многочисленная и влиятельная китайская община. Китайцы обучали детей в своих собственных частных школах на китайском языке, поддерживали китайские традиции, исповедовали конфуцианство или даосизм.

В Сиаме в рассматриваемое время еще были сильны крепостнические отношения. Основная часть тайцев была крестьянами. Они арендовали землю у владельцев и платили им за это ренту. Тайцы-владельцы земли имели статус феодалов. Они подчинялись королю – главному землевладельцу. Малайцы и китайцы были ремесленниками и торговцами, использовались в качестве наемных работников на создаваемых европейцами промышленных предприятиях, рудниках, крупных плантациях. Капитализм в стране развивался в основном в южных провинциях. Тайцев капиталистов практически не было.

Сиам был конституционной монархией. Общество стояло перед проблемой завершения формирования единого народа и перехода к стадии социального развития — нация. В составе тайской элиты значительную силу имели те группы, которые выступали за установление в обществе этнической иерархии и проведении капиталистических реформ. Эти группы состояли из военной и гражданской молодежи, получившей европейское образование. Члены тайских реформистских групп основали немногочисленную, но сплоченную и влиятельную Народную партию.

В 1932 г. Народная партия осуществила в Сиаме государственный переворот, который положил конец абсолютистской монархии. Заговорщиками был назначен на десять лет парламент – предполагалось, что это будет достаточный для перехода к настоящей демократии срок.

Правительство страны объявило о денонсации неравноправных договоров с иностранными державами и восстановило таможенную независимость. Затем была проведена национализация ряда иностранных компаний, созданы смешанные государственно-частные компании в промышленности и торговле с целью ограничения влияния иностранного капитала.

В социальной сфере новая власть стала широко использовать фашистские методы властвования. Эти методы использовались с целью проведения этнической мобилизации тайского народа и получения им более высокого социального статуса в полиэтническом обществе Сиама.

Так, власти поощряли выпуск националистических фильмов и постановку националистических пьес, выпускали географические карты, которые декларировали территориальные претензии к соседям. В тайский гимн были внесены мотивы жертвенности, отваги, единства тайской расы. В Сиаме были созданы военизированные молодежные организации. Подростки в этих организациях проходили националистическую идеологическую обработку. Руководили этими молодежными группами тайские военные. Для установления контроля над общественным сознанием власти установили строжайшую цензуру печати и монополизировали систему радиовещание.

Одним их инструментов структурирования общества по этническому принципу стало принудительное навязывание государством этническим меньшинствам буддизма, который исповедовали тайцы. Буддистские праздники стали государственными праздниками. Налагались ограничения на функционирование мусульманских религиозных общин, на исповедование конфуцианство и даосизма.

Тайские националисты нацелились на насильственно изъятие капиталов у богатой китайской общины. Выходцев из Китая власти окрестили «евреями Востока», обвинили их в растущем нежелании ассимилироваться и в склонности переправлять заработанные деньги на родину. Начались депортация китайских активистов-общественников и введение ограничительных мер на предпринимательскую деятельность членов китайской общины. СМИ стали разжигать ненависть к китайцам. Китайцы эмигранты должны были платить солидную въездную плату. Затем был введен порядок, по которому все эмигранты платили ежегодный денежный взнос. За неуплату этого специфического этнического налога китайцев штрафовали на большую сумму, а не желавших платить штраф или не имевших на это средств отправляли в тюрьму.

На предприятиях и в учреждениях, находившихся под контролем государства ввели порядок, в соответствии с которым 75% работников должны были составлять тайцы и только 25% китайцы. При превышении численности работников китайцев установленной квоты, их увольняли с работы.

Власти запретили китайцам производство и продажу соли и табака, торговлю рыбой, пошив женской одежды, работу водителем автобуса или рикшей, занятие юридической практикой. У них перестали закупать рис для общественных нужд. Министерство культуры открыто призывало тайцев есть только ту пищу и носить только ту одежду, которые производили тайцы, строить бизнес отношения только внутри тайского народа. Премьер страны призывал к тому, чтобы тайцы заключали браки только между собой. Официальные лица — тайцы должны были получать разрешение на брак с инородцами.

