Наша литература круче, чем нефть и газ
Захар Прилепин
Второй год подряд компания РУСАЛ проводит летний фестиваль «На зелёной волне», в программу которого входят различные мероприятия и яркие городские события для разных категорий и возрастов. В прошлом году в 17 городах России в нём участвовало 80 тысяч человек!
В этом году в Ачинске он открылся благотворительным турниром в День защиты детей, на берегу Чулыма был организован «Зелёный пикник», также в Ачинске впервые прошли Праздник воздушных змеев и День граффити. А 3 июля в рамках Русал ФестивAL, который продлится до 15 июля, был сделан большой подарок городу – открытая встреча в драматическом театре с известным писателем, журналистом, актёром и телеведущим Захаром Прилепиным.
Он является автором всем полюбившихся книг: «Патологии», «Санька», «Грех», «Чёрная обезьяна», «Обитель», «Непохожие поэты», «Семь жизней». Самые новые из них – «Всё должно разрешиться… Хроника идущей войны», рассказывающая о Донбассе, и последняя – «Семь жизней».
Талантливый человек талантлив во всём: на счету Прилепина – несколько музыкальных альбомов и клипов, он является ведущим авторских программ на телеканалах РЕН ТВ, шефом-редактором сайта «Свободная пресса» и даже снимается в кино. И, конечно же, имеет много достойнейших премий, в числе которых – «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Ясная Поляна».
В общении Захар очень прост, доброжелателен и приветлив. Никакого налёта величия и важности. Первыми его словами после приветствия были: «Спасибо РУСАЛу. РУСАЛ – молодцы!»
Все мы любим свой город, поэтому у гостя сразу поинтересовались: «Как вам Ачинск?»
– Это – четвёртый город Сибири, который я посетил. Ачинск ещё толком не видел, но то, что уже успел увидеть, вызывает у меня тёплые семейные чувства потому, что я родился тоже в небольшом городке Рязанской области Скопине. То же сочетание промышленности со зданиями исторической ценности, как ваш театр, милые дворики, мальчишки на велосипедах. Кстати, моей малой Родине – 300 лет. Ачинск чуть постарше – ему 333.
– Судя по вашим книгам, вы являетесь пролетарским писателем …
– Скорее всего, я бы назвал себя крестьянским или пацанским писателем. К пролетариату никакого отношения не имею, мои родители были советской интеллигенцией в первом поколении, предки по отцовской и материнской линии – все крестьяне: одни – рязанские, другие – липецкие, есть ещё тамбовские и воронежские корни. Поэтому, когда нахожусь на территории Черноземья, то у меня возникает ощущение: «Я у себя на Родине». Все мои симпатии, иллюзии связаны с деревней, как и моя печаль с её исходом.
– Вы пишите публицистику. Почему не пользующиеся спросом детективные романы?
– Я пишу не только публицистику. Например, роман «Обитель» – в прошлом году он стал самой продаваемой книгой в России, обогнав чтиво Донцовой, Устиновой и всех остальных. Сейчас интерес к подобным женским романам очень сильно упал и находится не на том уровне, который был лет 5–7 назад. К публицистике относится другая моя книга «Всё должно разрешиться… Хроника идущей войны». Она написана потому, что я работал на Донбассе два года помощником у Захарченко. Художественную книгу о таких событиях сразу написать невозможно, вначале нужно, чтобы всё увиденное и услышанное отстоялось в голове, поэтому вначале публиковал на эту тему лишь журналистские статьи.
Приём, когда можно было обмануть читателя, подсунув ему что-нибудь «горяченькое» вроде «Рублёвских жён», уже не работает. Читатель стал серьёзным, его мало чем удивишь. Недавно виделся с замглавы телеканала НТВ, тот пожаловался: «Падают рейтинги даже криминальных новостей. Люди перестают их смотреть». Более высокие рейтинги стали иметь программы о религии, православии, нравственности.
– Их, наверное, смотрят и слушают более интеллектуальные люди?
