В первую очередь снята интрига с назначением губернаторов. На работу в федеральный кабмин перешли три руководителя регионов — глава Тюменской области Владимир Якушев стал министром строительства и ЖКХ, руководитель Приамурья Александр Козлов получил должность министра по развитию Дальнего Востока, губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин назначен министром природных ресурсов.
Назначение Якушева связывают с лобби мэра Москвы Сергеем Собяниным. Градоначальник ранее сам возглавлял этот регион, и связь с местными элитами он поддерживал. Кроме того, это назначение поможет воплотить в жизнь его идею распространения московского опыта строительства в другие регионы, которую ранее продвигал прошлый градоначальник Юрий Лужков. Это хорошо, потому что проблемы действительно есть по всей стране.
Более очевидными представляются мотивы назначения губернатора Александра Козлова. Губернатор просто мог привлечь внимание своей деятельностью, его могли посчитать наиболее эффективным. Сложнее понять, почему уходит Александр Галушко, которого как раз и заменит Козлов.
Что касается Ямало-Ненецкого округа и назначения на пост министра природных ресурсов Дмитрия Кобылкина, то здесь прямой связи нет, она формальна. С одной стороны, регион богат природными ресурсами, с другой — трудно говорить о большом природоохранном ямало-ненецком опыте. Однако последнее время ЯНАО демонстрировал достижения, высокие показатели роста. Это и могло позволить Кобылкину перейти на другой уровень.
Надо сказать, что в целом новый состав правительства неоднозначен. Да, свои должности сохранили те, кто наиболее эффективно себя проявил — министр обороны Сергей Шойгу, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр культуры Владимир Мединский. Плюсом является и сохранение Ольги Васильевой в качестве министра просвещения (после преобразования министерства образования).
Однако при таком экономическом блоке прорывов ждать не приходится. Причем дело тут не в идеологии. Заведовать финансовой частью будут те, кто в принципе не ассоциируются с прорывом, а ассоциируются с экономией средств. А когда на прорыве начинается экономия средств, то экономия есть, а прорыва нет.
Подчеркну, задача не в том, чтобы один раз «прорваться», а чтобы запустить стабильное ускорение, воспроизводящееся. И тут люди, которые теперь заведуют экономическим блоком, с одной стороны, не вышли за рамки теории 18 века, а с другой — в практике не поднялись выше 17 века. Их называют либералами, но либералы-то считают, что главное богатство страны в производстве товаров. Они же ближе к их предшественникам — меркантилистам, которые своей главной целью считали пополнение государственной казны и дальнейшую экономию этих средств.
Проводником идеи экономии может стать и экс-глава Счетной палаты Татьяна Голикова, которую теперь поставили куратором социального блока. Она до этого великолепно проявила себя как руководитель Счетной палаты, но перед этим к ней как к министру здравоохранения и социального развития была масса вопросов. Тут можно надеяться только на то, что она будет жестко отстаивать свою сферу, но не хотелось бы, чтобы она начала экономить.
С министерством нового образования — науки и высшего образования — тоже все непросто. Михаил Котюков — это человек, который не имеет отношения ни к высшей школе, ни к науке, а всю жизнь занимавшийся финансовыми функциями. Это такая ситуация, как если бы мы назначили директором научно-исследовательского института завхоза. Это ущербный подход. Поэтому в области науки и высшего образования жду только негативных моментов.
Таким образом, новый состав правительство неоднозначен. С одной стороны, эффективное ядро сохранили, привели людей со связями из регионов, сохранили возможности для нормализации общего и среднего образования, но с другой — прослеживается курс на экономию, есть намек на катастрофу для высшей школы и нет аргументов в пользу экономических прорывов.