В 20-е — 30-е гг. ХХ века тайские власти проводили активную политику ассимиляции как китайцев, так и малайцев. Ограничениям подверглась влиятельная китайская пресса. Во всех школах образование в принудительном порядке было переведено на тайский язык. Ограничениям была подвергнута деятельность мусульманских общин. В провинции Паттани эти меры вызвали восстания малайцев.

Все этнические меньшинства были лишены права участия в выборах местных муниципалитетов. Претендующие на натурализацию инородцы должны были иметь стаж проживания в стране не менее 10 лет или обладать знанием тайского языка на уровне выпускника колледжа.

В целом, власти проводили в стране политику, базировавшуюся на идеях расового превосходства тайцев над этническими меньшинствами. Репрессиям подверглись не только китайцы и малайцы, но и малые этнические меньшинства — лао, шаны, бирманцы, вьетнамцы. Власти стали принуждать их говорить в общественном пространстве только на тайском языке. Законодательно было запрещено использования малайских и китайских имен. Насильственно внедрялись тайские обряды, например, свадебные.

Одним из ведущих лидеров Народной партии был Пхибун Сонгкхрам. Он занял пост премьер министра и вынудил отречься от трона короля. Большую часть имущества короля новый премьер присвоил себе. В июне 1939 г., с целью укрепления власти нового вождя было с размахом проведено первое празднование «Дня нации». Еще одним национальным праздником был определен день рождения Пхибуна.

Национальными символами стали любимый — зеленый цвет вождя, петух — знак, под которым он родился. Главным тайским лозунгом стал «Одна нация – Таиланд; один лидер – Пхибун Сонгкхрам, одна цель – победа!» Позже, в военное время употреблялись более жесткие лозунги: «Хайль Пхибун Сонгкхрам!», «Безопасность народа зависит от веры в нашего лидера!», «Нация выживет, если мы будем верить в Пхибуна Сонгкхрама!», «Спаси нацию с помощью веры в Пхибуна!». О степени навязывания культа вождя говорит тот факт, что в кинотеатрах зрители должны были вставать и кланяться появлявшемуся на экране изображению Пхибуна.

Пхибун занял многочисленные властные должности в государстве. В дополнение к премьерству, он присвоил себе звание генерал-майора и занял посты главнокомандующего вооруженными силами, министра иностранных дел, министра внутренних дел и ректора университета.

Национальное собрание при Пхибуне продолжало функционировать. Парламент превратился в «машину одобрения» личных решений вождя. Национальным собрание позволило «назначенцам» правительства занимать половину мест в парламенте.

Однако на фоне растущей коррупции и повсеместных бесчинств полиции привлекательность националистической программы правительства стала ослабевать. Для усиления мобилизации тайцев в 1939 г. произошло изменение названия страны. Сиам был переименован в Таиланд. Новое названия страны символизировало, что власть в ней принадлежит тайскому этносу и отражало стремление вернуть «потерянные в прошлом территории», подчинить тайцам соседние народы.

В середине 1940 г., после поражения и оккупации Франции немецкими нацистами, Пхибун и его последователи решили, что можно приступить к территориальной экспансии. Для этого они прибегли к помощи Японии. Японской стороне было сообщено, что Бангкок не будет возражать против ввода японских войск в Таиланд, если японцы помогут в возврате территорий, которые когда-то захватили французы.

В январе 1941 г. Пхибун послал войска во Французский Индокитай. Таиландские сухопутные войска успешно заняли две лаосские провинции на западном берегу Меконга и двинулись дальше, через камбоджийскую границу. Однако тайский флот потерпел сокрушительное поражение от французских морских колониальных сил в Сиамском заливе.

Тайские территориальные притязания были урегулированы японцами, выступившими посредниками во французско-таиландской войне. Таиланду были переданы две лаосские и две камбоджийские провинции

В декабре 1941 г. Пхибун заключил договор с Японией. Договор гарантировал Таиланду сохранение статус-кво в случае его всеобъемлющего сотрудничества с японцами. Бангкок также получил обещание Токио способствовать дальнейшему возврату «утраченных тайских территорий». В соответствии с этим договором в стране было размещено 140 тысячный японский воинский контингент.