– Люди досыта наелись выступлениями представителей шоу-бизнеса, разного рода смехаческих коллективов, им хочется с кем-то завести серьёзный разговор – я вижу это, бывая в разных городах России. Выступления Проханова, Токаревой собирают целые залы. И на моё выступление в Новокузнецке пришло 600 человек – как на концерт певицы Валерии. Но я же песен не пел, не танцевал? Пришли и слушали, ещё и не могли расстаться часа полтора.
– Трудно ли в России издавать книги?
– Если ваши книги покупают, читают, то достаточно просто. К вам приходит издатель, предлагает определённую сумму, ты просишь больше, соглашается, издаёшь книгу – и всё. Одна из существующих иллюзий, что литературный процесс – является сферой шоу-бизнеса: надо пробиваться, договариваться с нужными людьми. Если ты пишешь действенные вещи, касающиеся большого количества людей, то твои книги оторвут с руками. Я думаю, что сегодняшняя проблема в том, что литераторы перестали жить народной жизнью. Вот сейчас у нас идёт война на Донбассе – я там не встретил ни одного писателя. Это, видимо, можно объяснить расхожей фразой: «Культура – вне политики». Зачем ты тогда нужен? Разве Шолохов был вне политики? Толстой, Достоевский? Однако некоторые писатели предпочитают «самореализоваться», «самовыражаться». Тогда – сам и читай себя…
– А кого больше всего любите из классиков?
– Если выбирать между Достоевским и Толстым, то Льва люблю больше. А ещё – Алексея Николаевича Толстого. Многих люблю. Знаете, классика она, как звёздное небо: какая звезда красивее? А русская классика – это одно из чудес света. Мы принадлежим к народу, который создал самую сильную в мире литературу. Являемся наследниками великих классических традиций, и должны отдавать себе отчёт в том, что наша литература – круче, чем нефть и газ.
– Ваши книги рассчитаны на думающих людей?
– А зачем писать для глупых? Они книг не читают. В этом году на ЕГЭ был мой текст из книги. Изучение их официально включено в университетскую программу. Кокетничать не буду: пройдёт лет триста, тогда и поговорим…
– На одной из телевизионных программ вас спросили: «В каком бы веке вы хотели жить?» Прозвучал ответ: «В серебряном». Почему?
– Сейчас мне гораздо больше нравится золотой век, ему присущи ощущение ответственности перед Родиной, честь, достоинство. Девять из десяти классиков золотого века были военными. Они прослыли удивительными людьми, сливками аристократии. Тогда элита вела себя по-иному: садилась на коня, брала шашку и ехала на войну. А вообще – мне нравится вся тысячелетняя история Руси.
– Вы закончили филологический факультет университета. Можете доказать современной молодёжи, что образование очень нужно в жизни?
– Я закончил много чего. Никогда не работал по приобретённым профессиям, однако все полученные знания оказались востребованными, они – фора для будущего. Если веду какую-нибудь телевизионную программу, легко могу прочесть абзац из известной книги – на филфаке меня заставили изучить такое количество литературы! Знаю всю мировую литературу – самостоятельно я никогда бы её не изучил.
Если дети начинают рассуждать, зачем им нужно образование, это значит, что неизвестно, чем занимались родители, пока они подрастали. Мои дети таких разговоров не ведут, трое учатся в школе, старший закончил её, есть и четырёхлетняя дочка. Предполагал, что старший сын Глеб пойдёт сразу по военной стезе, но его подвело здоровье. Предоставил ему право выбора вуза – одобрю любой, лишь бы учился.
– Писатели любят рассуждать о будущем России. Каким вы его видите?
– В Древней Руси существовало такое понятие: быть как передние, то есть первые, князья. Мы, живущие в 21-м веке, тоже ничем не отличаемся от них: стремимся не упасть в грязь лицом перед другими. Поэтому я вижу Россию большой, сияющей, святой с удивительной государственностью и консервативными ценностями: без гей-парадов, с военной аристократией, новым дворянством. Причём, с такой аристократией, которая всей своей жизнью отвечает за свои деяния, а не той, которая построила своё состояние на распиле. Она должна жить только в России, так как будет знать – если уедет из неё, то окажется на скамье подсудимых в Гааге. Левая экономика, консервативная социальная жизнь, экспансивная внешняя политика и православие. Примерно так.