13 августа на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на источнике преподобного Сергия Радонежского «Гремячий ключ» прошёл Первый фестиваль народных традиций и боевых искусств «Богатырская Русь», посвящённый 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
В рамках фестиваля был организован круглый стол на тему «Русская соборность: миф или реальность?», на котором выступили представители Всероссийского движения «Русская мечта»: Дмитрий Сагал, главный редактор информационного агентства «Русская народная линия» Анатолий Степанов, председатель оргкомитета фестиваля «Богатырская Русь» Сергей Забурниягин, а также член оргкомитета движения «Русская мечта», постоянный член Изборского клуба, секретарь Союза писателей России Михаил Кильдяшов.
Из выступления:
Всех нас сегодня собрал здесь преподобный Сергий Радонежский: великий собиратель русских земель, русских людей, русских смыслов и русских времён. Что значит «собиратель времён»? Вокруг Преподобного, в его Свято-Троицкой обители концентрируются эпохи, века, события, памятные даты. Так, на 600-летие обретения мощей святого приходится 140-летие со дня рождения и 85-летие со дня кончины священника Павла Флоренского.
Отец Павел, пожалуй, глубже всех прозрел историческое и культурное значение святого Сергия. В 1918 году, накануне закрытия Лавры, Флоренский говорил, что в лице Преподобного «русский народ сознал себя, своё культурно-историческое место, свою культурную задачу, и тогда только, сознав себя, — получил историческое право на самостоятельность». Потому, чтобы понять Россию, нужно понять преподобного Сергия, а чтобы понять его, нужно постичь Лавру, которая является узлом, средоточием многовековых духовных и творческих устремлений русского народа: зодчества, литературы, иконописи, государственного строительства, науки, педагогики, нравственного единства. Потому, повторю вслед за Флоренским «Лавра – это мы… в наиболее родных и наиболее сокровенных недрах нашего собственного бытия».
Спасая от поругания честную главу Преподобного в пору вскрытия его мощей в 1919 году, подменяя главу другим черепом, Флоренский вместе со святыней сберегал всю Лавру, всю Россию, её былое и грядущее, её суть, её силу и смирение.
С таким богоугодным смирением в одном из последних писем семье с Соловков, предчувствуя скорую гибель, отец Павел писал: «Пора подводить итоги… в сердце нет гнева и злобы… пусть каждый радуется, как может». Подобное смиренное сердце одолевает тьму мира сего, развеивает мрак и умножает свет.
В 2023 году нам предстоит отметить ещё одну важную дату: 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова. Не многие миряне удостоились упокоения на территории Троице-Сергиевой Лавры. Выходя из Успенского собора, мы можем увидеть огромный валун, над которым возвышается крест и горит лампада. Этот камень – надгробный памятник Ивану Аксакову. Перед ним стоишь как витязь на распутье и понимаешь, что спасительная дорога в жизни одна: служение Истине и Отечеству.
В этом служении Иван Аксаков в свою эпоху формировал добровольческое ополчение для освобождения братских славянских народов, подобное тому, что сегодня участвует в Специальной военной операции. В 1854 году Иван Аксаков написал стихотворение, которое говорит буквально о сегодняшнем дне, стоит лишь заменить в нём топоним:
Чудный миг! миг строгий и суровый!
Там, в бою сшибаясь роковом,
Стонут царств могучие основы,
Старый мир об мир крушится новый,
Ходят тени вещие кругом.
И века над ратными полками
Грозными виденьями встают,
Мрачными глядят на них очами,
Держат свитки длинные руками —
К страшному ответу их зовут.
На Дунай! что медлишь ты напрасно?
Слыша сил властительный призыв,
Подвигов у Бога ежечасно
Ты просил… Мгновение прекрасно;
Подвиг свят и праведен порыв!
О, туда! Отрадно на просторе
Там вздохнуть средь жизни мировой,
В горе всех — свое растратить горе,
В счастье всех — исчезнуть будто в море,
Хода дней не слышать над собой…
Не это ли русская соборность!
Флоренский и Аксаков не были вооружены мечами и копьями, не носили ратных доспехов, но они и люди, подобные им, тоже богатыри земли русской. Богатыри сердца, ума, доблести, любви и смирения.
Преподобный Сергий благословил на битву Пересвета и Ослябю не только потому, что это были самые сильные монахи в его обители. Они были самыми духовно стойкими. Представить себе: Пересвет выходит на битву с Челубеем, за ним стоит не только войско князя Дмитрия — за ним вся русская жизнь, все русские люди, вся грядущая русская культура, за ним все мы. Можно отвернуть в последний момент, избежать удара, спастись, но тебе заслонять Отечество. Тебе, Александр Пересвет, устремлять своё копьё в будущее осью русского времени, на которую неразделимо будут нанизаны столетия и судьбы. Тебе вести в атаку русские полки всех поколений.
Один мой студент, который сейчас участвует в СВО, сумел прислать мне весть. Он рассказал, что недавно, когда он с однополчанами шёл в атаку, впереди в дымке мелькнул силуэт человека. «Не знаю, кто это был, но одежда его была в крестах» — так завершалось сообщение. Кого прозрели бойцы? Александра Пересвета, что вышел на Куликово поле в монашеской схиме…
Многие из здесь присутствующих несколько месяцев назад сплотились, сроднились во Всероссийском движении «Русская мечта». Мы сейчас выбираем для него символику. Вариантов много, но на чём бы мы ни остановились, в изображении так или иначе будет угадываться копьё Пересвета как сосредоточие русских сил и порывов.
Перед нами на неоглядном поле лаврского подворья высится храм в честь преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби. Пока это только бетонный остов, но очам, что озарены мечтой, уже виден купол, увенчанный крестом. Слух русского мечтателя уже улавливает колокольные звоны. В русское небо возносится храм-богатырь. И оттого ещё сильнее хочется воплотить мечту в действительности.
Русский человек, окрылённый мечтой, — всегда богатырь. Богатырство и есть залог нашей соборности. Богатырство – это высшая степень проявления русского человека в любом деле. Сегодня не время полумер, мы не имеем права жить и трудиться вполсилы. Наступило время богатырства.