В декабре 1941 г. японские войска вошли в Таиланд, в январе 1942 г. Пхибун объявил войну Великобритании и Соединенным Штатам.

Оккупационные японские войска проводили политику этнических чисток населения Таиланда. Тамилов японцы ставили в лестнице расовой иерархии еще ниже, чем китайцев и беспощадно убивали их в ходе карательных экспедиций. По ряду данных, японцы на территории Таиланда и соседней Бирмы уничтожили около 150 тыс. тамилов.

Японские военные убивали население целых деревень, насиловали тамильских женщин, заражали бактериями тифа колодцы и источники, из которых брали воду тамилы. Тайские военные выступали в роли подручных японских фашистов.

В мае 1942 г. тайские части приняли участие во вторжении японцев в Британскую Бирму. За эту услугу Бангкок получил от Токио право аннексировать у Бирмы два штата и четыре штата у Британкой Малайи. Тайская армия также вела бои с гоминдановскими частями, бывшими членами антифашистского союза Объединенных наций.

Тайские правящие элиты проводили политику этнических преследований, которая мало чем отличалась от той, которую проводили японские фашисты. Так, на следующий день после ввода японских войск на территорию своей страны они провели аресты среди китайских активистов, которые подозревались в антияпонской деятельности. Через полгода после этого королевский декрет определил 27 видов профессий, которыми могли заниматься только тайцы. В 1943 г. королевский декрет запретил не тайцам приобретать недвижимость.

Режим Пхибуна Сонгкхрама имел ярко выраженный фашистский характер, хотя в экономика страны еще не базировалась на крупном машинном производстве, и буржуазия не имела большого политического влияния. Режим этот опирался на тайских помещиков, военную и гражданскую бюрократию. Пхибун и его сторонники предприняли попытку построить тайскую нацию за счет дискриминации и угнетения этнических меньшинств и внешней военной экспансии. Однако экспансия во французский Индокитай, а затем в английские Бирму и Малайю не принесла сколь-либо значимых экономических выгод.

Альянс с Японией негативно повлиял на экономику Таиланда. Правительство Таиланда было вынуждено оплачивать нахождение японских вооруженных сил на ее территории. Страна также подвергалось экономическому ограблению японскими монополиями — дзайбацу. Тайцев мобилизовали на принудительные работы, во время которых многие из них погибли от непосильного труда. Японцы считали тайцев «низшей» расой.

К июлю 1944 г. отношения между Бангкоком и Токио настолько ухудшились, что последний стал оказывать помощь внутренним политическим противникам Пхибуна, намеревавшимся лишить его власти. Убедившись, что он загнал себя в политический тупик, Пхибун отошел от власти и удалился в свою резиденцию в горах, где стал ждать дальнейшего развития событий.

В стране было сформировано новое правительство. Формально это правительство продолжало сотрудничать с японцами, однако в стране были выпущены на свободу политзаключенные, возникло подпольное антияпонское движение. Основу его составляли малайцы и китайцы. Тайцы сформировали полулегальную проамериканскую организацию «Свободный Таиланд» на тот случай, если Япония проиграет вону. Боевых действий против японцев эта организация не вела.

В сентябре 1945 г. в Таиланде высадились английские войска, чтобы принять капитуляцию находившихся в стране японских воинских формирований. Встал вопрос и о судьбе фашистской тайской нации и ее элиты.

Борьба проектов в ходе строительства тайской нации после войны

Правительство Таиланда прямо перед капитуляцией Японии заявило о прекращении войны с США и Великобританией. Руководитель проамериканского движения «Свободный Таиланд» Приди заявил о том, что объявление Пхибуном войны США и Великобритании не имело под собой юридического основания. Этим он «подыграл» американцам, которые имели виды расширить свое влияние в Таиланде. Приди распространял мнение о том, что альянс Пхибуна с Японией якобы «послужил национальным интересам», придав японской оккупации менее неприятный характер, чем это могло бы быть. О том, что Таиланд был верным союзником фашистской Японии и завоевал вместе с ней куски территорий Британских Бирмы, Малайи и Французского Индокитая Приди предпочитал не говорить.

