Первый замглавы исполнительного комитета Гагаузии Илья Узун, исполняющий обязанности башкана, призвал к неповиновению молдавским властям после заключения под стражу Евгении Гуцул. Во вторник районный суд Кишинёва приговорил её к семи годам лишения свободы.

Семь лет башкану Автономного территориального образования Гагаузия — очередной акт устрашения оппозиции в свете предстоящих выборов. Понять режим Майи Санду можно: без экстраординарных мер ему не выиграть выборов и не удержаться у власти. Ибо легитимность Санду и её партии в Молдавии на нуле.

Здесь следует обратиться к правовым основам, разделяющим понятия «легальность» и «легитимность». Легальное — это то, что основано на букве закона. Легальность имеет отношение к формальной стороне права, и с этой точки зрения режим Санду вполне легален, так как с помощью подтасовок и манипуляций на прошлых президентских выборах эту легальность себе худо-бедно обеспечил.

А вот с легитимностью у Санду большие проблемы, ибо легитимность (о чём много писал европейский философ и правовед Карл Шмитт) — это то, что соответствует мнению и выбору всего общества или большинства. Легитимность — это то, что проистекает из исторической логики, истины, смысловой последовательности развёртывания истории. В нашем случае — истории молдавского государства. Легитимность не измеряется в законах или формальном праве и может противоречить легальности, как в случае с режимом Санду. Это не юридическая, а социально-политическая категория.

Ни Санду, ни её партия, что показывают все опросы, как официальные, так и независимые, выбору молдавского общества, а уж тем более большинства, никак не соответствуют. Историческая логика Молдавии, после того как она была воссоздана Сталиным в 1940 году, неразрывно связана с Россией. А не с Румынией, куда с маниакальной настойчивостью тащит Молдавию Майя Санду. И здесь легитимность не на её стороне.

Иными словами, режим Санду легален (пока), но нелегитимен. Его формальная легальность находится с легитимностью, основанной на поддержке большинства, в абсолютном противоречии. Это автоматически распространяется на всё, что исходит со стороны этого режима. В частности, на арест, суд и приговор башкану Гагаузии Евгении Гуцул.

С формальной, юридической точки зрения под эту политическую расправу подведено обоснование: арест со стороны государства, имеющего монополию на насилие, суд, который номинально вроде как должен быть отдельной, самостоятельной ветвью власти, приговор. Но вот легитимность лежит явно на стороне Гуцул, а никак не на стороне судебной машины Санду. Большинство за Гуцул и против Санду. И это шанс.

Именно в свете предстоящих сентябрьских выборов такой расклад на руку оппозиции, ведь, арестовав и посадив Гуцул, Санду поставила себя за рамки легитимности, упиваясь своей властью и возможностью легально расправляться со своими политическими оппонентами. Но тем же самым она противопоставила себя легитимности большинства.

Массовая кампания в защиту Гуцул, которая сейчас разворачивается на наших глазах по всей стране, должна стать символом всей оппозиции, объединившейся против нелегитимного режима Санду, не только узурпировавшего власть, но и в лучших традициях всех тоталитарных режимов использующего её для политических расправ.

Легитимность (что как нельзя кстати) сейчас на стороне оппозиции. Осталось лишь грамотно конвертировать её в электоральный эффект.

А для этого надо сделать ставку именно на поддержание протестов против столь демонстративной политической расправы по всей стране, противопоставляя эти две знаковые для Молдавии фигуры — Санду, приведшую постсоветскую Молдавию на грань катастрофы, и Гуцул как символ несгибаемости, принципиальности и ориентации на сближение с православной, братской, находящейся в едином культурно-цивилизационном пространстве Россией.

Вся энергия протестных, оппозиционных партии Санду сил (а это все, кроме PAS, политические силы) сейчас должна быть направлена на организацию самого пристального наблюдения на выборах, особенно на участках в ЕС, под знаменем свободы Евгении Гуцул.

Однако любой неосторожный шаг может всё испортить.

Призыв Ильи Узуна, исполняющего обязанности башкана Гагаузии, к неповиновению молдавским властям вполне обоснован с точки зрения легитимности. Пока на стороне оппозиции легитимность большинства, это шанс обратить её в победу на выборах, но именно в рамках закона, с подключением кишинёвской оппозиции и зарубежной диаспоры. Нужно лишь медийно разогревать тему несправедливости и волюнтаризма режима Санду, расправившегося с Гуцул, вплоть до самых выборов. Открытое же неповиновение (и в этом как раз состоит главная оговорка и опасность) даст Санду повод так же выйти за рамки легальности и, не обращая внимания на закон, жёстко добить не только оппозицию, но и — при худшем раскладе — саму гагаузскую автономию.

Сейчас на стороне оппозиции легитимность, большинство и закон. С их помощью и надо идти к победе. А неповиновение — всеобщее, массовое — надо оставить на тот случай, когда станет очевидно, что волеизъявление народа Молдавии в очередной раз попрано и подтасовано. Вот тогда и легальность, и легитимность будут против ненавистной всем Санду.

ИсточникRT
Валерий Коровин
Коровин Валерий Михайлович (р. 1977) — российский политолог, общественный деятель. Директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ, член Евразийского комитета, заместитель руководителя Международного Евразийского движения, главный редактор Информационно-аналитического портала «Евразия» (http://evrazia.org). Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...