Культурный суверенитет – прежде всего суверенитет бытийный. Это дар художника прозреть в реальности родное, драгоценное и высказать, изобразить, озвучить это. Дар посмотреть на своё своими глазами.

Но как сконцентрироваться в такой многоликой, многозвучной, многословной действительности? Как распознать своё и не искуситься чужим? У русской культуры во все века был надёжный ориентир, негасимый маяк – человек. Тот особый, внятный только нам, человек, которого Достоевский назвал «положительно прекрасным», а Андрей Платонов — «сокровенным».

Это наш изначальный, первородный человек. Он жил среди наших предков, он живёт среди нас, он будет жить среди наших потомков. Человек честный и справедливый, жертвенный и милосердный, памятливый и благодарный. Он никогда не был стяжателем, не искал своего, не робел перед врагом, не роптал, не отчаивался. Его сила была его ответственностью. Его воля сочеталась с волей народа. Он пребывал в ладу с отечеством. Он смотрел в небо, зная, что всё земное тленно.

Такого человека сохранили для нас русские сказки и былины, летописи и жития, оды и проповеди, поэмы и романы. Мы узнаем его в былинных богатырях и благоверных князьях. В Петре Гринёве, что не поступился честью. В князе Мышкине, так неотмирно приблизившемся ко Христу. В Данко, что осветил своим сердцем путь целому племени. В неодолимом Тёркине. В несокрушимых молодогвардейцах. В сметливом и ухватистом шукшинском мужике.

И даже там, где появлялись бесы и недотыкомки, где вылезал наружу чёрт Ивана Карамазова, свет не отступал, потому что мы никогда не упивались тьмой, никогда не служили тьме, оттого и оставались свободными.

Сокровенный человек – охранитель нашего культурного суверенитета, нашей самобытности. Но «суверенитет» не значит «самоизоляция». Наш сокровенный человек ищет сродных себе. Находит их среди героев древнегреческих сказаний, среди мушкетеров Дюма, в книгах Джека Лондона, Ремарка и Хемингуэй – в тех, кому дорого мужество, товарищество, доблесть. Культура, породившая этих героев, отреклась от них, предала их. Она пошла путём де Сада и Бодлера, она возродила испепелённый Содом, она насадила цветы зла.

Культурный суверенитет России – это ковчег спасения для всего жизнетворного и светоносного. Сокровенный человек – строитель ковчега. Этот созидатель — укор тьме и скверне. Оттого тьма так остервенело стремится уничтожить его.

Сокровенного человека вытравляли из нас не один десяток лет. Его хулили, унижали, терзали. А он, страстотерпец, несмотря ни на что выжил, всё перетерпел, всё превозмог. Он перешёл в XXI век и перенёс с собой русское время и русское пространство. Он, когда-то распознанный в жизни и сохранённый в культуре, в жизнь и вернулся, чтобы распространиться в ней, чтобы преобразить её.

Если среди нас будут сокровенные, положительно прекрасные люди, всё наладится, всё обустроится. Утвердятся и суверенное образование, и суверенные СМИ, и чиновники от культуры обретут подлинный суверенитет. А главное – сплотится поколение самобытных творцов.

ИсточникНИА Нижний Новгород
Михаил Кильдяшов
Кильдяшов Михаил Александрович (р. 1986) — русский поэт, публицист, литературный критик. Кандидат филологических наук. Секретарь Союза писателей России, член Общественной палаты Оренбургской области, председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...