Эта версия событий была негативно оценена американцами и Приди был отстранен от участия в послевоенном политическом процессе. Американцы сделали ставку на посла Таиланда в Вашингтоне Сени Прамот, который был в сентябре месяце 1945 г. назначен новым премьером страны.

Вашингтон, который рассчитывал на экономическое проникновение в страну сделал вид, что Бангкок не воевал с ним. Лондон, реально воевавший с тайцами в Бирме и Малайе, первоначально был категорически против попыток Вашингтона увести власти в Бангкоке от ответственности.

В сентябре 1945 г. правительство переименовало страну на более нейтрально звучащий в этническом отношении Сиам. Это был символический шаг, демонстрирующий отказ от империалистической политики.

«Коричневый» вождь тайской нации, а по совместительству премьер министр Плех Пхибунсонгкхрам был после войны подвергнут тюремному заключению по принятому в 1945 г. Закону о наказании военных преступников. Вместе с ним судебному преследованию подверглись еще только семь человек. Однако в марте Сиамский Верховный суд вынес решение о том, что обвиняемые не могут быть осуждены по закону, который не действовал на момент совершения ими вменяемых преступлений и предписал безоговорочно освободить заключённых.

Все прочие пособники фашистов из числа тайцев к ответственности за совершенные ими преступления не привлекались. Убийства тайскими военными малайцев, китайцев, каренов, шанов, бирманцев, лаосцев, кхмеров в ходе захватнических войн, кровавые расправы над гражданской оппозицией были благополучно забыты. Не были привлечены к ответственности и те, кто вел борьбу с антияпонским партизанским движением. Политика правящей тайской элиты по дискриминации и преследованию этнических меньшинств не была осуждена, и более того, была возобновлена и расширена.

Англия претендовала на укрепление своих позиций в Сиаме и на превращение его в свою колонию. Она собиралась установить контроль над правительством в Бангкоке и получить компенсацию за утерянную во время войны собственность. Однако под давлением США англичане отказаться от претензий на экономический и политический контроль над Таиландом. Лондон сумел настоять на возвращении Бангкоком оккупированных английских территорий в Малайя и Бирме, а также на частичном возмещении понесенных американцами материальных убытков.

В ноябре 1946 г., после длительных переговоров в Вашингтоне, был подписан мирный договор между Сиамом и Францией, по которому французам возвращался контроль над провинциями в Камбодже и Лаосе, захваченными Таиландом в начале 1941 г.

В стране были сформированы политические партии, среди которых были Кооперативная партия, вошедшая в 1946 г. в Конституционный фронт под руководством, Приди и Демократическая партия. После отмены в 1946 г. антикоммунистического закона в стране возобновила свою деятельность Таиландская компартия.

В январе 1946 г., в ходе первых послевоенных выборов к власти в стране пришли либерально настроенные силы, представленные Конституционным фронтом. Приди был назначен парламентом премьер-министром.

В мае 1946 г. в Таиланде была принята новая конституция, закладывавшая основы для формирования демократического режима. Она предполагала создание избираемого парламента — Национальной Ассамблеи. Страна осталась монархией, хотя за королем остались преимущественно церемониальные функции.

Правительство Приди столкнулось с рядом трудностей в решении экономических проблем, в том числе с необходимостью выплаты контрибуции и обеспечения репарационных поставок риса. В стране разразилось несколько крупных политических коррупционных скандалов. Приди был вынужден уйти в отставку и передать свой пост другому либералу.

На фоне этих событий в Таиланде усугубился раскол между различными политическими силами. Военные и бюрократия объединились вокруг амнистированного фельдмаршала Пхибуна. Это была «коричневая» группировка бывших союзников фашистской Японии.

В ноябре 1947 г. в результате переворота, осуществленного сторонниками фельдмаршала был смещен премьер-либерал. В 1948 г. правительство возглавил бывший «коричневый» вождь страны Пхибун. В течение двух лет он планомерно физически ликвидировал в стране, как либеральную, так и коммунистическую оппозицию.

В мае 1949 г. Сиам вновь был переименован в Таиланд. Это отражало изменение в раскладе внутриполитических сил в стране. Вновь возник спрос на мобилизацию тайцев на этнической основе ради строительства тайской нации и подавления движения этнических меньшинств.

Правительство Пхибун, несмотря на «коричневые» корни всех его членов, активно поддерживали США. Они поощряли режим в его стремлении подавить левые силы внутри страны, равно как и в соседних странах Индокитая. В Таиланд стала поступать немалая американская экономическая помощь.

В 1951 г. Пхибун отменил конституцию и ввел в действие положения основного закона 1932 г. В соответствии с этими положениями только половина парламентариев получала свои посты в результате выборов, в то время как вторая часть высшего представительного органа назначалась правительством. При этом назначенные депутаты, как правило, были военными. Власти восстановили действие антикоммунистического закона. Была введена цензура в отношении СМИ. Данные изменения во внутренней политике означали возвращение общества в этап диктатуры «коричневых» военных.

Тайские «коричневые» элиты продолжили после войны политику дискриминации и преследования этнических меньшинств. Так, в 1946 г. Сиам заключил договор о сотрудничестве с гоминдановским Китаем. В этом договоре устанавливалось право китайцев изучать в публичных школах свой язык только как факультативный предмет, а не вести на нем все учебные предметы. Преподаватели китайского языка в публичных школах должны были сдавать экзамены на знание тайского языка, от них требовалось в ходе учебного процесса излагать официальную точку зрения правительства на все общественные процессы. Содержание учебников по истории, географии и другим гуманитарным предметам, преподаваемым в школе должно было согласовываться с тайскими властями.

Вновь было введено квотирование на въезд китайцев в Таиланд, установлена плата за сертификат на проживание иммигрантов. Натурализация китайцев требовала уплаты очень большого денежного взноса и сдачу экзамена на знание тайского языка на очень высоком уровне.

Закон от 1952 г. устанавливал, что землей могли владеть только этнические тайцы. Подданные другого этнического происхождения таким правом не пользовались. Эта норма существует до сих пор, и она мало чем отличается от нюрнбергских законов, принятых в Германии в 1938 г. в отношении евреев.

Правительство пошло также по пути ограничений свобод мусульманского населения страны в исповедании, обучении на родном языке их детей, соблюдении традиций. Это вызвало недовольство, которое вылилось в ряд антиправительственных восстаний в конце 1940-х — начале 1950-х и в 1960–1970-х годах. Стали звучать призывы к образованию независимого мусульманского государства — Паттани. Восстания и мятежи вынудили правительство на время отойти от использования исключительно репрессивных мер в отношении малайцев-мусульман.

Однако предпринятые шаги по смягчению давления на этнические меньшинства были явно недостаточны для того, чтобы разрешить все возникшие проблемы. На протяжении 1940–1950-х годов представители мусульманского населения несколько раз обращались к правительству практически с одним и тем же набором требований: назначить во главе четырех южных провинций управляющих, которых выберут сами мусульмане; налоги, собираемые в четырех южных провинциях, направлять на нужды развития самих южных провинций; разрешить преподавание малайского языка в начальных школах; признать малайский язык государственным языком, наряду с тайским; проводить кадровую политику, направленную на то, чтобы чиновники малайского происхождения составляли не менее 85% кадрового состава государственного аппарата в южных провинциях. Все эти требования вполне укладывались в рамки «белого» проекта развития таиландской нации, но правительство последовательно реализовывало «коричневый» проект.

Правительство упорно не хотело идти на уступки проживавшим в Паттани малайцам и другим этносам, исповедовавшим мусульманство. Это создало благоприятную почву для усиления влияния в регионе Малайской компартии. Причиной поддержки коммунистов было то, что они предлагали «красный» проект, предусматривающий равноправие всех этносов.

К середине 1950-х гг. Пхибун начал постепенно терять контроль над внутриполитической ситуацией. В стране происходило укрепление враждебных ему групп, возглавляемых армейским генералом Саритом Тханаратом и главой полиции генералом Пхао Сианоном. Армия и полиция получали по отдельным каналам от американцев собственные транши экономической помощи и оружие, а потому не всегда подчинялись требованиям собственного правительства.

В 1954 г. Таиланд присоединился к СЕАТО — Договору о коллективной обороне в Юго-Восточной Азии, который возглавляли США. Таиланд получил статус основного военного союзника США в регионе.

В 1955 г. Пхибун попытался инициировать некоторые демократические реформы. Вновь были разрешены политические партии (кроме коммунистической), провозглашена свобода собраний, несколько ослаблена цензура в СМИ и сняты ограничения в отношении прав представителей китайской диаспоры.

В 1957 г. в стране были проведены выборы в парламент на многопартийной основе. Победу на них одержала проправительственная партия Сери Манангк-хасила. В рамках этой партии Пхибусон и Пхао Сианон объединили свои силы, получив контроль над парламентом. Однако грубые нарушения в ходе избирательной кампании вызвали волну студенческих протестов. Сарит Тханарат использовал эту возможность для критики правительства. Пхибун был вынужден искать компромиссные варианты выхода из сложившейся ситуации, и предложил Сариту Тханарату пост министра обороны и верховного главнокомандующего. Это лишь расширило поддержку Сарита Тханарата, который к этому времени создал собственную политическую партию — Сахапум.

В результате правительственного кризиса сентября 1957 г., когда практически все министры в его правительстве подали в отставку, положение Пхибуна серьезно пошатнулось. Воспользовавшись ситуацией, Сарит Тханарат совершил бескровный переворот. Плек Пхибун и Пхао Сианон вынуждены были бежать из Таиланда.

Осуществив переворот, Сарит Тханарат отменил действие конституции и распустил парламент. В декабре прошли новые выборы в Национальное собрание. Партия Сарита Тханарата Сахапум смогла сформировать в парламенте большинство совместно с назначенными депутатами. В октябре 1958 г., получив поддержку от американцев, Сарит занял пост премьер-министра. В стране вновь началось укрепление «коричневого» диктаторского режима. Были запрещены политические партии и профсоюзы, отменено действие конституции, распущен парламент.

В январе 1959 г. Сарит Тханарат опубликовал временную конституцию, содержавшую всего 20 статей. Согласно этому документу, вся власть концентрировалась в руках самого Сарита Тханарата, как главы кабинета, а парламент заменялся назначаемым Саритом Учредительным собранием. В его обязанности входила разработка новой конституции. Сарит Тханарат находился у власти до самой смерти в 1963 г.

После смерти Тханарата пост главы правительства перешел к Тханому Киттикачону. Во внутренней политике военный режим был трансформирован. Начальный этап был связан с запрещением любой легальной политической деятельности, не связанной с инициативами правительства, и продолжался он до 1968 г., когда была принята новая постоянная конституция. После выборов 1969 г. в стране установился парламентский режим, удержавшийся до 1971 г., когда очередной военный переворот заложил основы третьего этапа военной диктатуры.

В целом правление Сарита Тханарата и Тханома Киттикачона с политической точки зрения можно охарактеризовать, как режим диктатуры «коричневых» элит, только встроившихся не в японскую, а американскую систему зависимости.

Во время войны во Вьетнаме Таиланд предоставил СЩА возможность разместить на своей территории авиабазы (март 1962). С этих авиабаз велись бомбежки ДРВ, Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. В 1966-1972 гг. в военных действиях во Вьетнаме участвовали таиландские воинские части. Процесс вывода американских войск из Таиланда был осуществлен только в 1973 г.

В январе 1965 г. находящаяся под запретом Компартия Таиланда стала инициатором создания Народно-освободительная армии Таиланда (НОАТ). В августе НОАТ объявила партизанскую войну правящим «коричневым» элитам. В ответ в стране начинается охота на коммунистов. За несколько лет спецслужбы и армия страны убили более 5 тыс. человек на основании одного подозрения в принадлежности к компартии. Большинство активистов компартии было вынуждено уйти из городов в джунгли. Основными участниками коммунистического движения были этнические китайцы, подвергавшиеся дискриминации властей.

Гражданская война в Таиланде быстро приняла международный характер: начались столкновения между армией и отрядами Компартии Малайи на юге Таиланда, в Паттани. Поддержку малайским коммунистам оказали КНР и Вьетнам.

В 1960–1970-х годов малайское движение на юге Таиланда приобрело ярко выраженный сепаратистский характер. Вначале образовались организации, ставивших своей задачей создание независимого исламского государства — Паттани. В 1960 г. был образован Объединенный национальный малайский фронт Паттани (Фронт), лидеры которого преследовали цели отделения четырех южных провинций и части территории провинции Сонгкхла, с последующей перспективой образования там независимого государства Паттани. Среди основателей данной организации были преподаватели религиозных школ, поэтому одним из средств пропаганды их идей стала работа с учениками. Кроме того, представители Фронта смогли наладить связи с мусульманскими революционными организациями за пределами страны.

В 1968 г. была образована Объединенная организация освобождения Паттани. Основным лозунгом этой организации стала борьба за исламскую религию, малайскую нацию, родную землю и права человека. В своей деятельности организация использовала радикальные методы вооруженной борьбы — нападения на представителей власти, полицейских и т. д. Своего наивысшего пика активность данной группировки достигла в 1970–1980-х годах, когда особенно участились нападения на местных чиновников, а ситуация в некоторых районах на юге страны практически вышла из-под контроля правительства. Следующим, по времени образования стал Национальный фронт за освобождение Паттани, который ведет свою деятельность с 1971 г.

В целом можно отметить, что создание независимого государства Паттани в той или иной форме являлось целью всех вышеозначенных организаций, все они также делали упор на проблему этноконфессиональных различий между тайцами и малайцами. Кроме того, существовали весьма тесные связи между сепаратистами юга Таиланда и представителями сопредельных малайских территорий. Многие выходцы с юга Таиланда получали религиозное образование на Ближнем Востоке и там также организовывали свои кружки. В то же время, несмотря на внешнюю схожесть целей, данные организации не смогли оформиться в единое движение.

Чередование правления «коричневых» военных правительств с либеральными «белыми» правительствами продолжается в Таиланде до настоящего времени.

Выводы

В 30-е гг. ХХ в. правящие элиты Сиама выбрали фашистскую модель национального строительства, покоящуюся на эксплуатации и дискриминации китайцев, малайцев и других этических меньшинств. В 1940 г. тайцы стали союзниками фашистской Японии. Это позволило им успешно аннексировать куски территории соседних стран и создать собственную фашистскую империю.

После капитуляции Японии тайская фашистская элита не понесла ответственности за свои преступления. Она на время отошла в тень, но вскоре опять взяла власть в свои руки. В обществе восстановился режим эксплуатации и дискриминации этнических меньшинств. Этот режим существует в Таиланде, практически без изменений, до настоящего времени.

США сразу после войны сделали ставку на тайские фашистские элиты и смогли успешно использовать их для поддержания системы своего господства в Юго-Восточной Азии.

На примере Таиланда видно, что управление фашистскими элитами для достижения своих политических целей англосаксы отрабатывали весь послевоенный период. В Восточное Европе этот механизм был применен только после распада СССР, когда был сильно ослаблен антифашистский политический центр. Украина оказалась той «красной линией» за которой фашистские порядки были бы навязаны англосаксами России.

Важно отметить, что послевоенные общественные процессы в Таиланде, Юго-Восточной Азии в целом, в советской идеологической доктрине никогда не трактовались, как трансформация или возрождение фашизма. Они, догматически, определялись, как борьба национально-освободительных сил с мировым империализмом.

Следует отметить, что в отношении Украины, с которой мы начали рассмотрение проблемы, нельзя допустить подобного рода догматических оценок. Они приведут к фатальным политическим последствиям для русской нации и ее государства — России.

Александр Гапоненко
Гапоненко Александр Владимирович (р. 1954) — русский советский ученый, доктор экономических наук, профессор, публицист, политический и общественный деятель. Президент Института европейских исследований (Латвия). Руководитель Прибалтийского отделения Изборского клуба. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...